Мария Денисова
Проект «Мы любим сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Проект : «Мы любим сказки»
Разработала:
Воспитатель первой кв. категории
Денисова М. П.
РТ. г. Лениногорск
Ул. Суворова д. 8
Г. Н. Морозова
5 – 09 - 03
г. Лениногорск
Место реализации проекта – МБДОУ №23
Сроки реализации проекта : краткосрочный, с 18 февраля по 22 февраля.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Мы любим сказки“» размещена в разделах
Четвертый год жизни период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон речи.
Анализ результатов усвоения программы показал, что четверть детей владеют недостаточно развитой речью. В связи с чем встал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь.
Факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
-речевое окружение (речевая среда);
-педагогические воздействия, направленные на освоение ребенком определенного речевого содержания
-организация разносторонней деятельности в соответствии с возрастом детей.
Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, эффективным средством для развития речи является чтение и драматизация русских народных сказок. Сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения – все это способствует развитию речи детей.
Читая русские народные сказки, мы решаем следующие задачи:
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству.
В игре – драматизации происходит:
-совершенствование диалога и освоение выразительной речи;
-познание собственных возможностей в перевоплощении;
-самовыражение и самореализация ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Развитие конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми. Создание педагогических условий для развития речи.
Задачи:
1)Развитие основных психических процессов и качеств (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазия, коммуникабельность);
2)Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалог) в различных формах и видах детской деятельности;
3)Развитие эмоционального отклика на любимое литературное произведение посредством сюжетно – отобразительной игры, стимулирование ребенка на повтор слов и фраз
4)Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
5)Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
6)Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта :
1)По составу участников – групповой,
2)по целевой установке – творческий;
3)по тематике – ролево – игровой;
4)по срокам реализации – краткосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Образовательные области:
1)Коммуникация – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми;
2)Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие восприятия и эстетического вкуса;
3)Художественное творчество, дизайн – развитие продуктивной деятельности в соответствии с возрастом;
4)Познание - развитие познавательной и продуктивной деятельности, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;
5)Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
6)Здоровье и физическая культура – накопление и обогащение двигательного опыта детей;
7)Музыка – развитие музыкально – художественной деятельности.
Практические мероприятия проекта.
1. Подбор и изучение педагогической литературы:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
- Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном –Пресс, 1999.
- Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
- Цвынтарный В. В Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб: Лань. 1998.
2. Подбор детской художественной литературы:
- Сказка «Теремок»;
- Сказка «Зимовье зверей»;
- Сказка «Заюшкина избушка»;
- Сказка «Рукавичка».
3. Подбор иллюстраций к русским народным сказкам.
4. Подбор игр – драматизаций:
«Заинька, попляши»; «Под грибом»; «Киска», «Теремок»…
5. Разработка НООД по теме: «Дом для Зайки»,
досуга: «Заюшкина избушка»
6. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта :
- подготовка костюмов;
-изготовление декораций.
7. Содержание деятельности педагога с детьми:
-Беседа: «Мои любимые сказки»;
-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
-Чтение русских народных сказок («Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка»);
-Дидактические игры («Назови ласково», «Чьи детки?», «Кто где живет», «Три медведя», «Подбери слово», «Один – много»)
8. Содержание работы с родителями:
-Собрание творческой группы;
-Консультация «Игра – драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
-Тематическая выставка художественной литературы;
-Совместное творчество в изготовлении декораций, костюма персонажей.
-Показ родителями сказки «Заюшкина избушка»
Этапы проекта.
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
Подготовительный 1Формирует проблему (цель)
2. Формирует задачи.
3. Подбирает материал.
4. Вводит в игровые (сюжетные) ситуации. 1. Вхождение в проблему.
2. Принятие задач.
3. Вживаются в игровую ситуацию
II этап
Основной 1. Помогает в решении задач.
2. Организует деятельность ( поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность)
3. Практическая помощь при необходимости.
4. Направляет и контролирует осуществление проекта.
5. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует их инициативу в игровых действиях.
