Румия Мансуровна Мязитова
Проект «По морям, по волнам» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»
для детей старшего дошкольного возраста
с использованием ИКТ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Краткосрочный: 2 месяца.
Участники проекта : Воспитатель, дети 6-7 лет, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Публикация «Проект „По морям, по волнам“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Актуальность проблемы заключается в том, что только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей, могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором пребывают сейчас.
Актуальность данной темы возрастает и в связи с тем, что:
- возрастает потребность в людях, обладающих элементарными экологическими знаниями;
- в повседневной жизни появилось множество проблем, в том числе и экологического характера;
- глобальные перемены, происходящие в обществе, требуют пересмотра всей системы воспитания и образования, включая и экологическое, так как без защиты окружающей среды нельзя сохранить здоровье людей. Другими словами «в больной природе не может быть здоровых людей» (Абу Али ибн Сино).
- развитие сферы экологического воспитания и образования можно рассматривать как возможность всестороннего развития личности. Необходимость комплексного подхода к экологическому воспитанию необходим с нравственным, эстетическим воспитанием личности.
Для решения данной проблемы мы выявили цель работы - создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации информационно-творческого проекта «По морям, по волнам». Обобщить и систематизировать знания воспитанников об обитателях морей. Закрепить умение использовать знания о морских обитателях при создании творческих работ в продуктивной деятельности.
Задачи.
• расширять и систематизировать представления детей о море и об обитателях морских глубин, как экологической системе;
• развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира;
• развивать способность вслушиваться в звуки моря;
• использовать различные нетрадиционные способы при создании творческих работ;
• учить охранять окружающую среду;
• совершенствовать стиль партнерских взаимоотношений, стимулировать самостоятельность.
Для эффективного решения задач проекта происходит через :
- Организацию развивающей среды в группе – уголка «Подводное царство».
- Отбор и внедрение эффективных методик и технологий по развитию познавательного интереса, творческих способностей детей. Составление картотеки игр, песен, загадок о морских обитателях направленных на развитие логического мышления, умения.
Ожидаемые результаты проекта
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления об особенностях строения тела морских обитателей: способах передвижения - плавает, ползает; способах маскировки; знать о взаимосвязи с другими обитателями; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы.
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
• знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Надежда Шемякина «Сказка про Кита», чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском».
• разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.
• рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни».
• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель М. «Игра воды».
• просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».
Сотрудничество с родителями: Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах (Совместная работа с родителями).
Деятельность по образовательным областям:
Познавательная деятельность.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
1. Беседа: «Какие разные моря!» с использованием тематического слайд-шоу.
2. Беседа: «Морские рыбы и морские животные». Использование презентации по теме.
3. НОД «Морской мир» по ознакомлению с природным окружением.
«Обитатели воды - рыбы», «Морской мир», «Путешествие маленькой икринки», «Морской конек», «Медузы», «Дельфины», «Краб».
4. НОД по изо деятельности: «На дне морском»- лепка, «Рыбки играют, рыбки сверкают» - рисование, «Морские коньки играют в прятки» - рисование; аппликация из ткани «Золотая рыбка»; вышивание способом «изонить» - «Рыбки», оригами «Рыбки»
5. НОД по ФЭМП «Морское путешествие».
6. Викторина «Что мы знаем о подводном мире?»
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
7. Физкультминутка: «Морское путешествие».
8. Физкультурный досуг
«В поисках сокровищ»
Чтение художественной литературы.
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения.
9. Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Т. Домаренок «Морские спасатели», С. Сахарнов «Кто в море живет?», И. Сударева «На дне морском», Г. Косова «Азбука подводного мира»
10. Рассматривание картин: И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
11. Загадки о морских обитателях.
12. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок.
13. Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Музыкальная деятельность.
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
14. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель «Игра воды, игра с пением «Рыбка – окунечек» р. н. п.
Дидактические игры.
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
15.«Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?», «Собери дельфина», «Кто здесь живет?», «Про кого рассказ?»
Словесные игры. Цель: Развивать умение узнавать обитателей по описанию.
16. Словесные игры: «Опиши животное», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Назови одним словом?».
17. Подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется раз», «Караси и щука»
18. Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Путешествие на корабле» «Моряки».
Работа с родителями
19. Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.
Продуктивная деятельность.
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Продукт проектной деятельности : организация мини-музея «Подводное царство», фотоальбом «Путешествие к морю», сборник детских рассказов о морях и океанах, коллективный макет «Подводное царство», фотографии с НОД, оформление игрового уголка «Морской мир».
19. Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
Изготовление фотоальбома «Путешествие к морю», выпуск сборника детских рассказов о морях и океанах.