Ольга Метелёва
Проект «Неделя психологии в детском саду «У нас всегда есть повод для улыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Проект «Неделя психологии» направлен на создание развивающей среды, способствующей повышению психологической культуры взрослых и детей через проведение нетрадиционных мероприятий с целью формирования ценностного отношения участников воспитательно-образовательного процесса к своему психологическому здоровью.
Публикация «Проект „Неделя психологии в детском саду „У нас всегда есть повод для улыбки“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Забота о психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве- национальный приоритет. Неделя психологии – это интересная, творческая форма работы взаимодействия ДОУ и семьи. Это актуально в рамках работы дошкольного учреждения по новым требованиям ФГОС ДО.
Проведение мероприятий в рамках этого проекта способствует повышению психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей, что в свою очередь является фактором повышения качества образовательного процесса. В проекте задействованы все сотрудники, родители и дети детского сада.
Цель мероприятия
Улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении.
Задачи
Установить партнерские отношения с семьей своих воспитанников.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Создать условия для обеспечения психологического здоровья всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов).
Формировать интерес взрослых к миру ребенка.
Проведение недели психологии направлено на создание благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, повышение общественного позитивного эмоционального настроения.
Предварительная работа
утверждение плана недели психологии;
оформление помещения ДОУ;
распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы с воспитателями;
разработка конспектов занятий и бесед;
изготовление необходимого материала;
подготовка раздаточного материала, информационных листов, памяток и др.
План недели психологии
Понедельник : День улыбок
Вторник: День счастья
Среда: День хорошего настроения
Четверг: День комплиментов и добрых пожеланий
Пятница: Наш любимый детский сад
ПОНЕДЕЛЬНИК. ДЕНЬ УЛЫБОК
Девиз дня: «У нас всегда есть повод для улыбки!»
Акция для родителей и сотрудников ДОУ: «У нас всегда есть повод для улыбки!»
В холле стоит коробочка с предсказаниями для взрослых и детей.
Цель: привлечение внимания к неделе психологии и вовлечение в работу недели родителей.
Материал: объявление, план недели психологии.
Ход акции:
Перед приходом родителей вывешивается объявление и план недели психологии в холле ДОУ и по группам.
Занятие для детей
Ход занятия:
Воспитатель:
— Что является показателем хорошего настроения? Конечно улыбка, ведь благодаря улыбке в мире становится немного теплее и уютней. Ее называют таблеткой хорошего настроения и зеркалом души, она – показатель счастья.
Если небо хмурится,
Дождик льет с утра,
То улыбкой солнечной
Скрасить день пора!
— Давайте улыбнёмся друг другу! (Дети дарят улыбки соседу справа, а потом соседу слева)
В группе появляется Смайлик. (переодетый малыш или рисунок)
Смайлик:
— Привет детишки, девчонки и мальчишки. Я - весёлый Смайлик. Решил, что сегодня, обязательно, забегу к Вам в гости!
Сегодня день улыбки – классный праздник!
Его полюбит взрослый, и малыш-проказник!
Ты в этот день улыбки раздавай повсюду,
Скорее улыбнись соседу, маме, другу!
Пусть все сияет, радостью на свете
Улыбками наполним мы планету!
Смайлик:
— Я люблю вас, дети, всех, пусть звучит весёлый смех! (дети смеются, и показывают улыбки).
— А давайте, нарисуем побольше смайликов и подарим их всем, кто грустит, или всем, кого мы любим.
Дети садятся за рисование и рисуют под песенку «Подари улыбку» Слова и музыка: Обухова Елена Энверовна, исполняет: Спиридонова Марина, преподаватель Маркова Л. Б., г. Казань.
Смайлик:
— Какие смайлики-улыбки у вас получились чудесные, прямо теплее вокруг стало, столько солнышек разом зажглось. А давай те мы с вами и смайликами сделаем фото на память.
Нарисованные смайлики выкладывают на выставку и фотографируются со смайликом и собственной улыбкой.
Смайлик:
— Спасибо вам ребята за теплоту вашей души. Но мне уже пора прощаться. До свидания, ребята!
Дети прощаются со смайликом, а он обещает прийти еще.
Беседа воспитателя с детьми:
Воспитатель:
— Ребята, а по какому поводу сегодня к нам приходил «Смайлик»?
(потому что сегодня День улыбки)
Воспитатель:
— Ребята сегодня мы со Смайликом рисовали «Улыбку» А давайте, теперь эти улыбки подарим тем, кого очень сильно любим.