6. Реализует ситуацию на равных партнерских позициях. 1. Принятие задачи.
2. Ищут решение задач с помощью педагога.
3. По подсказке педагога проводят экспериментирование.
4. Повторяют за педагогом слова и фразы из сказок.
III этап
Заключительный 1. Подготовка к презентации 1. Представляют зрителям продукт деятельности.
Примерная схема осуществления проекта.
Разделы программы Виды детской деятельности
Чтение художественной литературы - Чтение и обсуждение русских народных сказок.
- творческие беседы: «Мои любимые сказки», «Дом в котором мы живем».
- моделирование ситуации: «Как помочь Зайчику?»
Коммуникация - Проговаривание чистоговорок.
- Игры с движениями и проговариванием: «Встреча двух детенышей», «Заяц и щенок», «Веселые зайчата»…
- Разучивание мини – сценок: «Лиса и еж», «Еж», «Воробей»…
- Проговаривание фраз и реплик с различной интонацией («Скажи голосом лисы»).
-Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Рукавичка»)
Социализация - Подвижные игры («У медведя во бору», «Серенький заинька»)
- Игры – имитации образов персонажей сказок.
- игры – имитации действий человека, животных, птиц.
- игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании основных эмоций героя.
- Дидактические игры («Кто как кричит?», «Назови ласково», «Чьи детки?»)
Здоровье и физическая культура - Дыхательная гимнастика («Идет бычок качается.)
- Артикуляционная гимнастика («Комар», «Часы»)
- Речевые упражнения («Самолет», «Поезд», «Лошадки».)
- Пальчиковые игры («Этот пальчик дедушка)
- Подвижные игры («Медведь и пчелы», «С кочки на кочку»).
- Упражнение: «Изобрази зайца».
Познание (формирование целостной картины мира)
Познание (конструктивная деятельность) - Мини – этюды: «Киска», «Лягушки»…
- Игры – имитации («Животные»).
- Упражнения на память физических действий и ощущений («Времена года», «Природные явления»)
- Игра «Встреча двух детенышей»…
- классификация предметов (одежда, посуда.)
- плоскостное моделирование.
- Домик для Зайки.
Художественное творчество
- Платье для Лисички.
- Платочек для Зайки.
- Коллаж «Дикие животные».
Музыка - Хоровод.
- Игра «Узнай на слух».
- Игра «Чей голосок?».
- игры – импровизации под музыку («Веселый дождик».
Театр - Инсценирование фрагментов сказок.
- Мини – постановки по текстам сказок.
- Пальчиковый театр «Теремок».
-Настольный театр «Заюшкина избушка».
Предполагаемый результат.
1. Развитие психофизических способностей (мимики, психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, речи (диалог, творческих способностей (импровизации, имитации, драматизации)
2. Развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений.
3. Обогащение словарного запаса слов новыми словами и понятиями. 4. Развитие эмоционально – ценностного отношения к художественным произведениям.
5. Формирование целостной картины мира.
6. Умение разыграть небольшие отрывки из знакомых сказок, имитируя движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
7. Развитие самостоятельности, речевой активности, интереса к познанию.
8. Укрепление детско – родительских отношений.
Перспективы проекта.
-Создать банк игр – драматизаций;
-Продолжать формировать интерес и потребность в чтении русских народных сказок;
-Использовать различные методы работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи, учитывая возрастные особенности детей;
-Побуждать к инсценированию знакомых произведений;
-Продолжать развивать диалогическую речь;
-Привлекать родителей в процесс подготовки и проведения мероприятий, праздников, досугов, развлечений.
Планирование проекта
1. Выявление проблемы, постановка цели, формулирование задач.
2. Составление плана – схемы проекта.
3. Подбор соответствующей литературы, накопление материала.
4. Включение в план – схему проекта НООД, досуга, игр и других видов детской деятельности.
5. Организация совместной с родителями и детьми творческой деятельности.
6. Презентация.
Продукт детской деятельности
1. Игры – имитации, театральные этюды.
2. Художественное творчество - платье для Лисички, платочек для Зайчика.
