Ренская Татьяна Игоревна
Проект «Моя семья — начало всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Умка»»
Каменского района Алтайского края
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку социокультурной направленности "Все вместе"
Проект
Тема: «Семья – начало всех начал!»
Тип проекта : краткосрочный (с 9.01.2024 - 15.01.2024гг.)
Автор проекта : Ренская Т. И.
2024 год.
Тема проекта : «Семья - начало всех начал!»
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный.
Темочки:
Продолжительность проекта :
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников.
Воспитание любви к Родине начинается в семье. Членов семьи объединяют кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Теоретическое обоснование проблемы (идеи, выдвинутой в работе заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в детском саду.
Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
Новизна:
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию. А так же мы стали работать в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Актуальность выбранной темы:
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Поэтому задача образовательного учреждения - актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать
осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
К сожалению у детей отсутствуют четкие представления о понятиях
«семья»,«члены семьи».Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья – мое богатство!» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Этапы реализации:
этап-организационный
Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление
перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Анкета для родителей.
На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. Входе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники подготовительной к школе группы, родители и воспитатель. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и воспитателем.
этап-формирующий
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа воспитателя с детьми, работа детей и родителей, работа воспитателя и родителей. С детьми проведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в школе, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и определение уровня сформированности знаний у детей, сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Оценка результатов внедрения и апробации: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. У многих возникло желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки).У детей появились макеты своего генеалогического древа, над которыми они работали всей семьей, в группе появился семейный альбом, в который дети совместно с родителями отобрали свои лучшие фотографии, создан герб семьи
Рекомендации к внедрению. Опыт внедрения этого проекта может быть интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста. Проект может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Список информационных ресурсов:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика — Синтез,2011.
Гербова,В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М. : Мозаика- Синтез,2005.
Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной /РивинаЕ. К — М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе/ Т. С. Комарова. — М. : Мозаика – Синтез, 2008.
Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада / Гу6анова Н. Ф. – М. : Мозаика- Синтез, 2009-2010.
Комплексные занятия по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой.
Приложение 1
Вопросы для индивидуальных бесед с детьми
Первая часть:
Как ты понимаешь, что такое семья?
У тебя большая семья?
Есть ли у тебя бабушки, дедушки?
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
Есть ли у тебя брат или сестра?
На кого ты похож?
Знаешь ли ты имя и отчество своих бабушек?
Помогаешь ли взрослым выполнять домашние обязанности?
Вторая часть:
Часто ли ваша семья собирается вместе?
Чем любит заниматься твоя семья по вечерам?
Как вы проводите воскресные дни?
Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете?
Какие семейные праздники бывают у вас дома?
Какой семейный праздник ты любишь больше всего?
Почему ты любишь именно этот праздник?
Есть ли в вашей семье какие-либо традиции и национальные обычаи?
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим ответить вас на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет нам в организации работы по приобщению детей к семейной традиционной культуре.
Какие семейные праздники проводятся у вас
дома?
Какие семейные традиции и национальные обычаи есть в вашей семье?
Знают ли ваши дети,где они
родились?
_
Знают ли ваши дети, где родились их
родители?
_
Часто ли вы берете своих детей к себе на место своей
работы?
_
Имеется ли в вашей семье фотоальбом,где последовательно отражается история вашей
семьи?
Имеется ли в вашей семье переданный вам по наследству предмет, который вы бы хотели, чтобы хранили ваши
дети?
Рассказываете ли вы о трудовых достижениях членов
семьи?
_
Рассказываете ли вы своим детям интересные случаи из жизни своих родственников?
Спасибо!
План работы по реализации проекта
Формы работы Содержание работы
НОД познавательного цикла Конвенция о правах ребёнка
’’Моя семья’’
Семья. Моя родословная.
Коли семья вместе,таки душана месте.
Мамы всякие нужны,мамы всякие важны.
Традиции в нашей семье.
Поговорим о маме. Г. Я. Затулина, с. 117
Составление рассказа по картине ’’Подарок маме’’Н. С. Голицына,с. 379
Беседы Род и родословие
Дружная семья
Кто есть в моей семье : бабушка, дедушка, братья, сёстры.
Мы должны беречь друг друга
Как хорошо играть всем вместе!
Порядок или беспорядок.
Рядом или вместе?
Учимся уступать друг другу
Художественно-продуктивная деятельность -Аппликация «Моё генеалогическое древо»
-Рисование «Мамин портрет»
-Рисование «Цветы для мамы»
-Лепка по сказе «Красная шапочка»
Чтение художественной литературы Загадки, пословицы, поговорки, стихи о семье.
Нанайская народная сказка ’’Айога’’
Е. Благинина ’’Посидим в тишине’’
С. Михалков ’’А что у вас?’’
З. Воскресенская ’’Мамины руки’’
Г. Х. Андерсен ’’Золушка’’
Сказка ’’Морозко’’
С. Чёрный ’’Когда никого нет дома’’
Г. Х. Андерсен ’’Огниво’’, ’’Стойкий оловянный солдатик’’
Игровая деятельность Дидактические игры.
Составь семью
Родство
Мамы всякие нужны
Какие у меня мама и папа
Назови ласково
А ты мне кто?
Мой дом.
Сюжетно-ролевые игры.
Дом
Семья
Больница
Школа
Дочки-матери
Супермаркет
Совместная деятельность детей и родителей Выставки:
Герб семьи
Моя родословная
Фотоальбомы, альбомы:
Мы отдыхаем
Моя семья
Как я помогаю маме
Совместная деятельность педагога и родителей Консультация ’’Как создать родословную своей семьи’’
Консультация ’’Роль семьи в воспитании дошкольников’’
Консультация ’’История моей семьи’’
Консультация ’’Дружеские отношения взрослых и детей в семье- основа воспитания положительных черт характера ребёнка’’
Памятка ’’Создание благоприятной семейной атмосферы’’
Памятка ’’Искусство быть родителем’’
Анкетирование родителей