курлова татьяна геннадьевна
Проект «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по «Духовно-нравственному воспитанию»
Тема: «Народная кукла»
(16.03.20-27.03.2020)
Подготовила:
Воспитатель: Курлова Т. Г.
Актуальность проекта :
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Публикация «Проект „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта :
Пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле.
Задачи проекта :
- изучить историю возникновения народной куклы;
- изучить виды кукол;
- изучить технологию изготовления народных кукол;
- изготовить народную куклу;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.
Беседа.
Тема: «Народная кукла»
Цель: приобщение дошкольников к историко-культурным традициям родного края через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Задачи:
1. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
2. Способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие местных традиций;
Ход беседы:
Первая часть
Наверно все девочки любят играть в куклы. (Да)
Когда-то давным-давно, когда люди еще не придумали пластмассу и резину, а детям так же как и вам хотелось играть, кукол делали из ложек, соломы, травы, веточек, пенечков, шишек, лоскутков – из всего что было под рукой. Народные куклы всегда безлики. Кукла без лица считалась предметом недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. И выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куколки передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.
Тряпичные куклы на Руси довольно часто использовались, как обереги, и не было ни одной семьи, в которой бы не было нескольких куколок. Самая первая куколка делалась для новорожденного, потом перед свадьбой и практически к каждому большому празднику. Считалось, что чем богаче семья, тем больше в доме кукол.
У всех куколок были функции:
• использовались как обереги;
• были участницами различных обрядов и многих праздников;
• считались символами добра, счастья, благополучия, продолжения рода и достатка;
• выполняли развивающую функцию для ребенка, приобщая его к традициям и культуре народа.
Изготовление куклы считалось женским занятием. Как правило, мужчины не могли даже смотреть на сам процесс. От качества работы женщины могла зависеть ее судьба и жизнь семьи и всего рода. Самую первую куклу девушка делала в возрасте 12-13 лет, а по качеству куколки можно было судить, готова ли она к замужеству. Самые лучшие из них хранились и составляли часть приданого.
Куклы с самого рождения сопровождали наших предков. И самая первая кукла - пеленашка оказывала влияние на судьбу еще не родившегося ребенка, согревая его колыбельку до рождения, а после — оберегая от зла и нечисти.
Для изготовления куколки могут использоваться разнообразные материалы: ткань, ветки, солома, шишки, веревочки, ленты, то есть всё, что попадалось под руку.
Были правила при изготовлении куколок:
• мастерица в момент создания должна быть в хорошем настроении.
• при изготовлении поделки не должны использоваться иглы, ножницы и другие колющие и режущие предметы.
(Считается, что режа или прокалывая ткань, кукла теряет свою магическую силу.)
• куклы, которые используются как обереги, должны быть безликими.
• куколка должна вам нравится и вам должно быть приятно держать ее в руках.
Вопросы к ребятам:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?
Показ иллюстраций «Какие были куклы»
Д. И. «Подбери наряд кукле»
Цель: Учить детей правильно подобрать наряд для куклы и описывать во что она одета. Развитвать мелкую моторики и координацию рук и пальцев у детей дошкольного возраста, через различные игры.
Конспект ООД (Художественное-эстетическое развитие) Аппликация.
Тема: «Кукла разноцветка»
Цель: создание куклы из бумаги.
Задачи:
Развивающая- развивать творческие способности у детей;
- развивать мелкую моторику, художественный вкус;
Воспитательная- воспитывать аккуратность во время выполнения работы.
Предворительная работа:
Беседа с детьми их любимая игрушка.
Материал и оборудование:
цветная двусторонняя и белая бумага; линейка; ножницы; клей ПВА; простой карандаш; фломастеры; двухсторонний скотч.
Методы и приемы:
1. Шаблоны.
2. Возьмём цветную бумагу любого цвета (длина 30см, ширина 21см).
3. Этот лист сложить «гармошкой» по длине.
4. Найдём середину и согнём «гармошку» по метке.
