Людмила Хижняк
Проект для дошкольников «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»
ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ КУКЛА»
Воспитатель группы № 6:
Хижняк Людмила Геннадиевна
Новосибирск 2023г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект для дошкольников „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклыспособны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла– первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Проблема проекта : Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
Обучающая:
1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичнойкуклы;
3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
4. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающая:
1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
2. Пополнение коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к народной тряпичной куклеи бережное отношение к культуре своего народа;
2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.
3. Вовлекать родителей в творческую и продуктивную деятельность.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители, учитель- логопед, преподаватель ИЗО.
Тип проекта : Познавательно- творческий, краткосрочный (1 неделя).
Сроки реализации проекта : 02.12.23-08.12.23г
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :
-подборка для рисования разных видов тряпичных кукол;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-альбом детско-родительского творчества «Народная кукла»;
- картотека устного народного творчества (игры, пословицы, поговорки, цитаты, стихи);
- детский альбом словотворчества «Народная кукла»
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
-презентация проекта перед другими группами;
-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
5. Получение положительного заряда и эмоций детьми, радости и хорошего настроение в целом.
6. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
7. Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы у педагогов; 8. Распространение педагогического опыта на мастер –классах с родителями, другими группами и педагогами.
Оценка результатов проекта :
-дети знают историю возникновения кукол и способы их использования нашими предками;
- умеют делиться полученными знаниями о куклах с другими детьми;
- знают разные виды материалов для изготовления традиционной народной куклы;
- знают технологию изготовления некоторых тряпичных кукол;
- дети используют в речи новые слова (закрутка, обереговые, обрядовые, красный угол, кувадка, пеленашка, крестец и т. д)
- умеют самостоятельно изготовить некоторые виды тряпичных кукол;
- проявляют уважительное отношение к народным традициям и прошлому русского народа.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель, специалисы: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в творческой, образовательной и игровой деятельности.
Родители: принимают активное участие в мероприятиях, согласно проекту; помогают применять полученные детьми знания на практике.
План реализации проекта
Образовательная
область Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное
развитие - Ситуативные беседы «Моя любимая кукла»
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление тряпичных кукол.
- Пополнение мини-музея, пополнение кукольного уголка
Речевое развитие -Рассказы детей о куколках, приготовленные дома с родителями.
- Интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка»
- Интерактивная игра «Народная кукла»
Чтение литературы:
- Чтение русских народных сказок «Терёшечка»;«Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»;«Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички».
- Чтение стихотворения «Народная кукла»Лупанчук О. Ю.
-Пословицы и поговорки о кукле;
-Заучивание стихов о куклах.
Познавательное развитие -Беседа: «История возникновения куклы».
-Занятие:«Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Художественно-эстетическое -Аппликация «Кукла пеленашка»
-Лепка «Народная кукла»;
-Создание стенда «Народные куклы»
-Рисование «Славянские куклы»,
Музыка -Слушанье:
- Ж. Металлиди. Танец кукол;
-Д. Шостакович. «Заводная кукла»;
- Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;
- И. Парфенов. «Танец куклы»;
- П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;
- Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;
- Л. Делиб «Коппелия»;
- Й. Байер «Фея кукол»;
- И. Стравинский «Петрушка»;
- К. Дебюсси «Ящик с игрушками».
Физическое развитие - Русские народные подвижные игры : «Карусель», «Ярмарка», «Гуси-лебеди», «Ай-ду-ду-ду»
-Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя!», «Наперсток», «Катины куклы»
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительный
1. Определение темы (постановка проблемы, формулировка цели и задач.
2. изготовление веника для создания проблемной ситуации;
3. выявление первоначальных знаний о народной кукле (что знаем, что хотим знать, где можем узнать);
4. мониторинг детей;
5. анкетирование родителей;
6. сообщение родителям о предстоящей деятельности;
7. подобрать методическую, художественную, детскую литературу для рассматривания, чтения, подбор музыкального репертуара;
8. подготовка картин, фото, плакатов о традиционных народных куклах;
9. изготовление для наглядности тряпичных кукол (крестец, пеленашка, кувадка, игровушка, зайчик на пальчик, крупеничка);
10. создание наглядного альбома «Народная кукла»;
11. создание альбома «История русской народной куклы»;
12. создание картотеки устного творчества на тему «Народная кукла»- сборник стихотворений, пословиц, поговорок, сказок;
13. подборка дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, устного материала;
14. составление перспективного плана мероприятий.
