Папки-передвижки

Проект на тему: «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности»

Зиновьева Людмила Борисовна
Проект на тему: «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель заключается в разработке модели проектирования предметно-развевающей среды развития ребенка в повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

• Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Публикация «Проект на тему: „Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности“» размещена в разделах

• Разработка модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

• Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели предметно-пространственной среды и интеграцию российских инновационных технологий.

• Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.

• Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.

Актуальность проекта :

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания, той самой, окружающей действительности т. е. предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт)

В работе над проектом мы определили.

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет : игровая деятельность ребенка младшего дошкольного возраста.

Условия: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с

Участники проекта : педагоги, родители.

Вид проекта : педагогический.

Тип проекта : долгосрочный.

Сроки реализации проекта : 5 лет (май 2014 года – май 2018 года).

Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

• детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

• для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Принципы методической разработки:

Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:

(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды.

Практическая значимость

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта

I этап – организационный (май-сентябрь 2014 уч. г.) изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города. Определена концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода.

Пути реализации :

1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план – схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4. Составление плана и схемы проекта.

5. Изучение литературы на тему : «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».

6. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.

7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов

9. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ»

II этап – реализация проекта (2014 – 2016 гг.)

Внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

Пути реализации :

• Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

• Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации, с учетом художественно-эстетической направленности детского сада.

• Модернизация среды группы.

• Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

• Сотрудничество с родителями.

• Планирование работы по проекту с внесением коррективов.

• Анализ и контроль деятельности;

• Сбор, накопление материала;

• Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ», оформление рекламных буклетов.

• Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

• Анкетирование педагогов и родителей.

• Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Звездочки успеха», «Мое настроение».

• Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).

• Оформление участка.

• Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

III этап – завершающий (2017-2018 г г.)

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации : Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;

• Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа».

• Оформление материалов по дизайн-проекту.

• Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

• Презентация проекта.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему: «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 08:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему: «Предметно-развивающая среда, обеспечивающая реализацию принципа свободы выбора деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Зиновьева Людмила Борисовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД