Татьяна Котенкова
Проект «Наш любимый Маршак»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность проблемы.
С середины марта в рамках детского сада проходили дни книги. Мы решили разработать краткосрочный проект по творчеству детского писателя С. Я. Маршака «Наш любимый Маршак». Такая форма работы с детьми как проект позволяет глубже и интереснее изучить ту или иную тему. Она позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. А интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Проект „Наш любимый Маршак“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Огромная часть произведений С. Я. Маршака посвящена именно детям. Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В связи с вышеперечисленным была и определена тема.
Цель проекта : создание условий для расширения и углубления знаний по творчеству С. Я. Маршака, формирования доброжелательных отношений в коллективе дошкольников.
Задачи:
1. Разработать цикл мероприятий совместно с библиотекой и кинозалом поселка Новостройка по изучению творчества Маршака.
2. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах (почта, библиотека, кинозал).
3. Развитие речи и творческих способностей детей.
Участники: воспитанники, воспитатели, родители, библиотека и ДК поселка Новостройка.
База: старшая группа «Пчелки», МБДОУ детский сад «Сказка» поселка Новостройка Кемеровского района.
Срок: краткосрочный, с 17 марта по 11 апреля 2014 года.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса к художественной литературе;
-обогащение активного и пассивного словаря.
Подготовительный этап.
-организация похода в библиотеку;
-организация просмотра мультфильма «Двенадцать месяцев» в кинозале ДК поселка Новостройка;
-оформление уголка Маршака в книжном центре;
- организация родителей для похода на почту и наблюдением за работой почтальонов.
Основной этап.
1. Рассказ воспитателя о Маршаке.
2. Заучивание стихотворений С. Я. Маршака.
3. Проведение занятия по чтению художественной литературы по произведению Маршака «Почта».
4. Проведение занятия по рисованию по произведению Маршака «Вот какой рассеянный».
5. Заучивание считалок, подвижной игры «Мыши дернули за гири».
6. Рисование полюбившихся героев.
7. Подготовка инсценировки по стихотворению «Багаж».
8. Участие в викторине в библиотеке.
9. Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» в клубе.
Заключительный этап.
1. Отчетный мини-концерт для родителей.
2. Презентация альбома детского творчества по мотивам произведений Маршака.
Заключение.
Проект длился в течение 4 недель. Были использованы следующие формы работы: игра, рассказ, беседы, чтение и обсуждение прочитанного, продуктивная деятельность, заучивание стихотворений, драматизация, дидактическая игра, экскурсия в библиотеку и кинозал ДК поселка Новостройка.
По итогам проекта можно говорить о том, что дети глубже познакомились с творчеством С. Я. Маршака. Некоторые ребята начали использовать в своей речи фразы из произведений автора, тем самым образно обогащая свою речь. У детей была возможность посетить библиотеку и кинозал, закрепив на практике навыки культурного поведения в обществе.
В арсенале детей оказалось несколько игр и считалок на стихи Маршака, дети имели возможность услышать песенки, а также увидеть мультфильмы. Ребята с удовольствием приняли участие в подготовке мини-концерта для родителей: репетировали сценку, готовили атрибуты, альбом рисунков по произведениям С. Я. Маршака, учили стихи.
В целом мы считаем, что своей цели мы добились. Юмор Маршака позволяет снимать психическое напряжение внутри группы, поднимать настроение, способствовать проявлению доброжелательных отношений среди дошкольников.
Приложение 1
Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Багаж».
Подготовительная работа.
Дети знакомятся с произведением. Воспитатель организует беседу по восприятию и содержанию стихотворения. Обсуждаются характеры героев, внешний образ, вкратце описывается история, которая произошла с Дамой. Дети находят объяснение тому, как же «собака могла подрасти». Проводится словарная работа (саквояж, багаж, картонка, перрон, квитанция). Рассматриваются иллюстрации, возможно, разных художников-иллюстраторов.
Целесообразно включить в подготовительный этап просмотр записи передачи «АБВГДЕйка», посвященной творчеству Маршака и истории про «Багаж». У детей будет возможность увидеть работу актеров, их положение на сцене, костюмы, речь и прочее.
Основной этап.
Далее между детьми распределяются роли. Это Дама, 2 носильщика, приемщик багажа, собака. Атрибуты для костюмов: шляпа, шарф, сумочка или зонтик для Дамы; кепки для носильщиков, перчатки, нагрудные номера №10, №15, квитанции (4, вывески «Дно», «Житомир», игрушечный диванчик, саквояж, чемодан, картина, корзина, картонка, маленькая собачка-игрушка, костюм собаки.
Роль автора может выполнять как воспитатель, так и ребенок с хорошей дикцией и соответствующими способностями.
На репетициях дети запоминают свои позиции на сцене, выходы, диалоги, действия. Возможно музыкальное сопровождение.
Заключительный этап.
Показ детьми драматизации запланирован на отчетном мини-концерте для родителей. Подобные формы работы очень нравятся детям, способствуют их раскрепощению, развитию пластики, интонационной стороне речи, повышают интерес к литературе. Данная работа может быть использована и по теме «Театр и театральные профессии».
Оформление зала:
Из крупного мягкого модуля построить поезд, из театральной ширмы – кассу вокзала.