2 этап - Практический
Осуществление плана реализации проекта.
1. Создание плаката «Три вопроса» совместно с детьми, представление его родителям;
2. беседа: «История возникновения куклы»;
3. занятие (познавательное развитие) : «Народная игрушка. Тряпичная кукла» с сопровождением презентацией;
4. рассматривание альбома «История русской народной куклы»;
5. просмотр презентаций «История кукол», «Виды традиционных русских народных кукол»;
6. чтение русской народной сказок сказки «Терёшечка» (с сопровождением презентацией);
7. чтение русских народных сказок : «Матушкина кукла», «Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»; «Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички»;
8. интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка» -экскурсия в «избу»;
9. изготовление мнемо-таблиц совместно с детьми;
10. создание плаката «Виды народных кукол»;
11. чтение стихотворения «Народная кукла» Лупанчук О. Ю. ;
12. обсуждение пословиц и поговорок о кукле;
13. заучивание стихов о куклах;
14. рассказы детей о куклах (создание альбома словотворчества);
15. изготовление аппликации «Кукла пеленашка»;
16. лепка «Народная кукла»;
17. рисование «Славянские куклы»;
18. Прослушивание музыкальных произведений:
• Ж. Металлиди. Танец кукол;
• Д. Шостакович. «Заводная кукла»;
• Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;
• И. Парфенов. «Танец куклы»;
• П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;
• Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;
• Л. Делиб «Коппелия»;
• Й. Байер «Фея кукол»;
• И. Стравинский «Петрушка»;
19. сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»,
• «Мастерская кукол»,
• «Детский сад»;
20. игры-инсценировки по стихотворениям;
21. выставка рисунков «Славянские куклы» в фойе детского сада;
22. создание папки-передвижки «Народные куклы»;
23. интерактивная игра-викторина «Народная кукла» с использованием интерактивной доски.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей в ходе проекта :
• «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре»,
• «Народная кукла в играх современных детей».
2. Мастер-классы:
• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка», для родителей 6 группы;
• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка», для родителей 6 группы;
• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка» для родителей 6 группы.
3. Создание детско-родительского альбома «Народная кукла»;
4. Изготовление тряпичных кукол для «музея народной куклы».
3 этап –Подведение итогов
1. Положительные отзывы о проекте родителей;
2. Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей «Народная тряпичная рукотворная кукла, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»;
3. В группе пополнена РППС:
• Папка передвижка «Народная кукла»;
• Альбом детско-родительского творчества «Народные куклы»;
• Картотека устного народного творчества на тему «Народная кукла»;
• Альбомы: «Схемы изготовления тряпичных кукол», «Образцы для рисования славянских кукол», «Детское словотворчество».
• Выставка рисунков детей «Народная кукла» в фойе детского сада;
• Пополнение музея кукол «Славянские куклы»;
4. Презентация проекта детьми перед ребятами и педагогами группы № 5 и группы №7.
5. Проведение мастер –классов для педагогов и детей групп № 5 и 7:
• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка;
• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка;
• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка».
6. Организована выставка тряпичных кукол в фойе сада.
Выводы: Реализация данного проекта, способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Использованная литература:
1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции,.- 120 с.
2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -
3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 240 с.
4. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
5. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
6. Ручная Работа: Электронный ресурс] : ///handmade.idvz.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг для детей
Присутствовало 14 детей
Выяснить интересы и потребности детей по данной теме: «Традиционная русская народная кукла»
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
Да -14-100%
Нет- 0-0%
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
Да- 10-71,5%
Нет – 4-28,5%
3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?
Пеленашка, столбушка, кувадка, зайчик на пальчик.
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
(Очень давно, ещё до нас, тысячи лет назад. С ними хоронили.)
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
Да- 14-100%
Нет -0-%
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
(Солома, тряпочки, зола, трава, глина, береста, веточки.)
7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?
Да- 14-100% Нет-0-0%
8. Хочешь научить делать тряпичную куклу других ребят?
Да- 14-100% Нет-0-0%
Вывод: Ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. Знают основные материалы из которых можно изготовить куколку. А главное есть желание поделиться своими знаниями и умениями с другими детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мониторинг для детей
Присутствует 20 детей
Выяснить интересы и потребности детей по данной теме:
«Традиционная русская народная кукла»
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
Нет-0-0%
Да -20-100%
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
Нет -17-85%
Да -3-15%
3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?
Затрудняюсь ответить 20-100%
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
Нет -20-100% Да -0-0%
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
Не знаю -20-100%
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
Нет -20-100% Да -0-0%
7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?
Нет -20-100% Да -0-0%
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Да -20-100% Нет -0-0%
Вывод: Дети не знают традиционные русские народные куклы и материалы из которых они изготавливаются. Но есть желание научиться изготавливать куклу своими руками!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Обработано 26 анкет:
1. Знаете ли Вы русские народные игры?
а) да, (укажите, какие) ___
б) нет
не зают. 4чел-15,5%,
знают, но затрудняются назвать 3чел-11,5%,
знают и называют 1 игру 7чел-27%,
знают и называют 2 игры 7чел-27%
знают и называют 3 игры и более 5чел-19%%,
2. Если «да», играете ли Вы в них дома с ребёнком?
а) да, часто; 4-15%
б) да, иногда;8-31%
в) да, очень редко; 6-23%
г) никогда. 8-31%
3. Знаете ли вы о том, как раньше люди жили, какие песни пели, в какие игры играли, каких кукол мастерили?
а) нет;
б)да (укажите,какие) ___
нет 11-42,5%;
знают, но затрудняются назвать 10-38,5%;
знают и называют 5- 19%
4. Когда появились первые куклы? Какими они были?
а) не знаю;
б)знаю (укажите,какими) ___
не знаю 21-81%,
частично знают5-19%
5. В какие куклы играли ваши бабушки и дедушки?
а) не знаю; 18-69%
б) знаю (укажите, какими) 8-31%
6. Чем отличаются куклы игровые от обрядовых?
а) не знаю; 21-81%
б) знаю (укажите, чем) 5-19%
7. Какие знаете обычаи, обряды, связанные с традиционной тряпичной куклой?
а) не знаю; 23-88,5%
б) знаю (укажите, какие) масленица 3-11,5%
8. Как вы считаете, какую роль играет в жизни человека народная кукла?
а) это просто забава; 2-7,5%
б) носитель информации; 8-31%
в) дает первоначальное понятие о добре и зле;15-57,5%
г) иное (не знаю) 1-4%
9. Знаете ли Вы, почему русским народным куклам не рисовали лицо?
а) чтобы не напугать ребёнка;2-7,5%
б) нечем было рисовать;
в) чтобы не вселился злой дух;13-50%
г) всё выше перечисленное верно. 11-42,5%
10. Хотели бы вы сами научиться делать рукотворных тряпичных кукол?
а) да;18-69%
б) нет. 8-31%
11. Примите ли вы наше предложение принять участие в выставке народных тряпичных кукол и пополнении коллекции Мини-музея «Народной куклы в детском саду?
а) да;17-65,5%
б) нет. 9-34,5%
12. Каких кукол вы покупаете своим детям? В какие игры ребенок с ними играет. Из каких материалов она сделана?___
Затруднились с ответом 12-46%
Пластик, пластмасс и т. д 14-54%
13. Как вы думаете, от выбора куклы зависит будущая жизнь ребенка, его развитие и воспитание?
а) нет;15-57,5%
б) да (укажите, как, но как затрудняются с ответом 11-42,5%
Вывод: Большинство родителей не знают русские народные игры. Не знают традиции своих предков. И мало что знают о традиционных русских народных куклах.