5. Внутреннюю часть «гармошки» смазать клеем ПВА и склеить между собой.
6. Белый лист (длина 21см, ширина 15см) тоже сложить «гармошкой».
7. Также согнуть деталь пополам.
8. Внутренние части «гармошки» смазать и приклеить поверх светло-синей заготовки.
9. Вырезать все шаблоны. Шаблон 1 перенести на белую бумагу, шаблон 2 - на синюю, шаблон 3 - на розовую. Вырезать их.
10. Шаблон 4 перенести на белую бумагу, шаблон 5 - на синюю, шаблон 6 - на жёлтую. Вырезать их.
11. При помощи шаблона «ладошка» сделать две детали из розового цвета. А из шаблона «цветок» - 4 из синего и 7 из белого цвета.
12. Наклеить деталь 2 синего цвета на 1 белого цвета. Получилась косынка.
13. На косынку приклеить деталь 3 розового цвета. Получилось лицо.
14. На лицо приклеить деталь 6 жёлтого цвета. Получились волосы.
15. Сделаем уголки косынки. Деталь 5 синего цвета наклеим на деталь 4 белого цвета. Приклеим их под нижнюю часть косынки.
16. Склеить между собой две части: голову и наряд.
18. Края косынки украсить стразами синего цвета.
19. На серединку цветов, которые будем использовать для украшения наряда, тоже наклеим стразы.
1Вводная часть:
Чтение стихотворения.
Эльза Попова
«Кукла оберег»
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Показ иллюстраций разновидности кукол.
2. Основная часть.
Беседа какие куклы вы знаете.
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (дети сидят, опустив голову вниз, руки на коленях)
Больше спать не захотел. (1 — руки через стороны вверх — вдох; 2 — и. п. — выдох. 1 — плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы; 2 — руки вниз 3 — присед; 4 — и. п.)
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется, (маховые движения руками, кружение)
Бабочка кружит и вьется.
3. Заключительная часть.
Мною была проведена работа по художественному-эстетическому воспитанию.
Задуманная цель была выполнена.
Ход работы ООД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята,расскажите мне пожалуста про вашу любимую игрушку?
Дети:Выслушивают друг друга.
Воспитатель:Какие замечательные игрушки у вас.
-А хотите я вам зачитаю стихотворение про куклу,но не обычную а обрядовую.
Дети: Да
Воспитатель:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Воспитатель:Вам понравилось?
Дети:Да
Воспитатель: А вы знаете,что раньше наши бабушки сами делали себе кукол?
-Хотите посмотреть на них?
Дети:Хотим.
Воспитатель:Показывает картинки разновидности кукол.
-А давайте с вами тоже изготовим куклу,но не простую,а из бумаги?
Дети:Давайте.
Воспитатель:Раздает материал для куклы и с помощью взрослого дети ее изготавливают.
По итогу мы выставляем сделанные куклы на показ для родителей.
Показ презентации «Народная тряпичная кукла»
Доброго дня. Вашему вниманию предлагаю презентацию на тему "Народная тряпичная кукла.
Духовно-нравственное воспитание детей - одно из приоритетных направлений работы нашего образовательного учреждения. Наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. Наблюдая за детьми, в какие куклы они играют, я сделала вывод: современный ребёнок ориентирован на куклы западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской народной кукле, поэтому, учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.
Народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве.
«Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа» М. Е. Салтыков – Щедрин.
Народная кукла была и остается незаменимым спутником ребенка с первых дней жизни, сопровождает детство и выполняет глубоко значимые функции: помогает усваивать национальные традиции, обряды, распределение ролей в семье, правила поведения; представления о правде, красоте, нравственных идеалах.
С точки зрения воспитания, целесообразно вводить народных кукол в жизнь современных детей, начиная с самого раннего возраста.
Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.
Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребенок -существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.
Консультация для родителей.
Тема: «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.
Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Цель работы. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.
Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение. знакомить с элементарными приёмами рукоделия.
Формы. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Домашнее задание для родителей «Изготовить куклу». Организация выставки самодельных кукол.
План. 1. Ознакомление с типологией кукол.
2. Описание современной куклы.
3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.
4. Практические рекомендации для родителей.
Результаты. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:
это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.
Типы традиционные кукол
Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.
Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:
оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.
Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.
Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.
Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.
Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.
Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами.
На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Современная кукла
Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
Сравнение традиционной народной игрушки,
с игрушкой массового производства
Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т. д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.
Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.
Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Мастер класс для родителей.
Тема: «Изготовление народной куклы закрутки».
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол.
-Вызвать интерес к данному виду творчества, желание родителей применять его в практической деятельности
- Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы.
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Как у деда Ермолая»
Как у деда Ермолая две ладони перед собой,
Вся семейка небольшая: кончика пальцев соединены
Только сам, да сама, показывают большие пальцы на обеих руках
Только кум, да кума, показывают указательные пальцы на обеих руках
Да два сына с усами, показывают средние пальцы на обеих руках
Да две дочки с косами показывают безымянные пальцы на обеих руках
Да две внучки на печи показывают большие пальцы на обеих руках
Уплетают калачи руки в замок перед собой, покачивают вверх-вниз
Русская народная игра «Ручеёк»
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Конспект ООД (Художественное-эстетическое развитие) Лепка.
Тема: «Девочка в сарафане»
Программное содержание.
Познакомить детей с разнообразием материалов, используемых для лепки.
Учить лепить сложные предметы. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг - другу.
Развивать творческое воображение, эстетическое видение.
Словарная работа.
Обогащать словарь образными словами и выражениями.
Предшествующая работа.
Беседа о хвойных деревьях. Рассматривание предметных картин одежды, обуви.
Материалы.
Демонстрационный: образец девочки в платье из шишки.
Раздаточный: сосновые шишки, пластилин, стеки, доски.
Музыкальный:
Ход занятий.
Вводная часть.
Воспитатель подводит детей к окну. Звучит спокойная музыка.
- Ребята, сейчас какое время года? (ответы детей)
- Посмотрите в окно, что мы там видим? (видим черный лес)
- Как вы думаете, что сейчас происходить в лесу?
- А как можно узнать, что там происходить?
Можно сходить на экскурсию
Можно прочитать книги
Можно узнать из телевизионных передач и радио
Можно получить информацию из компьютера с помощью взрослых
- А сегодня я хочу вам рассказать сказочную историю, которые иногда случаются в лесу. Для этого мы сейчас пойдем на коврик. Представьте, эта лесная полянка. Кругом клубные сугробы (ходьба с высоким пониманием колен). Тихо падают снежинки (машут руками). Деревья в лесу высокие (поднимают руки). Подул тихий ветерок, закачались ветки (качаются в разные стороны).
Налетел шальной ветер, закачал ветки сосны, посыпались шишки на землю. Поднял одну шишку гуляющий по лесу Д. М. и превратил ее в девочку. Вот она-какая красивая: белолицая, с косичками, ярко-желтой кофточке, в нарядной горошками юбочке. Даже ботиночки одела.
- Ребята, давайте мы тоже станем волшебниками и превратим шишки в девочек.
Основная часть.
Выберите себе шишечку под елочкой. Подойдем к столом, сядем и подумаем как (это сделать) слепить девочку в платье.
- из белого пластилина нужно скатать шар-это голова.
-из любого (другого) понравившегося вам цвета нужно скатать колбаску и положить сверху вертикально расположенной острым концом вниз шишки. Концы колбаски должны свисать в разные стороны-в виде рукавов. Посередине колбаски прикрепите, прижимая шар.
Повторяем мои действия. А теперь доделайте девочку сами: прикрепив пластилиновые волосы, глаза, рот, нос, можно сделать кисти рук. Слепите ботиночки.
Работа детей.
Заключительная часть.
- Ребята, соберем наших девочек. Какие они красивые, нарядные рассматривание работ). Вот какие вы волшебники, ребята! Молодцы!