Оксана Геннадьевна Сторожук
Проект «Озёр на свете много, но лучше всех — Байкал!» (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ОЗЁР НА СВЕТЕ МНОГО, НО ЛУЧШЕ ВСЕХ – БАЙКАЛ!» Часть первая.
Составила воспитатель Сторожук Оксана Геннадьевна
Тема проекта
«ОЗЁР НА СВЕТЕ МНОГО, НО ЛУЧШЕ ВСЕХ – БАЙКАЛ!»
Вид проекта
Познавательно – творческий.
Объект исследования
Уникальное озеро Байкал.
Длительность
С октября по май.
Возрастная группа
Старшая группа.
Участники проекта
Публикация «Проект „Озёр на свете много, но лучше всех — Байкал!“ (часть первая)» размещена в разделах
Дети и воспитатели старшей группы, родители, воспитатель Сторожук О. Г.
Образовательные области
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Социализация
Художественное творчество
Безопасность
Введение
Природа родного края – первый эстетический воспитатель ребенка. Через наблюдение природы родного края ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Однако, окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. Очень важно вызвать у детей положительное отношение к природе, её явлениям и предметам. Приобщение ребенка к миру природы развивает различные стороны его личности: пробуждается интерес и желание познавать природное окружение; «тяжелая» самостоятельная жизнь животных вызывает у ребёнка сочувствие, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться; у детей формируются первые представления об окружающем мире, доброжелательное отношение к родной природе.
Актуальность
Современные дети, особенно городские, сильно оторваны от природы и редко с ней общаются, хотя такая потребность у них есть. При ознакомлении с природой ребенок осознает важность окружающего мира, у него развивается самостоятельная познавательная активность, расширяется кругозор. Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование у них первичных представлений о малой родине.
Богатый образовательный и воспитательный потенциал нашего региона заложен в ближайшем природном окружении – озере Байкал. Байкаловедение – это малоизученное направление в дошкольном воспитании. Основой построения работы по ознакомлению детей со славным морем является формирование у них устойчивого интереса, познавательного отношения к лимнологическому материалу. Ознакомление с уникальностью озера позволяет дошкольнику взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда. Формируются знания о многообразии природы, знакомство с животным и растительным миром. Ребёнок учится устанавливать взаимосвязи организмов друг с другом, узнает о приспособленности животных к среде обитания. Знакомство детей с географическим положением озера, влиянием озера на климатические условия региона обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире. При ознакомлении с природой происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной, выразительной Ребёнок учится правильно строить предложения, свободно излагать свои мысли. Общение с природой помогает пробудить эмоционально-чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность. Всё это, в свою очередь, побуждает детей задавать много вопросов и искать ответы на них.
Исходя из вышесказанного, подведём итог: ознакомление детей с уникальным озером Байкал - это один из вариантов формирования эмоционального, доброжелательного отношения дошкольников к родному краю, основа бережного и заботливого отношения к нему.
Цель проекта
Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как о среде обитания растений и животных.
Задачи проекта
Расширять представления детей об уникальности озера Байкал.
Развивать познавательный интерес к обитателям Байкала.
Познакомить с эндемиками Байкала.
Дать представления об экосистеме озера (взаимосвязи растительного и животного мира).
Познакомить с литературными произведениями (стихи, сказки, легенды, загадки).
Принципы
Принцип возрастной адресованости – в соответствии и с учётом возраста детей формируется содержание деятельности.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия – принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, его интересов, развитие творческих способностей, забота об эмоциональном благополучии.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным и увлекательным.
Принцип интеграции – взаимосвязь с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Формы работы
Занятия.
Беседы.
Игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и т. д.).
Экспериментальная деятельность.
Выставки.
Целевые прогулки.
Подвижные игры.
Анкетирование родителей.
Праздники.
Развлечения.
Чтение художественной литературы.
Экскурсии.
Планируемые результаты
Дети должны иметь представления об уникальности озера Байкал.
Дети должны иметь знания об эндемиках Байкала, его флоре и фауне.
Дети должны иметь представления об экосистеме озера.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
II этап. Основной.
III этап. Презентация проекта.
Содержание проекта по этапам
I этап. Подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Анкетирование родителей.
Формулирование цели и задач проекта.
Поиск и изучение методической литературы по теме проекта.
Планирование проектной деятельности по теме.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Оформление уголка «Уникальное озеро».
Консультации для родителей.
Подготовка к созданию мини - музея.
II этап. Основной
Рассматривание фотографий и иллюстраций в книгах.
Чтение народных и авторских сказок о Байкале.
Знакомство с журналом «Сибирячок» и его публикациями.
Сбор камней, растений для коллекции. (Взаимосвязь с другими видами деятельности – окружающий мир.)
Создание поделок из природного и бросового материала. (Взаимосвязь с другими видами деятельности – художественное творчество.)
Агитационная акция «Береги Байкал». (Взаимосвязь с другими видами деятельности – речевое развитие, художественное творчество.)
Дидактическая игра с использованием интерактивной доски «Нарисуй геометрическими фигурами». (Взаимосвязь с другими видами деятельности - математика.)
Экскурсия в краеведческий музей Локомотивного депо совместно с родителями.
Создание мини – музея: сбор литературы, поделок, открыток, занимательного материала и др. по теме.
III этап. Презентация проекта
Создание портфолио проекта.
Создание презентации по проектной деятельности.