3. НООД, Познание (Конструктивная деятельность, тема: «Дом для Зайки».
Продукт совместной деятельности
1. Досуг (показ родителями для детей сказки «Заюшкина избушка»).
Оценка результатов
Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей. Они научились выражать эмоциональное состояние героев сказок через интонационно окрашенную речь и через движение. Обогатили словарный запас слов новыми словами (лубяной дом, ледяной дом, горе, помощь, жалость). В играх появилось доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь.
После просмотра сказки «Заюшкина избушка», дети тоже попробовали себя в роли артистов.
Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в воспитании детей.
НООД, Познание (конструктивная деятельность)
Тема: «Дом для Зайчика».
Проблема: Зайчику негде жить.
Игровая мотивация: Помочь Зайчику, попавшему в беду.
Цель: Развивать наглядно –действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи строительного материала.
Задачи:
1)развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать слова названия для более глубокого восприятия различных качеств предмета;
2) совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям.
3)поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
4)развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно – отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять слова и фразы из сказки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», просмотр иллюстраций к сказке, обсуждение. Словарная работа –лубяной, ледяной. Просмотр разных видов домов.
Ход занятия
1. Введение в проблему.
Просматривая иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», обращаем внимание на плачущего Зайчика.
-Ребята, кто это? Почему он грустный? (Его выгнала из дома лиса)
2. Поэтапное решение проблемы.
-Как же нам помочь Зайчику? (Побуждаем детей к высказываниям. В случае затруднения предлагаем помочь Зайчику. Обращаем внимание на эмоциональное состояние Зайчика – он грустный, плачет).
- Давайте, посмотрим на эти дома. Какие они разные. Какой дом больше подойдет для Зайчика? (Каждый предлагает свой домик. При затруднении выбор останавливаем на деревянном домике, при этом выясняем почему именно деревянный).
(физкультминутка).
-Моделирование деревянного дома из плоскостных геометрических фигур. (После просмотра домов выбираем самый практичный дом, если дети затрудняются задаем наводящие вопросы).
- Вот такой дом мы построим для Зайчика.
-Практическая деятельность детей – совместное строительство дома.
3. Презентация.
-Посмотрите, ребята, мы построили красивый, уютный дом. Наш Зайчик повеселел – он улыбается. Мы помогли Зайчику, теперь у него есть свой дом. Ребята высказывают свои пожелания Зайчику, и просят бережно относиться к своему дому.
-Давайте, вместе с Зайчиком порадуемся, потанцуем вместе с ним.
Распределение деятельности по этапам НООД «Дом для Зайчика»
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
I 1. Формулирует проблему
Цель: помочь Зайчику, попавшему в беду. При постановке цели отбирает материал: книгу «Заюшкина избушка», иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», рисунки различных видов домов.
2. Вводит в игровую ситуацию (Зайчик плачет – он остался без дома)
3. Формулирует задачу:
-построить новый дом –помочь Зайчику. 1. Входят в проблему. Рассматривают рисунки и иллюстрации.
2. Вживаются в игровую ситуацию.
II 1. Подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, воплотить найденное решение в предметной деятельности.
3. Организует деятельность. 1. Принятие задачи – помочь Зайчику.
III 1. Организует работу поэтапно: направляет на поиск решений, экспериментирование, предметно – речевую деятельность.
2. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует их инициативу в игровых действиях с предметами.
3. Реализует ситуацию на равных партнерских позициях. 1. Ищут решение задачи с помощью педагога.
2. По подсказке педагога берут материалы для экспериментирования.
3Повторяют слова и фразы за педагогом.
IV 1. Организует презентацию дома.
2. Побуждает выполнять совместные движения под музыку. 1. Танцуют вместе с Зайчиком
Приложение. Досуг «Заюшкина избушка»
»
Платье для Лисички.
НООД «Дом для Зайчика»
Литература.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
2. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном –Пресс, 1999.
3. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
4. Цвынтарный В. В Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб: Лань. 1998.
5. Русские народные сказки («Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка»).