Действие 1 (вокзал, касса багажа).
Ведущий: Дама сдавала в багаж:
Дама: Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
(Носильщики по мере называния грузят багаж на тележки)
Ведущий: Выдали Даме на станции
Четыре зеленых квитанции
Приемщик: От вас получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка
(выдает Даме квитанции)
Действие 2.
(Носильщики везут вещи на перрон, кидают в вагон)
Ведущий: Вещи везут на перрон,
Кидают в открытый вагон.
Носильщик № 15: Готово, уложен багаж
Диван, чемодан, саквояж
Носильщик № 10: Картина, корзина, картонка
Товарищи, где собачонка?
Ведущий: Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес
(носильщики его ловят)
Поймали его, и в багаж
Туда, где лежал саквояж,
Корзина, картина, картонка,
Где прежде была собачонка.
Действие 4.
(город Житомир)
Ведущий: Приехали в город Житомир,
Носильщики 10 и 15 номер везут
На тележках багаж:
Носильщик № 15: диван, чемодан, саквояж
Носильщик № 10: картину, корзину, картонку
Ведущий: А сзади ведут собачонку
(собаку ведет приемщица багажа)
Ребенок в роли собаки: Собака-то как зарычит (рычит).
Ведущий: А барыня как закричит:
Дама: Разбойники, воры, уроды!
Собака не той породы!
Ведущий: Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину, корзину, картонку
Дама: Отдайте мою собачонку!
Приемщица: Позвольте, мамаша! На станции
Согласно багажной квитанции
От вас получили багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Однако за время пути
Собака могла подрасти!
(артисты выходят на поклон, кланяются, уходят).
Приложение 2
Сценарий отчетного мини-концерта для родителей
«Наш любимый Маршак».
Оборудование: фонограмма песни «Поросята», атрибутика для инсценировки «Багажа», презентация фотографий, столик с портретом и книгами Маршака, альбом с рисунками детей.
Цели: подвести итоги работы с детьми и родителями по проекту «Наш любимый Маршак»; показать достижения дошкольников; повысить интерес родителей к работе детского сада, способствовать созданию условий для активного участия родителей в жизни детского сада в дальнейшем.
Форма: мини-концерт.
Время: 11 апреля 2014г.
Место: музыкальный зал.
Ход мероприятия:
Под песни на стихи Маршака дети проходят по залу, садятся на стульчики. Родители приветствуют их.
Ведущий 1: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны вам, что вы пришли к нам на небольшой концерт.
Ведущий 2: В течении месяца в нашей группе проходил проект по творчеству С. Я. Маршака «Наш любимый Маршак». Мы читали сказки и стихи этого писателя, рассматривали иллюстрации, обсуждали, спорили. Посмотрели детскую передачу «АБВГДЕЙка», посвященную творчеству Маршака, посетили кинозал ДК поселка Новостройка, посмотрели мультфильм «Двенадцать месяцев», а также были в нашей библиотеке и приняли участие в викторине по творчеству этого любимейшего поэта нашего детства.
Ведущий 1: Ребята своими силами изготовили альбом рисунков героев разных произведений Маршака. А сейчас мы покажем все, чему мы научились за это время.
Ведущий 2: Маршак очень любил детей и посвятил множество своих стихов детям. Многие из них носят весьма шутливый характер.
Дети читают стихи. (Даша и Мадина, Настя, Рома, Арина, Никита).
Ведущий 1: Маршак еще сочинял считалки для детей, зазывалки для игр. Сейчас мы вам покажем. Дети, поиграем?
Проводится игра «Мыши дернули за гири».
Ведущий 2: С. Я. Маршак посвятил целый цикл стихотворений о месяцах года. Он так и называется «Круглый год». Стихотворения «Март» и «Апрель» прочитают для вас Сережа, Снежанна и Саша.
Дети читают стихи.
Ведущий1: Теперь мы проведем конкурс для родителей, посмотрим, на сколько они хорошо знакомы с творчеством Маршака.
Конкурс «Узнай по костюму»
(Вызываются три пары (мамы с детьми, им предлагается выбрать персонаж из предложенных иллюстраций (лежат перевернутые на столике, переодеть в который нужно будет своего ребенка. Зрители должны узнать персонаж Маршака)
Иллюстрации: Рассеянный, Дама («Багаж», Старушка («Пудель»).
Атрибуты: сковорода, перчатки, шарф, чемодан, пиджак, шляпа, мех, сумочка, туфли, собачка (игрушка, очки, длинная юбка, блузка, жилет, тапки,фартук.
(Чтобы не было паузы, ведущий проводит импровизационную «зарядку» с детьми под песенку «Поросята» на стихи С. Я. Маршака).
Ведущий 1: А сейчас мы приглашаем всех в театр на инсценировку стихотворения Маршака «Багаж».
Дети показывают сценку «Багаж».
Ведущий 2: Уважаемые родители и ребята мы хотим показать вам фильм о том, как это было. Надеемся, что вы не останетесь равнодушными к творчеству С. Я. Маршака и еще почитаете вместе его сказки и стихи, или сходите в библиотеку, или в интернете найдете другой интересный материал.