Колесникова Наталья Александровна
Проект «Никто не забыт и ничто не забыто»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: творческий - информационный
Время проведения: май
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта.
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
А. Шамарин
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Родители мало уделяют внимания этой теме в семье. Поэтому педагогам ДОУ отводится особая роль, ведь как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины. Наш проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Проблема. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне на основе исторических фактов, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.
Задачи проекта:
1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне.
2. Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой
Отечественной войны.
3. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Предполагаемый результат.
Сформировать желание знать больше об истории нашей страны.
Расширять представления детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявлять чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Формировать внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
1 этап – подготовительный
1. Постановка цели
2. Поиск форм реализации проекта
3. Разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды
5. Организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой, практической деятельности.
2 этап – основной, практической реализации
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
Содержание деятельности педагога с детьми
НОД «Герои Великой Отечественной войны» «Дети герои» «Герои Нижегородского края»
Беседы:
«Что я знаю о войне» «Подвиг на войне» «Что такое героизм?» «Поклонимся погибшим тем бойцам…» «Солдат – победитель»
«О городах героях» «Дети в годы войны» «Боевая слава нашего народа» «Москва – город герой» «Письмо с фронта», «Памятник солдату»
Мультимедийные презентации «Нижегородцы в годы Великой Отечественной Войны» «Герои Нижегородцы» «Мемориалы и памятники героям ВОВ» «Города – герои»
Речевое развитие Слушание адаптированного рассказа «Музей боевой технике в кремле». «О Нижегородцах в ВОВ», «Труженики тыла»
Составление рассказа по картине «Подвиг солдата»
Чтение художественной литературы:
Алексеев С. Наташка. Три приятеля с Волхонки. Таня Савичева. Три автомата.
Баруздин С. Шел по улице солдат.
Богданов Н. Иван Тигров. Солдатская каша.
Жариков А. Смелые ребята. Максим в отряде.
Кассиль Л. Рассказ об отсутствующем. У классной доски. Обыкновенные ребята. Твои защитники.
Осеева В. Андрейка.
Туричин И. Сердце солдата. Защитники.
Ходза Н. Надо спасать детей! Детей увозят в тыл. (в кн. "Дорога жизни".)
Стихи о дне победы
Прослушивание музыкальных произведений:
Лебедева-Кумача «Священная война»;
Гамзатова «Журавли»;
Ошанина «Эх, дороги»;
Тухманова «День победы»; М. Магиденко»У кремлевской стены», А. Аренский «Там в дали за рекой», А. Филипенко «День Победы», «Вечный огонь», фронтовых песен.
Д/и: «Ордена и медали»(Пазлы, «Лото» (Военная техника ВОВ, «Чья тень» (Военная техника, «Разложи и назови правильно» (Города герои). «Воину солдату свое оружие» «Чья форма» «Продолжи историю» .
Сюжетно - ролевые игры: «Военный госпиталь», «Разведчики» «На границе»
Игра-викторина «Знатоки военной истории»
Подвижные игры:
«Разведка.» «Встречные перебежки» «Попади в цель» «Меткий стрелок»
Продуктивная деятельность Аппликация «Матрос с сигнальным флажком». Лепка «Военная техника», барельеф «Праздничный салют» Конструирование, художественный труд: письмо с фронта Рисование «Мы за мир!», «Боевые машины» «Вечный огонь», «Поздравительная открытка для ветеранов»»
конкурс рисунков «Салют Победы».
Работа с родителями:
• Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»
• Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России
Оформление тематического семейного альбома «В нашей семье есть ветеран»
Акция «Георгиевская ленточка»
Акция «Красная гвоздика!»
3 этап – заключительный
Литературно-музыкальный досуг «Этот день Победы».
Музыкальный вечер «Песни грозовых лет»
Возложение цветов к вечному огню.
Выводы:
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной. Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
В ходе совместной деятельности у детей активизировался интерес к поисковой, творческой деятельности, обогатился словарь детей в ходе введения определённых терминов в практику общения. Дети приобрели навыки общения, появился интерес к истории нашего государства.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации. – М. : ЦГЛ, 2005.
2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину. - М., 2005.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М., 2006.
5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. - М., 2008.
6. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. - М., 2007.
7. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.