Дети:
— С улыбкой, объятиями и добрыми словами.
— Это тебе Смайлик, чтобы у тебя было самое лучшее настроение всегда. Я тебя люблю.
Акция дарения смайлика ребенком родителю.
По мере прихода родителей дети дарят им смайлики.
ВТОРНИК. ДЕНЬ СЧАСТЬЯ И РАЗМЫШЛЕНИЙ О НЕМ.
Девиз дня: «Радостные дети – счастье на планете!».
Акция для родителей и сотрудников ДОУ: «Счастье для меня – это…».
Цель: активизация родителей и сотрудников, привлечение к обдумыванию и рассуждению на тему счастья, повышение интереса к жизни, сбор информации.
Материал: Заготовки в виде маленьких цветных ладошек или др. ручки, фломастеры, клей, большой плакат «Счастье для меня это…».
Ход акции:
В холле ДОУ на столе, для родителей с детьми, лежат заготовки, где нужно хотя бы в двух словах, написать, что для них счастье.
После окончания приема и заполнения родителями малых форм, оформляется плакат «Счастье для меня это…». (лучи солнца на плакате)
Интервью у детей старших групп «Счастье для меня – это…»
Цель: укрепление детско-родительских отношений.
Материалы: микрофон, бибабо любого персонажа (Петрушка, плакат «Счастье для меня – это… Дети». Оформлен в виде цветных шариков и улыбающейся рожицы Петрушки, фломастеры, клей для оформления плаката.
Ход интервью:
К детям в гости приходит психолог и приносит с собой Петрушку.
Воспитатель:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна, а с Петрушкой, вот он.
Петрушка:
— Здравствуйте, ребята!
— Я развеселая игрушка и зовут меня Петрушка!
Воспитатель:
— Ой, Петрушка, ну раз ты такой развеселый, то, наверное, счастливый?
Петрушка:
— Ой! А как это – счастливый!
Воспитатель:
— Ну это когда у тебя счастье есть.
Петрушка:
— А что такое счастье?
Воспитатель:
— Ребята, а давайте подумаем и расскажем Петрушке, что же такое счастье и что нам для счастья нужно.
Петрушка:
— А, ну я тогда буду брать интервью, вот… Подать мне сюда микрофон!
Петрушка с микрофоном обходит всех детей, они представляются Петрушке и рассказывают ему, что же такое счастье, в их понимании.
Воспитатель записывает ответы на диктофон.
Воспитатель:
— Ну как, Петрушка, ты выяснил для себя, что такое счастье?
Петрушка:
— Да, ребята такие умные и точно знают, что им нужно для счастья. Наверное, и мне это тоже нужно и побольше. А потому, я предлагаю вам поиграть.
— Это очень веселая игра, называется она «Прикоснись к…»
— Встаньте все в центре комнаты. И будьте очень внимательны. По моей команде…
Петрушка:
— Прикоснись к… рыжим волосам, хорошо, приготовились.
— Прикоснись к… синим башмакам, хорошо, приготовились.
— Прикоснись к… носовым платкам, хорошо, приготовились.
— Прикоснись к… черненьким носкам, хорошо, приготовились.
— Прикоснись к… пушистому ковру, хорошо, приготовились.
— Прикоснись к… другу своему (Петрушка смотрит, если дети остаются без друга, к ним прикасается Петрушка)
Воспитатель:
— Петрушка, спасибо тебе за игру.
Петрушка:
— Ой, это вам спасибо за радость, и это такое счастье, когда вы все такие веселые.
Воспитатель:
— А я предлагаю, сейчас написать на цветных бумажных шариках ответы ребят и оформить большой плакат для наших пап и мам, пусть они тоже посмотрят, что такое счастье.
Петрушка:
— Хорошо, я обязательно буду вам помогать.
Воспитатель, и помощник записывают ответы детей на бумажных шариках, а воспитатель с детьми и Петрушкой, приклеивают их на плакат.
Затем плакат все вместе вывешивают внизу в холле.
Петрушка:
— Вот мы и справились. Спасибо вам, ребята. Мне пора, до свидания.
Для детей всех возрастных групп
- Психологическая релаксация «Подушка счастья»
Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними лежит «подушка счастья».
