Марина Бакшаева
Проект «Любимые герои сказок и стихов»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Хочу познакомить вас с проектом «Любимые герои сказок и стихов», реализуемым в моей группе с 2018 года. У нас существует традиция – в подготовительной группе с выпускниками мы делаем картины по сказкам, мультфильмам, стихам. Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования.
Важно то, что сказка всегда стремится воплотить идеал человеческих поступков и поведения. Сказки призывают к мудрости, к человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народа.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Основная часть.
Цель проекта: оказать влияние на формирование читательской грамотности детей старшего дошкольного возраста через работу по изготовлению картин в технике нетрадиционной аппликации из нитей.
Задачи:
- обучающие: способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений. Обучать детей различным приемам в нетрадиционной технике «аппликация из нитей», умению следовать устным инструкциям. Познакомить с этапами работы над выполнением изделия. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
- развивающие: развивать интерес к чтению, стремление к творческой самореализации. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности. Обогащать развивающую среду в группе.
- воспитывающие: воспитывать на традициях и ценностях российского общества, воспитывать читательскую культуру, уважительное отношение к своему и чужому труду. Воспитывать аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 2018 - 2024г.
Актуальность: к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Согласно Федеральной Образовательной Программе, общая цель воспитания в Дошк. Образ. Организации - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.
Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного направления воспитания.
Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Во все времена сказка имела большое значение в формировании личностных качеств ребенка, в приобщении его к духовным ценностям русского народа. А. Н. Толстой писал: «Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Дошкольный возраст – это самый активный возраст для включения детей в читательскую деятельность. Дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, формируется интерес к чтению, умение и желание работать с книгой. Воспитывается читательская культура, т. е. ребенок успешно формируется как читатель.
Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе, я выяснила: ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. А объясняется это просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Следовательно, развивая мелкую моторику рук, я могу косвенным образом повлиять на развитие речи и интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и читательскую грамотность.
С детьми старшего дошкольного возраста помимо традиционных форм работы для развития мелкой моторики рук использую нетрадиционную аппликацию из ниток для вязания. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ними просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. Картины, выполненные в технике нетрадиционной аппликации из ниток для вязания, обогащают развивающую среду в старшей разновозрастной группе. По ним мы рассказываем сказки, описываем любимых героев, играем в дидактические игры «Узнай по описанию», «Угадай сказку», «Из какой я сказки» и другие.
Ожидаемые результаты:
- созданы условия для целенаправленной, планомерной работы по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
- дети ориентированы на традиции и ценности российского общества;
- расширился и обогатился кругозор, повысился речевой и интеллектуальный уровень детей, развились творческие способности;
- возродилась культура чтения в семье;
- дети усвоили нетрадиционную технику аппликации из нитей, научились следовать устным инструкциям, пользоваться ножницами.
- повысился уровень развития мелкой моторики.
- повысилась компетентность родителей по использованию нетрадиционных технологий в художественной деятельности с детьми.
Этапы реализации.
I этап - подготовительный:
• изучили научно-методическую литературу по данной теме. Познакомилась с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук;
• подобрали консультативный материал по развитию мелкой моторики для родителей;
• занимались подготовкой нитей разного цвета. Здесь нужно набраться терпения, процесс трудоёмкий и требует физических усилий кистей рук. Нитки нужно сложить в несколько слоёв и нарезать мелкими кусочками – работа по развитию мелкой моторики рук детей.
II этап - основной:
• реализация проекта.
Эскизы для работ берем из детских книжек – раскрасок.
Для работы над эскизом необходимы материалы – карандаш, картон; клей ПВА; ножницы; мелко нарезанные нити разного цвета.
Дети наносят на фон эскиза клей и прикладывают мелкими порциями нитки, постепенно заполняя эскиз.
Идет работа по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
III этап – заключительный, включает:
• подведение итогов реализации проекта;
• оформление детскими работами приемной комнаты группы;
• использование картин для рассказывания сказок, описания любимых героев;
• участие в различных конкурсах.
Заключение.
Закончить свое выступление хочу словами выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Сказки — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем русский народ». Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.
О. С. Ушакова отмечает: «Сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам».
Список использованных источников:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022года №1028
2. Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.
3. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб. : «Детсво-Пресс», 2005.
4. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л. В. СПб: Детство-Пресс, 2012.
5. Картинки, раскраски по произведениям детской литературы.
6. Ушакова О. С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М. : ТЦ Сфера, 2019, 288с.
7. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию — М. : ТЦ Сфера, 2018.
выпуск 2022
выпуск 2023
выпуск 2024