Усова Марина
Проект «Песочное волшебство» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Песочное волшебство» в младшей группе
«Улыбка»
Воспитатель Усова М. М
Старший воспитатель Андриенко А. В.
с. Троицкое
2025г
Содержание Пояснение
Название проекта «Песочное волшебство»
Тип Долгосрочный
Вид Познавательно- творческий, групповой
Участники Воспитанники, родители, педагоги
Целевая группа Воспитанники младшей группы «Улыбка»
Сроки реализации с 03.02 по 30.05 2025г
Цель проекта -Создание условий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности ребенка, через внедрение элементов песочной терапии. Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.
Задачи проекта Образовательные:
- Познакомить воспитанников со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).
-Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь воспитанников.
-Развивать фантазию, творчество, воображение.
-Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.
-Привлечь родителей к совместной деятельности.
-познакомить со средствами песочной анимации (световой стол, художественным материалом (песок различной фактуры, манкой). Развивающие: -развивать творческий потенциал;
-Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
-развивать и обогащать речь ребенка
Воспитательные:
-Воспитывать доброту, инициативу.
-Воспитывать усидчивость и терпение.
-Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
-Воспитывать понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему.
Ожидаемый результат -воспитанники узнают значение песка в жизни всех живых объектов природы и его свойства;
-у воспитанников значительно повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи;
-освоение воспитанниками элементарных правил владения пескографией;
-создание рисунков в данной технике;
-умение аккуратно действовать с песком;
-более четкие и развитые движения пальцев рук;
-создание детского альбома рисунков «Я не простой художник»;
Проблема: Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Одной из составляющих сенсорного развития является развитие микромоторики. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, не сформированностью умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность: В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети «мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок? Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму.
Действия с песком (игры, рисование, экспериментирование и т. д.) очень важны для развития ребенка. Так как это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи и мышления, творческого потенциала. Занимаясь такой деятельностью, ребенок может видеть и оценивать результат своего труда.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.
В3- 4 года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Игры с песком будут благоприятной средой для формирования навыков коммуникации (работа в парах, мини группах, коллективом).
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
-показ презентации по проекту
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
2 этап Основной: реализация проекту по плану.
3этап: вывод и подготовка презентации для просмотра.
Февраль
Дата Воспитатели Работа с детьми Работа с родителями
1 нед. Подбор и анализ литературы по данной теме Опыты «Песочная страна» («Сухой - мокрый», «Сыпучий - липкий», «Легкий - тяжелый»);
Консультация
«Игры с песком и другими сыпучими материалами»
2нед. Беседа с воспитанниками по теме «Песок и его свойства» (начало проекта)
Рассматривание картин «Дети в песочнице»;
3нед. Загадки на тему: «Песок».
4 нед. И/у «Самый ловкий» (пересыпание песка из одной емкости в другую, пронеси песок на тарелочки)
Март
Дата Воспитатели Работа с детьми Работа с родителями
1 нед Организация в группе зоны «Песочная страна» Разыгрывание проблемных ситуаций «Зайке попал песок в глаза». Анкетирование родителей (опытно - экспериментальная деятельность)
2 нед Развивающие детские игры с песком и водой: «Куличи», «Игра в повара», «Клад», «Песчаные водоёмы»;
3 нед Составление презентации для детей «Из чего состоит песок» Стихи: В. Берестов «Посреди двора – гора», Н. Хилтон «Я полил песок водой», И. Финк «Песочница», А. Сметанин «Мы на пляже», А. Полетаева «Нам привезли песок на сад», С. Кашлев «Мы в песочнице играем», К. Балдина «Замок строим из песка».
4 нед Беседа «Правила безопасного поведения в песочнице»,
Апрель
Дата Воспитатели Работа с детьми Работа с родители
1 нед Создание тактильных мешочков (песок, камушки, опилки, крахмал) Песок - вода - «Свойства мокрого песка», «Следы на песке». Выставка работ детей и родителей с использованием нетрадиционной техники изображения «Песочные фантазии»
2 нед Рисование на песке
3 нед Составление картотеки экспериментов с песком
Аппликация из песка
4 нед С / Р игра «Печем пироги»
Май
Дата Воспитатели Работа с детьми Работа с родителями
1 нед Тематическое планирование работы с сетевым планшетом для песочной анимации Занятие ФЭМП с использованием сет. планшета Консультация для родителей «Как организовать наблюдение за неживой природой на прогулках с детьми дошкольного возраста»
2 нед Нарисуй геометрическую фигуру
3 нед Составление итоговой презентации по теме проекта «Узоры на песке».
4 нед Совместная деятельность с детьми изготовление панно с использованием цветного песка
Вывод по проекту: Песочное рисование – удивительное рисование на песке, которое используется под чутким руководством педагога, педагога - психолога, учителя - логопеда в ходе индивидуальных, групповых, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста.
Проект представляет собой реализующий нестандартный подход к решению задач по обогащению развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Проект имеет ряд практического материала в виде картотек, схем и карточек.
Надеемся, что данный проект поможет при планировании и осуществлении развивающей работы педагога с воспитанниками.
Список литературы
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
Кузуб Н. В., Осипук Э. И. В гостях у песочной феи: Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] URL:http://psy.1september.ru/article.php?id=200600608 (дата обращения: декабрь. 2015).
Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010. С. 94.
Поддьяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Журнал «Вопросы психологии» №5 1990.
Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. - Волгоград «Перемена», 1995.
https://www.ds62spb.ru/wp-content/uploads/2022/02/Voronina-N.A. pdf
1.https://www.maam.ru/detskijsad/multproekt-pesochnaja-animacija.html
2.https://multiurok.ru/files/proekt-pesochnaia-fantaziia-1.html