– Ребята, наполним подушку счастьем, чтобы вам снились добрые, радостные сны. Что самого важного каждый из вас положит туда. Прошу вас не повторяться. (Каждый подходит к наволочке, имитирует, что положил внутрь что-то. Дети могут положить в наволочку и котенка, и мороженое, и мамину улыбку, и дружбу, и помощь…Эмоционально поддерживаем любой выбор). Здорово! Какая замечательная подушка у нас получилась! А сейчас пришло время отдохнуть.
СРЕДА. ДЕНЬ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.
Девиз дня: «Тепло тому, кто излучает свет. Светло тому, кто носит в себе солнце»
Акция для родителей и сотрудников ДОУ: «Цветочек добрых слов».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, обретение эмоционального комфорта.
Ход акции:
В холле ДОУ располагается стол, на котором лежат лепестки от цветка. Родителям и сотрудникам предложено написать на листочке добрые слова детям, воспитателям, любому сотруднику детского сада и приклеить к цветку.
Игровой сеанс для детей «Варим варенье - веселое настроение».
Цель: сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса.
Проводится в группах младшего, среднего, старшего возраста.
Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 граммов баловста,
грамм доброй шутки
И станем все это варить три минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Заглянем под крышку,
Там у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!
И воспитатель предлагает детям "сварить" радость в котелке. "Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?" Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т. д. Можно использовать пиктограммы настроений) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.
Просмотр мультфильма «Просто так»
ЧЕТВЕРГ: ДЕНЬ КОМПЛИМЕНТОВ И ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ.
Девиз дня: «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Психологическая акция для родителей и сотрудников «От чистого сердца желаю…» Цель: дать возможность выразить свои пожелания родителям и воспитателям детского сада (все желающие родители и сотрудники могут оставить свое мнение о работе детского сада).
Занятие для детей старшей, подготовительной группы. «Сказка о силе добрых слов»
Цель: обобщение представления детей о важности добрых слов в жизни человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.
Материалы: мягкий шарик, сказка «О силе добрых слов» Ход занятия:
Воспитатель:
— Здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам с добром. И принесла вот этот мягкий шарик доброты. Он такой же мягкий, как сама доброта. Но он не заряжен. Я предлагаю вам зарядить шарик добрыми словами. Пусть каждый подойдет прикоснется к шарику и скажет доброе слово.
Дети:
— Хороший, добрый, любимый, мягенький, спасибо, пожалуйста, извини, дружба, мама, я буду беречь тебя, ты очень красивый.
Воспитатель:
— Ой, как вы хорошо зарядили шарик доброты, и он вам даже дарит новую добрую сказку. Занимайте свои места и внимательно слушайте.
Воспитатель читает сказку, дети: слушают.
Воспитатель: (Проводит беседу по сказке)
— Как вы думаете, почему девочка попала в этот страшный серый, сон?
— Как ее встретили люди в серой стране?
— Что поняла девочка, когда стояла под козырьком магазина?
— Что помогло девочке изменить ситуацию?
— Как и почему изменилась жизнь девочки после пробуждения?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель:
— Наш шарик доброты может исполнить одно доброе ваше желание. Прошу подумать над своим желанием и сказать: «Я бы хотел стать более…», и придумать, какое хорошее качество вы хотите себе взять. Шарик вам обязательно поможет и у вас обязательно оно появится.
Дети:
— Я бы хотел стать более… (добрым, ласковым, сильным, смелым, умным, ловким, любимым, дружным, заботливым).
Воспитатель:
— Вот нам и пора, спасибо ребята за добрые слова. И пусть все чего пожелали, обязательно сбудется. До свидания. (РАСПЕЧАТАТЬ)
ПЯТНИЦА: НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД
Психологическая игра «Тайный друг». Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки. Сотрудникам необходимо было написать и отправить по 3 письма с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.
Акция для родителей и сотрудников «Благодарю….», «Хочу сказать «Спасибо!» Все желающие могут оставить свои отзывы о «Недели психологии в детском саду».
Работа с детьми
Акция "Подари ладошку». Цель: создание атмосферы психологического комфорта, доверия, хорошего настроения. Изготовление коллективной работы «Детский сад – это мы».
Итоги Недели психологии
Видеоролик «Как это было».
Ожидаемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоции.
Список использованной литературы
1. Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др “Неделя психологии в школе” - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с. : ил. (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”). 2. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. Серия: Психологические беседы “Воспитание нравственных качеств у детей” 3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. = М. : АРКИ, 2001 4. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения (Авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009) 5. Интернет-ресурсы. 6. Авторские разработки занятий.