Получи документы

Проект для дошкольников «Народная кукла»

Людмила Хижняк
Проект для дошкольников «Народная кукла»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»

ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ КУКЛА»

Воспитатель группы № 6:

Хижняк Людмила Геннадиевна

Новосибирск 2023г.

Актуальность проекта

Публикация «Проект для дошкольников „Народная кукла“» размещена в разделах

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклыспособны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла– первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Проблема проекта : Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

Обучающая:

1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичнойкуклы;

3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

4. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

2. Пополнение коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к народной тряпичной куклеи бережное отношение к культуре своего народа;

2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.

3. Вовлекать родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители, учитель- логопед, преподаватель ИЗО.

Тип проекта : Познавательно- творческий, краткосрочный (1 неделя).

Сроки реализации проекта : 02.12.23-08.12.23г

Ожидаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :

-подборка для рисования разных видов тряпичных кукол;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-альбом детско-родительского творчества «Народная кукла»;

- картотека устного народного творчества (игры, пословицы, поговорки, цитаты, стихи);

- детский альбом словотворчества «Народная кукла»

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

-презентация проекта перед другими группами;

-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

5. Получение положительного заряда и эмоций детьми, радости и хорошего настроение в целом.

6. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

7. Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы у педагогов; 8. Распространение педагогического опыта на мастер –классах с родителями, другими группами и педагогами.

Оценка результатов проекта :

-дети знают историю возникновения кукол и способы их использования нашими предками;

- умеют делиться полученными знаниями о куклах с другими детьми;

- знают разные виды материалов для изготовления традиционной народной куклы;

- знают технологию изготовления некоторых тряпичных кукол;

- дети используют в речи новые слова (закрутка, обереговые, обрядовые, красный угол, кувадка, пеленашка, крестец и т. д)

- умеют самостоятельно изготовить некоторые виды тряпичных кукол;

- проявляют уважительное отношение к народным традициям и прошлому русского народа.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель, специалисы: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в творческой, образовательной и игровой деятельности.

Родители: принимают активное участие в мероприятиях, согласно проекту; помогают применять полученные детьми знания на практике.

План реализации проекта

Образовательная

область Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное

развитие - Ситуативные беседы «Моя любимая кукла»

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление тряпичных кукол.

- Пополнение мини-музея, пополнение кукольного уголка

Речевое развитие -Рассказы детей о куколках, приготовленные дома с родителями.

- Интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка»

- Интерактивная игра «Народная кукла»

Чтение литературы:

- Чтение русских народных сказок «Терёшечка»;«Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»;«Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички».

- Чтение стихотворения «Народная кукла»Лупанчук О. Ю.

-Пословицы и поговорки о кукле;

-Заучивание стихов о куклах.

Познавательное развитие -Беседа: «История возникновения куклы».

-Занятие:«Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Художественно-эстетическое -Аппликация «Кукла пеленашка»

-Лепка «Народная кукла»;

-Создание стенда «Народные куклы»

-Рисование «Славянские куклы»,

Музыка -Слушанье:

- Ж. Металлиди. Танец кукол;

-Д. Шостакович. «Заводная кукла»;

- Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;

- И. Парфенов. «Танец куклы»;

- П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;

- Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;

- Л. Делиб «Коппелия»;

- Й. Байер «Фея кукол»;

- И. Стравинский «Петрушка»;

- К. Дебюсси «Ящик с игрушками».

Физическое развитие - Русские народные подвижные игры : «Карусель», «Ярмарка», «Гуси-лебеди», «Ай-ду-ду-ду»

-Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя!», «Наперсток», «Катины куклы»

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный

1. Определение темы (постановка проблемы, формулировка цели и задач.

2. изготовление веника для создания проблемной ситуации;

3. выявление первоначальных знаний о народной кукле (что знаем, что хотим знать, где можем узнать);

4. мониторинг детей;

5. анкетирование родителей;

6. сообщение родителям о предстоящей деятельности;

7. подобрать методическую, художественную, детскую литературу для рассматривания, чтения, подбор музыкального репертуара;

8. подготовка картин, фото, плакатов о традиционных народных куклах;

9. изготовление для наглядности тряпичных кукол (крестец, пеленашка, кувадка, игровушка, зайчик на пальчик, крупеничка);

10. создание наглядного альбома «Народная кукла»;

11. создание альбома «История русской народной куклы»;

12. создание картотеки устного творчества на тему «Народная кукла»- сборник стихотворений, пословиц, поговорок, сказок;

13. подборка дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, устного материала;

14. составление перспективного плана мероприятий.

2 этап - Практический

Осуществление плана реализации проекта.

1. Создание плаката «Три вопроса» совместно с детьми, представление его родителям;

2. беседа: «История возникновения куклы»;

3. занятие (познавательное развитие) : «Народная игрушка. Тряпичная кукла» с сопровождением презентацией;

4. рассматривание альбома «История русской народной куклы»;

5. просмотр презентаций «История кукол», «Виды традиционных русских народных кукол»;

6. чтение русской народной сказок сказки «Терёшечка» (с сопровождением презентацией);

7. чтение русских народных сказок : «Матушкина кукла», «Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»; «Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички»;

8. интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка» -экскурсия в «избу»;

9. изготовление мнемо-таблиц совместно с детьми;

10. создание плаката «Виды народных кукол»;

11. чтение стихотворения «Народная кукла» Лупанчук О. Ю. ;

12. обсуждение пословиц и поговорок о кукле;

13. заучивание стихов о куклах;

14. рассказы детей о куклах (создание альбома словотворчества);

15. изготовление аппликации «Кукла пеленашка»;

16. лепка «Народная кукла»;

17. рисование «Славянские куклы»;

18. Прослушивание музыкальных произведений:

• Ж. Металлиди. Танец кукол;

• Д. Шостакович. «Заводная кукла»;

• Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;

• И. Парфенов. «Танец куклы»;

• П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;

• Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;

• Л. Делиб «Коппелия»;

• Й. Байер «Фея кукол»;

• И. Стравинский «Петрушка»;

19. сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«Мастерская кукол»,

«Детский сад»;

20. игры-инсценировки по стихотворениям;

21. выставка рисунков «Славянские куклы» в фойе детского сада;

22. создание папки-передвижки «Народные куклы»;

23. интерактивная игра-викторина «Народная кукла» с использованием интерактивной доски.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей в ходе проекта :

• «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре»,

«Народная кукла в играх современных детей».

2. Мастер-классы:

• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка», для родителей 6 группы;

• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка», для родителей 6 группы;

• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка» для родителей 6 группы.

3. Создание детско-родительского альбома «Народная кукла»;

4. Изготовление тряпичных кукол для «музея народной куклы».

3 этап –Подведение итогов

1. Положительные отзывы о проекте родителей;

2. Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей «Народная тряпичная рукотворная кукла, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»;

3. В группе пополнена РППС:

• Папка передвижка «Народная кукла»;

• Альбом детско-родительского творчества «Народные куклы»;

• Картотека устного народного творчества на тему «Народная кукла»;

Альбомы: «Схемы изготовления тряпичных кукол», «Образцы для рисования славянских кукол», «Детское словотворчество».

• Выставка рисунков детей «Народная кукла» в фойе детского сада;

• Пополнение музея кукол «Славянские куклы»;

4. Презентация проекта детьми перед ребятами и педагогами группы № 5 и группы №7.

5. Проведение мастер –классов для педагогов и детей групп № 5 и 7:

• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка;

• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка;

• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка».

6. Организована выставка тряпичных кукол в фойе сада.

Выводы: Реализация данного проекта, способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Использованная литература:

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции,.- 120 с.

2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -

3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 240 с.

4. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

5. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

6. Ручная Работа: Электронный ресурс] : ///handmade.idvz.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мониторинг для детей

Присутствовало 14 детей

Выяснить интересы и потребности детей по данной теме: «Традиционная русская народная кукла»

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

Да -14-100%

Нет- 0-0%

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

Да- 10-71,5%

Нет – 4-28,5%

3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?

Пеленашка, столбушка, кувадка, зайчик на пальчик.

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

(Очень давно, ещё до нас, тысячи лет назад. С ними хоронили.)

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

Да- 14-100%

Нет -0-%

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

(Солома, тряпочки, зола, трава, глина, береста, веточки.)

7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?

Да- 14-100% Нет-0-0%

8. Хочешь научить делать тряпичную куклу других ребят?

Да- 14-100% Нет-0-0%

Вывод: Ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. Знают основные материалы из которых можно изготовить куколку. А главное есть желание поделиться своими знаниями и умениями с другими детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мониторинг для детей

Присутствует 20 детей

Выяснить интересы и потребности детей по данной теме:

«Традиционная русская народная кукла»

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

Нет-0-0%

Да -20-100%

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

Нет -17-85%

Да -3-15%

3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?

Затрудняюсь ответить 20-100%

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

Нет -20-100% Да -0-0%

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

Не знаю -20-100%

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

Нет -20-100% Да -0-0%

7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?

Нет -20-100% Да -0-0%

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Да -20-100% Нет -0-0%

Вывод: Дети не знают традиционные русские народные куклы и материалы из которых они изготавливаются. Но есть желание научиться изготавливать куклу своими руками!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Обработано 26 анкет:

1. Знаете ли Вы русские народные игры?

а) да, (укажите, какие) ___

б) нет

не зают. 4чел-15,5%,

знают, но затрудняются назвать 3чел-11,5%,

знают и называют 1 игру 7чел-27%,

знают и называют 2 игры 7чел-27%

знают и называют 3 игры и более 5чел-19%%,

2. Если «да», играете ли Вы в них дома с ребёнком?

а) да, часто; 4-15%

б) да, иногда;8-31%

в) да, очень редко; 6-23%

г) никогда. 8-31%

3. Знаете ли вы о том, как раньше люди жили, какие песни пели, в какие игры играли, каких кукол мастерили?

а) нет;

б)да (укажите,какие) ___

нет 11-42,5%;

знают, но затрудняются назвать 10-38,5%;

знают и называют 5- 19%

4. Когда появились первые куклы? Какими они были?

а) не знаю;

б)знаю (укажите,какими) ___

не знаю 21-81%,

частично знают5-19%

5. В какие куклы играли ваши бабушки и дедушки?

а) не знаю; 18-69%

б) знаю (укажите, какими) 8-31%

6. Чем отличаются куклы игровые от обрядовых?

а) не знаю; 21-81%

б) знаю (укажите, чем) 5-19%

7. Какие знаете обычаи, обряды, связанные с традиционной тряпичной куклой?

а) не знаю; 23-88,5%

б) знаю (укажите, какие) масленица 3-11,5%

8. Как вы считаете, какую роль играет в жизни человека народная кукла?

а) это просто забава; 2-7,5%

б) носитель информации; 8-31%

в) дает первоначальное понятие о добре и зле;15-57,5%

г) иное (не знаю) 1-4%

9. Знаете ли Вы, почему русским народным куклам не рисовали лицо?

а) чтобы не напугать ребёнка;2-7,5%

б) нечем было рисовать;

в) чтобы не вселился злой дух;13-50%

г) всё выше перечисленное верно. 11-42,5%

10. Хотели бы вы сами научиться делать рукотворных тряпичных кукол?

а) да;18-69%

б) нет. 8-31%

11. Примите ли вы наше предложение принять участие в выставке народных тряпичных кукол и пополнении коллекции Мини-музея «Народной куклы в детском саду?

а) да;17-65,5%

б) нет. 9-34,5%

12. Каких кукол вы покупаете своим детям? В какие игры ребенок с ними играет. Из каких материалов она сделана?___

Затруднились с ответом 12-46%

Пластик, пластмасс и т. д 14-54%

13. Как вы думаете, от выбора куклы зависит будущая жизнь ребенка, его развитие и воспитание?

а) нет;15-57,5%

б) да (укажите, как, но как затрудняются с ответом 11-42,5%

Вывод: Большинство родителей не знают русские народные игры. Не знают традиции своих предков. И мало что знают о традиционных русских народных куклах.

Публикации по теме:

Стихотворение «Кукла народная»Стихотворение «Кукла народная» Доброго всем времени суток, дорогие друзья и гости моей странички! Довольно долго ничего не публиковала, мои маленькие подружки народные.

Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт)Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт) Доброго вечера, дорогие друзья! В прошлый раз я разместила вместо стандартных фотографий видео, где демонстрировала Лэпбук "Комнатные растения",.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Народная кукла Мамка. Мастер-классНародная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало - самое ласковое, нежное и.

Народная кукла-оберег «Пеленашка»Народная кукла-оберег «Пеленашка» Доброго всем времени суток, дорогие друзья и гости моей странички! Довольно долго ничего не публиковала, просматривала новинки и тихо.

Народная кукла «Вишенка»Народная кукла «Вишенка» Народную куклу "Вишенку" некоторые называют народной куклой Кубани. Увлекаясь народной куклой, я изучила множество литературы, просмотрела.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для дошкольников «Народная кукла»
Опубликовано: 16 января 2024 в 18:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД