Валентина Житкова
Проект по нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою добра»
Цель: Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков.
Задачи:
1. Способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми.
2. Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям.
3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
4. Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.
Публикация «Проект по нравственному воспитанию дошкольников „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
5. Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.
6. Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
7. Воспитывать желание оставлять “ добрый след” о себе в душах людей.
Возраст участников проекта : старший дошкольный возраст
Участники проекта : дети, родители, педагоги МБДОУ.
Тип проекта : общественно-полезный.
Срок реализации: два года.
Актуальность
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе. Мы живем в очень не простое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Дорогою добра» на базе детского сада.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.
Методы исследования:
наблюдения и беседы;
работа с родителями;
изучение литературных источников по теме «Доброта», информации в Интернете;
• дидактические игры;
• проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Как поступить?».
Работа с родителями:
• Анкетирование;
• Совместное выполнение заданий детьми и родителями;
• Проведение бесед, консультаций;
• Изготовление кормушек;
• Помощь в организации «копилки добрых дел;
• Помощь в организации фотовыставки «Делаем добрые дела».
Формы реализации проекта :
• занятия;
• беседы;
• оснащение предметно-пространственной среды;
• работа с родителями;
• оформление копилки добрых дел.
Ожидаемые результаты:
- развитие положительного, доброго отношения детей к окружающему миру;
- развитие познавательных и экологических навыков;
- способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
- умение работать в группе активно, сообща;
- умение поступать адекватно в различных ситуациях, контролировать свои эмоции;
- обогащение эмоциональной сферы;
- формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
Содержание проекта.
№ Тема Программное содержание Литература Дата проведения
1. «Культурный человек» Познакомить с понятием «культурный человек»; дать представления о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить детей с элементарными правилами этикета. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
2 «Умеешь ли ты дружить?» Закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
3 «Привычки» Формировать представления о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек; учить находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки. Л. Б. Фесюкова «Учусь управлять собой»
4 «Каким я хочу быть» Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
5 «Сам дома» Воспитание уважения к повседневному труду родителей, их жизненному опыту; развитие самостоятельности; приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению. Л. Б. Фесюкова «Учусь управлять собой»
6 «Хочу и нельзя» Формировать представления о том, что можно, а что нельзя делать; развивать у детей способность оценивать свои желания; дать понять, что настроение зависит от его желаний и ситуации, подчинять свои желания общим интересам. Л. Б. Фесюкова «Учусь управлять собой»
7 Рассматривание сюжетных картинок на тему «Спасибо, внучек!» Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.
Н. В. Нищева серия «А как поступишь ты?»
8 «Мои достоинства и недостатки» Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах, правильно оценивать свои поступки и на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
9 «Маленький, да удаленький» Развивать в детях сознание собственной адекватности окружающим людям; учить детей радовать своих родных, оказывать посильную помощь; воспитывать желание помогать людям, общаться в процессе совместной деятельности.
С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
10 «В мире вежливых слов» Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
11 «Береги честь смолоду» Познакомить с понятием «кодекс чести», формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках; развивать умение поступать по справедливости; выражать свою симпатию к добрым делам и поступкам. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
12 «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом» Формировать умение различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучать передавать свои эмоции другим людям разными средствами.
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»
13 «Дом, в котором ты живешь» Развивать интерес к миру взрослых людей, вызвать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
14 «Доброе дело делай смело» Учить давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом, использовать при общении вежливые слова.
Л. Б. Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности»
15 Рассматривание сюжетных картинок на тему «Материнская гордость» Обучать детей на мамином примере умению общаться с другими взрослыми членами семьи и детьми; воспитание потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; воспитывать доброжелательность к родным и близким. Н. В. Нищева серия «А как поступишь ты?»
16 «Этичные и неэтичные поступки» Формировать представление о хороших и плохих поступках, поведении; учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать стремление избавиться от недостойных привычек. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
17 Рассматривание сюжетных картинок на тему «Настоящий мужчина» Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь взрослым; учить заботиться о близких людях, помогать старшим; принимать верные решения в различных жизненных ситуациях. Н. В. Нищева серия «А как поступишь ты?»
18 Игровое соревнование «Культура и мы» Закрепить умение и необходимость общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей; необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу; учить применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»
1-2 этап
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев 1). «Волшебное слово» В. Осеева.
2). «Самое страшное» Е. Пермяк.
3). «Просто старушка» В. Осеева
4). «Вовка- добрая душа» А. Барто
Дидактические игры 1) «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
2) «Что такое хорошо, что такое плохо?»
3) «Мешок добрых дел».
4) «Помогаем маме».
5) Добрые слова дедушке и бабушке.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»
Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия» Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии.
«Волк и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Красная шапочка», «Морозко».
Чтение произведений, раскрывающих положительные поступки людей, заучивание пословиц о добре, дружбе. O В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья» и т. д.
Беседы 1) «Как и чем можно порадовать близких»
2) «Наши добрые слова»
3) «Как мы можем позаботиться о старших»
4)«Что значит быть добрым?»
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
3 этап
Организация благотворительной акции «Игрушка малышам» Изготовление игрушек для детей младшей группы.
Продуктивная деятельность Подарки пожилым людям
Помогаем малышам Учить малышей одеваться на прогулку
Поздравление с Днем Победы ветерана войны. Посещение Обелиска для возложения цветов. Изготовление подарка, цветов
Организация акции «Покормите птиц зимой» Изготовление кормушек
4 этап
Организация “копилки добрых дел”.
Организация фотовыставки «Делаем добрые дела» совместно с родителями.