Приложение МААМ

Проект для дошкольников «Народная кукла»

Людмила Хижняк
Проект для дошкольников «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»

ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ КУКЛА»

Воспитатель группы № 6:

Хижняк Людмила Геннадиевна

Новосибирск 2023г.

Актуальность проекта

Публикация «Проект для дошкольников „Народная кукла“» размещена в разделах

Приобщение детей к истокам народной культуры является актуальной темой в наше современное время. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русскую самодельную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклыспособны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла– первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Проблема проекта : Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе, в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У детей недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.

Задачи:

Обучающая:

1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;

2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичнойкуклы;

3. Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

4. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.

Развивающая:

1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.

2. Пополнение коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к народной тряпичной куклеи бережное отношение к культуре своего народа;

2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.

3. Вовлекать родителей в творческую и продуктивную деятельность.

Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители, учитель- логопед, преподаватель ИЗО.

Тип проекта : Познавательно- творческий, краткосрочный (1 неделя).

Сроки реализации проекта : 02.12.23-08.12.23г

Ожидаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.

2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :

-подборка для рисования разных видов тряпичных кукол;

-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

-альбом детско-родительского творчества «Народная кукла»;

- картотека устного народного творчества (игры, пословицы, поговорки, цитаты, стихи);

- детский альбом словотворчества «Народная кукла»

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

-презентация проекта перед другими группами;

-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

5. Получение положительного заряда и эмоций детьми, радости и хорошего настроение в целом.

6. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

7. Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы у педагогов; 8. Распространение педагогического опыта на мастер –классах с родителями, другими группами и педагогами.

Оценка результатов проекта :

-дети знают историю возникновения кукол и способы их использования нашими предками;

- умеют делиться полученными знаниями о куклах с другими детьми;

- знают разные виды материалов для изготовления традиционной народной куклы;

- знают технологию изготовления некоторых тряпичных кукол;

- дети используют в речи новые слова (закрутка, обереговые, обрядовые, красный угол, кувадка, пеленашка, крестец и т. д)

- умеют самостоятельно изготовить некоторые виды тряпичных кукол;

- проявляют уважительное отношение к народным традициям и прошлому русского народа.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель, специалисы: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в творческой, образовательной и игровой деятельности.

Родители: принимают активное участие в мероприятиях, согласно проекту; помогают применять полученные детьми знания на практике.

План реализации проекта

Образовательная

область Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное

развитие - Ситуативные беседы «Моя любимая кукла»

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

- Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление тряпичных кукол.

- Пополнение мини-музея, пополнение кукольного уголка

Речевое развитие -Рассказы детей о куколках, приготовленные дома с родителями.

- Интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка»

- Интерактивная игра «Народная кукла»

Чтение литературы:

- Чтение русских народных сказок «Терёшечка»;«Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»;«Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички».

- Чтение стихотворения «Народная кукла»Лупанчук О. Ю.

-Пословицы и поговорки о кукле;

-Заучивание стихов о куклах.

Познавательное развитие -Беседа: «История возникновения куклы».

-Занятие:«Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Художественно-эстетическое -Аппликация «Кукла пеленашка»

-Лепка «Народная кукла»;

-Создание стенда «Народные куклы»

-Рисование «Славянские куклы»,

Музыка -Слушанье:

- Ж. Металлиди. Танец кукол;

-Д. Шостакович. «Заводная кукла»;

- Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;

- И. Парфенов. «Танец куклы»;

- П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;

- Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;

- Л. Делиб «Коппелия»;

- Й. Байер «Фея кукол»;

- И. Стравинский «Петрушка»;

- К. Дебюсси «Ящик с игрушками».

Физическое развитие - Русские народные подвижные игры : «Карусель», «Ярмарка», «Гуси-лебеди», «Ай-ду-ду-ду»

-Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя!», «Наперсток», «Катины куклы»

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный

1. Определение темы (постановка проблемы, формулировка цели и задач.

2. изготовление веника для создания проблемной ситуации;

3. выявление первоначальных знаний о народной кукле (что знаем, что хотим знать, где можем узнать);

4. мониторинг детей;

5. анкетирование родителей;

6. сообщение родителям о предстоящей деятельности;

7. подобрать методическую, художественную, детскую литературу для рассматривания, чтения, подбор музыкального репертуара;

8. подготовка картин, фото, плакатов о традиционных народных куклах;

9. изготовление для наглядности тряпичных кукол (крестец, пеленашка, кувадка, игровушка, зайчик на пальчик, крупеничка);

10. создание наглядного альбома «Народная кукла»;

11. создание альбома «История русской народной куклы»;

12. создание картотеки устного творчества на тему «Народная кукла»- сборник стихотворений, пословиц, поговорок, сказок;

13. подборка дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, устного материала;

14. составление перспективного плана мероприятий.

2 этап - Практический

Осуществление плана реализации проекта.

1. Создание плаката «Три вопроса» совместно с детьми, представление его родителям;

2. беседа: «История возникновения куклы»;

3. занятие (познавательное развитие) : «Народная игрушка. Тряпичная кукла» с сопровождением презентацией;

4. рассматривание альбома «История русской народной куклы»;

5. просмотр презентаций «История кукол», «Виды традиционных русских народных кукол»;

6. чтение русской народной сказок сказки «Терёшечка» (с сопровождением презентацией);

7. чтение русских народных сказок : «Матушкина кукла», «Параскева-Пятница»; «Убоженька»; «Крупеничка»; «Куколка – Большуха»; «Куколка-Покосница»; «Талашечка»; «Кукла-мамушка»; «Десятиручка»; «Рябинка»; «Мартинички»;

8. интегрированное логопедическое занятие «Вечерние посиделки на Руси. Кукла пеленашка» -экскурсия в «избу»;

9. изготовление мнемо-таблиц совместно с детьми;

10. создание плаката «Виды народных кукол»;

11. чтение стихотворения «Народная кукла» Лупанчук О. Ю. ;

12. обсуждение пословиц и поговорок о кукле;

13. заучивание стихов о куклах;

14. рассказы детей о куклах (создание альбома словотворчества);

15. изготовление аппликации «Кукла пеленашка»;

16. лепка «Народная кукла»;

17. рисование «Славянские куклы»;

18. Прослушивание музыкальных произведений:

• Ж. Металлиди. Танец кукол;

• Д. Шостакович. «Заводная кукла»;

• Д. Шостакович. «Вальс-шутка»;

• И. Парфенов. «Танец куклы»;

• П. Чайковский. «Болезнь куклы; «Похороны куклы»; «Новая кукла»;

• Ц. Кюи: «Куколки : испанские марионетки»;

• Л. Делиб «Коппелия»;

• Й. Байер «Фея кукол»;

• И. Стравинский «Петрушка»;

19. сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«Мастерская кукол»,

«Детский сад»;

20. игры-инсценировки по стихотворениям;

21. выставка рисунков «Славянские куклы» в фойе детского сада;

22. создание папки-передвижки «Народные куклы»;

23. интерактивная игра-викторина «Народная кукла» с использованием интерактивной доски.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей в ходе проекта :

• «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре»,

«Народная кукла в играх современных детей».

2. Мастер-классы:

• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка», для родителей 6 группы;

• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка», для родителей 6 группы;

• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка» для родителей 6 группы.

3. Создание детско-родительского альбома «Народная кукла»;

4. Изготовление тряпичных кукол для «музея народной куклы».

3 этап –Подведение итогов

1. Положительные отзывы о проекте родителей;

2. Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей «Народная тряпичная рукотворная кукла, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»;

3. В группе пополнена РППС:

• Папка передвижка «Народная кукла»;

• Альбом детско-родительского творчества «Народные куклы»;

• Картотека устного народного творчества на тему «Народная кукла»;

Альбомы: «Схемы изготовления тряпичных кукол», «Образцы для рисования славянских кукол», «Детское словотворчество».

• Выставка рисунков детей «Народная кукла» в фойе детского сада;

• Пополнение музея кукол «Славянские куклы»;

4. Презентация проекта детьми перед ребятами и педагогами группы № 5 и группы №7.

5. Проведение мастер –классов для педагогов и детей групп № 5 и 7:

• по изготовлению тряпичной куклы «Пеленашка;

• по изготовлению тряпичной куклы «Кувадка;

• по изготовлению тряпичной куклы «Крупеничка».

6. Организована выставка тряпичных кукол в фойе сада.

Выводы: Реализация данного проекта, способствовала приобщению дошкольников к культурно-историческим ценностям, обогащению представлений о рукотворном мире, развитию познавательного интереса. По окончании проекта, можно сделать вывод: ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Использованная литература:

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции,.- 120 с.

2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -

3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 240 с.

4. Народная кукла : [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

5. Русские обрядовые куклы : [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

6. Ручная Работа: Электронный ресурс] : ///handmade.idvz.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мониторинг для детей

Присутствовало 14 детей

Выяснить интересы и потребности детей по данной теме: «Традиционная русская народная кукла»

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

Да -14-100%

Нет- 0-0%

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

Да- 10-71,5%

Нет – 4-28,5%

3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?

Пеленашка, столбушка, кувадка, зайчик на пальчик.

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

(Очень давно, ещё до нас, тысячи лет назад. С ними хоронили.)

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

Да- 14-100%

Нет -0-%

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

(Солома, тряпочки, зола, трава, глина, береста, веточки.)

7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?

Да- 14-100% Нет-0-0%

8. Хочешь научить делать тряпичную куклу других ребят?

Да- 14-100% Нет-0-0%

Вывод: Ребята много узнали о куклах своих прабабушек, сами научились их изготавливать. Знают основные материалы из которых можно изготовить куколку. А главное есть желание поделиться своими знаниями и умениями с другими детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мониторинг для детей

Присутствует 20 детей

Выяснить интересы и потребности детей по данной теме:

«Традиционная русская народная кукла»

1. Знаешь ли ты, что такое кукла?

Нет-0-0%

Да -20-100%

2. Есть ли дома тряпичная кукла?

Нет -17-85%

Да -3-15%

3. Какие народные тряпичные куклы есть у тебя дома?

Затрудняюсь ответить 20-100%

4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?

Нет -20-100% Да -0-0%

5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?

Не знаю -20-100%

6. Что нужно для изготовления народной куклы?

Нет -20-100% Да -0-0%

7. Умеешь ли ты делать тряпичную куклу?

Нет -20-100% Да -0-0%

8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Да -20-100% Нет -0-0%

Вывод: Дети не знают традиционные русские народные куклы и материалы из которых они изготавливаются. Но есть желание научиться изготавливать куклу своими руками!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Обработано 26 анкет:

1. Знаете ли Вы русские народные игры?

а) да, (укажите, какие) ___

б) нет

не зают. 4чел-15,5%,

знают, но затрудняются назвать 3чел-11,5%,

знают и называют 1 игру 7чел-27%,

знают и называют 2 игры 7чел-27%

знают и называют 3 игры и более 5чел-19%%,

2. Если «да», играете ли Вы в них дома с ребёнком?

а) да, часто; 4-15%

б) да, иногда;8-31%

в) да, очень редко; 6-23%

г) никогда. 8-31%

3. Знаете ли вы о том, как раньше люди жили, какие песни пели, в какие игры играли, каких кукол мастерили?

а) нет;

б)да (укажите,какие) ___

нет 11-42,5%;

знают, но затрудняются назвать 10-38,5%;

знают и называют 5- 19%

4. Когда появились первые куклы? Какими они были?

а) не знаю;

б)знаю (укажите,какими) ___

не знаю 21-81%,

частично знают5-19%

5. В какие куклы играли ваши бабушки и дедушки?

а) не знаю; 18-69%

б) знаю (укажите, какими) 8-31%

6. Чем отличаются куклы игровые от обрядовых?

а) не знаю; 21-81%

б) знаю (укажите, чем) 5-19%

7. Какие знаете обычаи, обряды, связанные с традиционной тряпичной куклой?

а) не знаю; 23-88,5%

б) знаю (укажите, какие) масленица 3-11,5%

8. Как вы считаете, какую роль играет в жизни человека народная кукла?

а) это просто забава; 2-7,5%

б) носитель информации; 8-31%

в) дает первоначальное понятие о добре и зле;15-57,5%

г) иное (не знаю) 1-4%

9. Знаете ли Вы, почему русским народным куклам не рисовали лицо?

а) чтобы не напугать ребёнка;2-7,5%

б) нечем было рисовать;

в) чтобы не вселился злой дух;13-50%

г) всё выше перечисленное верно. 11-42,5%

10. Хотели бы вы сами научиться делать рукотворных тряпичных кукол?

а) да;18-69%

б) нет. 8-31%

11. Примите ли вы наше предложение принять участие в выставке народных тряпичных кукол и пополнении коллекции Мини-музея «Народной куклы в детском саду?

а) да;17-65,5%

б) нет. 9-34,5%

12. Каких кукол вы покупаете своим детям? В какие игры ребенок с ними играет. Из каких материалов она сделана?___

Затруднились с ответом 12-46%

Пластик, пластмасс и т. д 14-54%

13. Как вы думаете, от выбора куклы зависит будущая жизнь ребенка, его развитие и воспитание?

а) нет;15-57,5%

б) да (укажите, как, но как затрудняются с ответом 11-42,5%

Вывод: Большинство родителей не знают русские народные игры. Не знают традиции своих предков. И мало что знают о традиционных русских народных куклах.

Публикации по теме:

Стихотворение «Кукла народная»Стихотворение «Кукла народная» Доброго всем времени суток, дорогие друзья и гости моей странички! Довольно долго ничего не публиковала, мои маленькие подружки народные.

Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт)Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт) Доброго вечера, дорогие друзья! В прошлый раз я разместила вместо стандартных фотографий видео, где демонстрировала Лэпбук "Комнатные растения",.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Народная кукла Мамка. Мастер-классНародная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало - самое ласковое, нежное и.

Народная кукла-оберег «Пеленашка»Народная кукла-оберег «Пеленашка» Доброго всем времени суток, дорогие друзья и гости моей странички! Довольно долго ничего не публиковала, просматривала новинки и тихо.

Народная кукла «Вишенка»Народная кукла «Вишенка» Народную куклу "Вишенку" некоторые называют народной куклой Кубани. Увлекаясь народной куклой, я изучила множество литературы, просмотрела.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Обрядовая народная кукла «Санница»Обрядовая народная кукла «Санница» Кто-же из нас не знает, что зима в России гостит по нескольку месяцев. Потому сани были у наших предков универсальным средством передвижения.

Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»Традиционная народная кукла «Помощница на кухне» Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для дошкольников «Народная кукла»
Опубликовано: 16 января 2024 в 18:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для дошкольников «Народная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Хижняк (УИ 423606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД