Надежда Сергеевна Быкова
Проект «Народное искусство и культурное наследие народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народное искусство и культурное наследие народов России»
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего.
Максим Горький
Проблема: Происходящие в обществе перемены вполне естественно затрагивают многие стороны нашей жизни. Сегодня широко обсуждаются проблемы воспитания и образования подрастающего поколения начиная с раннего детства. Как воспитывать? Как и чему учить?
Публикация «Проект „Народное искусство и культурное наследие народов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Наша Россия - многонациональная страна. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. Президент Российской федерации В. В. Путин подчеркивает, что "взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций".
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным стандартом определены единые воспитательные процессы образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Также он направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Актуальность: Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В наше сложное время – время социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизионные экраны. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Задачи:
1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
2. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
3. Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России.
4. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
5. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.
6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Предмет исследования: Народное искусство и культурное наследие.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Место проведения проекта: МБДОУ «Тевризский детский сад №4»
Направленность развития деятельности: групповая
Продолжительность: долгосрочный 1 год
Ожидаемые результаты:
1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
2. Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта.
3. Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.
4. Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
5. Будет организована выставка прикладного искусства «Народные промыслы».
Основные направления работы:
- знакомство с народным бытом. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
- знакомство с народно-прикладным творчеством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…
- знакомство с особенностями народных игр. Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.
– знакомство с традициями и народными праздниками. Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
- взаимодействие с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Важность приобщения детей к истокам народной культуры огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Для начала необходимо разобраться в понятиях: народное искусство и нематериальное культурное наследие.
Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос, музыка (песни, наигрыши, пьесы, театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
1. Постановка цели и задач.
2. Подбор наглядного материала и дидактических игр.
3. Подбор художественной литературы по теме.
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Создание картотеки дидактических игр.
6. Оформление в группах центров патриотического воспитания.
7. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап - основной
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Народное искусство и культурное наследие народов России».
Включает в себя:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами
Содержание проекта.
№ Название мероприятия Сроки проведения Участники, ответственные
Мероприятия с детьми
1 Тематический час, посвященный разным народностям «Национальная культура народов России».
(Татары, Нанайцы, Башкиры, Казахи, традиционные блюда, Юрта, Национальность). Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь, что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки). Ежемесячно в течение года Средние
Старшие подготовительные группы,
Воспитатели
2. «Гуляй, Масленица!» «Ой, Маслена-красота! Открывай-ка ворота!» - уличное театрализованное представление. Февраль Все возрастные группы
Воспитатели
3. Районный патриотический конкурс
«В стихах и песнях живет Россия»,
посвященном 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Март Средние
Старшие подготовительные группы,
Воспитатели
4. Мероприятия, посвящённые 140-летию со дня рождения К. И. Чуковского «Чуковскому Корнею - послание к юбилею.» Март Средние
Старшие подготовительные группы
Воспитатели
5. «В гостях у русских народных сказок» - конкурс представление ко Дню русской народной сказки. Апрель Все возрастные группы
Воспитатели
6. «Пасхальные традиции народов России». Чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов. Апрель Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
7. Квест игра «Космическое путешествие».
Апрель Средние
Старшие подготовительные группы
Воспитатели
8. Выставка «Промыслы России».
ООД «Матрешка – душа России». Май Средние
Старшие подготовительные группы
Воспитатели
9. Районный патриотический конкурс «Голубь Мира», посвященный 77-ой годовщине Победы в ВОВ. Май Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
10. Участие во Всероссийских фестивалях-конкурсах народного искусства. В течение года Средние
Старшие подготовительные группы
Воспитатели
11. Познавательно-развлекательная программа «Старинные русские народные игры», «Праздник русской берёзки». Июнь Все возрастные группы
Воспитатели
12. Беседа о национальном празднике «Сабантуй», Знакомить детей с разными народами, населяющими нашу страну. Учить детей уважать культуру, отличную от их собственной. Познакомить детей с традициями, обычаями, с художественно - прикладными видами деятельности татар (вышивание, изготовление ювелирных украшений, пошив обуви, одежды Июль Все возрастные группы
Воспитатели
13. Конкурс пословиц разных народов «Пословица недаром молвится». Август Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
14. Выставка «Промыслы России».
ООД «Сказочная Гжель» Август Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
15. Виртуальная экскурсии по известным улицам России и достопримечательным местам. В течение года Старшие подготовительные группы
Воспитатели
16. Конкур «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию». Сентябрь Все возрастные группы
Воспитатели
17. Выставка «Промыслы России».
ООД «Путешествие в Хохлому» Сентябрь Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
18. Праздник «Осенние посиделки»
(Беседы об осени, о русской традициях Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр). Октябрь Все возрастные группы
Воспитатели
19. Выставка «Промыслы России».
ООД «Волшебная Дымка» Октябрь Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
20. Познавательный час «День народного единства»
(беседы о дружбе, о Родине, разучиваются стихи, народные пословицы и поговорки, народные игры). Ноябрь Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
21. Выставка «Промыслы России».
ООД «Волшебная Дымка» Ноябрь Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
22. Всемирный день детей.
(чтение художественной литературы : А. Барто «Дома», «Его семья», «В пустой квартире», «Младший брат»; беседы о семье; сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Мой дом», выставка иллюстраций «Права детей»). Ноябрь Все возрастные группы
Воспитатели
23. Выставка «Промыслы России».
ООД «Городец – город мастеров». Декабрь Старшие, подготовительные группы
Воспитатели
24. Пополнение музея «Русская изба» новыми экспонатами.
В течение года Все возрастные группы
Воспитатели
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей «Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание». Февраль Старший воспитатель
Все возрастные группы
Воспитатели родители.
2. Районный конкурс детского творчества «Вдохновение Техника. Фантазия» Март Старшие, подготовительные группы
Воспитатели родители
3. Экскурсии по улицам родного поселка и достопримечательным местам. Сентябрь Все возрастные группы
Воспитатели родители
4. Привлечение родителей к оформлению РППС, направленной на ознакомление детей с историей и культурой народов России. В течение года Все возрастные группы
Воспитатели родители
5. Участие родителей в пополнении мини – музея «Русская изба» новыми экспонатами. В течение года Все возрастные группы
Воспитатели родители
6. Привлечение родителей к изготовлению костюмов народов России для детей (музыкальные развлечения, театрализованная деятельность). В течение года Все возрастные группы
Воспитатели родители
7. Участие родителей в проектах, конкурсах, праздниках, развлечениях. В течение года Все возрастные группы
Воспитатели, родители
8. Оформление стендовой информации, папок-передвижек для родителей по данной теме. В течение года Все возрастные группы
Воспитатели, родители
9. Привлечение родителей к пополнению материала «Патриотического уголка» в группах детского сада. В течение года Все возрастные группы
Воспитатели родители
Работа с педагогами
1. Разработка и утверждение плана мероприятий, посвященных Году народного искусства и
нематериального культурного наследия народов РФ Январь Заведующий,
Старший воспитатель
2. Подбор методических разработок, ООД по ознакомлению и изготовлению с детьми образцов народных промыслов:
a. дымка
b. хохлома и хохломская роспись
c. гжель
d. городецкая роспись
e. матрёшка как символ России, тематической литературы для детей, педагогов, родителей. Февраль Старший воспитатель, Воспитатели
3. Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры Март Старший воспитатель
4. Семинар – практикум «Народные промыслы. Декоративно – прикладное искусство в ДОУ» Май Воспитатель
5. Создание мини – музеев в группах Июнь – август Старший воспитатель Воспитатели
6. Тематическая проверка «Создание условий в ДОУ, формирование основ культурно – исторического наследия» Сентябрь Заведующий
Старший воспитатель
7. Участие в муниципальных, региональных мероприятиях, посвященных Году историко – культурного наследия. В течение года Старший воспитатель
Все возрастные группы
Воспитатели родители
3 этап - Заключительный этап
1. Выставка «Народные промыслы» народов России
2. Презентация проекта «Народное искусство и культурное наследие»
3. Систематизация материалов.
Полученные результаты:
1. Дети познакомились со старинными предметами быта, домашнего обихода народов России.
2. Познакомились с народными играми, научились в них играть.
3. Пополнили словарный запас названиями предметов быта народов России.
4. Приобрели практические умения и навыки по росписи
a. дымка
b. хохлома и хохломская роспись
c. гжель
d. городецкая роспись
e. матрёшка как символ России.
5. Организовали выставку «Народные промыслы» народов России.
В течении года по итогам мероприятий подготавливалась презентация традиций и праздников народов России.
Продукт проектной деятельности для детей:
1. Альбом «Национальные узоры народов России»;
2. Развлечение и праздники народов России.
Продукт проектной деятельности для педагогов:
1. Конспекты по теме проекта;
2. Планирование по данной теме;
3. Презентация ««Народное искусство и культурное наследие»
4. Картотека с детскими играми народов России.
Продукт проектной деятельности для родителей:
1. Подготовка выставки народного творчества в группе, в зале;
2. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов;
Список используемой литературы
https://uraloved.ru/ludi-urala/narody-urala
http://vokrugknig.blogspot.com/2021/11/2022.html
http://rosinki.blogspot.com/2020/01/blog-post_16.html?m=1