Галина Мелещук
Проект «Зеленая красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно - творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный с 28.11.2011г. по 27.01.2012г. (2 месяц)
Предмет проекта: ель
Цель проекта:
• Формирование у детей творческих способностей;
• Стимулирование потребности ребенка в творческой самореализации;
• Развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с деревьями;
• Закрепление представлений о художественном образе растений (ели, воплощение его в своих работах.
Задачи проекта:
• Формировать чувство активного преобразователя, самостоятельность, смелость в процессе художественно-творческой деятельности;
Публикация «Проект „Зеленая красавица“» размещена в разделах
• Развивать потребность в создании эстетических ценностей, творческой самореализации;
• Знакомить с многообразием выразительных средств художественной деятельности;
• Расширять представления о жизни растения как живого существа;
• Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
Участники проекта:
• Дети 4–5 лет;
• Воспитатели;
• Музыкальный руководитель;
• Родители воспитанников.
Содержание проекта
Проект представляет собой деятельность по развитию творческих способностей детей. В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с нетрадиционными техниками, применяют их на практике. Расширяются возможности для творческой деятельности при выполнении задания и дополнений по собственному замыслу. В свободной деятельности предполагается использование нетрадиционных техник при выполнении работ по своему замыслу, для этого в группе созданы условия и необходимые материалы. Параллельно с этим ведется работа по более детальному и углубленному ознакомлению с объектом, выбранным для изобразительной деятельности, елью. Дети учатся «глубже» воспринимать такие виды искусства, как живопись и литературу.
Распределение деятельности педагога и детей:
I этап (подготовительный) – 28.11.2011 – 05.12.2011г.
II этап (основной) – 06.12.2011 - 18.01.2012г.
III этап (заключительный) – 19.01.2012 – 27.01.2012г.
Этапы реализации проекта:
1 этап 1. Ввод детей в проблемную ситуацию.
2. Формулирование проблемы.
3. Формулировка поставленных задач. 1. Вход в проблему.
2. Обсуждение проблемной ситуации.
3. Принятие задач, внесение дополнений.
2 этап Организация деятельности детей:
- художественно-творческая;
- познавательно- речевая;
- игровая;
- совместная работа с родителями. Активное участие во всех видах запланированной деятельности.
3 этап 1. Организация выставки продуктов детской и взрослой творческой деятельности.
2. Проведение развлечения «Праздник Елочки». Участие в подготовке и проведении праздника.
Управление и обеспечение проекта:
Нормативно-правовое:
- создание приказа по МБДОУ о проведении проекта;
Научно-методическое:
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
Информационное:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
Материально-техническое:
- приобретение дидактических средств обучения;
Оценка результатов проекта:
Деятельность в рамках проекта признана действенной и эффективной, способствующей решению поставленных задач.
Качественно влияет на развитие творческого потенциала воспитанников.
Критерии и показатели эффективности проекта:
I. Выраженность творческих проявлений в работах детей;
II.Умение выразительно передать образ объекта (ель) с типичными и индивидуальными
признаками и особенностями, используя разнообразные техники и материалы;
III.Эмоциональный отклик на содержание произведения искусства (литература, живопись);
IV.Углубленность знаний и представлений об объекте, проявление познавательного интереса в повседневной жизни.
/На основании диагностики. см. Приложение1/
Итоги проекта:
Созданы условия и предпосылки для развития творческой деятельности и творческой самореализации, экспериментирования с техниками, изобразительными материалами, цветом;
Проявляют творческую активность при создании изобразительных работ, испытывают положительные эмоциональные чувства от деятельности и полученного результата;
Вызван интерес к конкретному объекту, имеют представление о:
- жизни растения как живого существа, строении функциях, назначении частей дерева;
- развитии дерева;
- влиянии неживой природы;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года;
- экологически грамотном поведении в природе.
Заинтересованность родителей в развитии творческих способностей детей и создании совместных работ;
Выставка детских и совместных работ.
Актуальность: Современное демократическое общество нуждается в творческих людях, в людях способных выйти за рамки рутины жизни, способные создать хоть йоту нового. Потребность в инновациях, в нахождении новых решений поставленных задач делает проблему творчества настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века».
В соответствии с этим задачей педагогов, всех уровней развития ребенка и становления его как личности, становится воспитание творчески активного человека, способного предложить свое видение решения возникшей проблемы или свой продукт деятельности.
На протяжении многих лет выдающиеся педагоги и психологи выдвигают различные гипотезы возникновения и становления творческих способностей (Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. П. Торренс, А. Адлер, П. П. Подъяков, Л. С. Выготский, Н. Е. Веракса и мн. др.).
Несмотря на расхождение результатов выдвинутых гипотез происхождения (врожденные или приобретенные, влияние среды и т. п.) очевидным является факт необходимости развития творческих способностей. Исследования показали что, наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей детей считается дошкольное детство.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности.
Детское творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его – это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания образа ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме.
В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада еще не достаточно овладев средствами изображения, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к художественной деятельности.
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное. Необходимо его обучить методам и приемам владения и использования различных материалов, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Актуальность исследуемой мной темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в большей степени проявляется в результате изобразительной деятельности. А нетрадиционные изобразительные техники и более углубленное, детальное ознакомление с изображаемым объектом способствуют развитию потребности в творческой самореализации, создании и преобразовании окружающего их мира, стимулируют эстетическую потребность, расширяют представления о свойствах и качествах предметов и объектов.
Перспективное планирование работы по проекту
Раздел планирования
Художественно-продуктивная деятельность
1. Рисование с использованием манки. «Елочка»
Цели: продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, упражнять в смешивании и разведении гуаши манкой, расширять представления о форме, размере и цвете дерева и его частях, развивать изобразительные и творческие навыки и умения.
2. Аппликация из кусочков цветной бумаги. «Новогодняя елочка»
Цель: развивать наблюдательность, умение изображать елочку, передавая строение хвойного дерева, располагать изображение из небольших частей в пределах контура, упражнять в различении и назывании цветов и оттенков, обогащение средств выразительности детских работ.
3. Лепка из соленого теста. «В гости к нам пришла елочка -красавица»
Цели: продолжать знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности; развивать умение лепить образы из теста, располагать узор на форме по собственному замыслу; совершенствовать эстетический вкус; учить испытывать положительные эмоциональные чувства от собственной работы.
4. Рисование зубной щеткой. «Еловый лес» /Коллективная работа/
Цели: познакомить детей с техникой рисования зубной щеткой; учить использовать эстетические и изобразительные свойства и качества уже знакомых изобразительных материалов в новом качестве; воспитывать чувство сопричастности к полученному общему результату.
5. Рисование акварелью по туши. «Туманное утро»
Цели: развивать эстетическое восприятия, воображение, использовать для передачи задуманного образа нетрадиционную технику рисования; расширять опыт художественно-творческой деятельности.
Музыкальное развитие 1. Песня «Елочка» слова Т. Боковой, музыка З. Беимбетовой, аранжировка И. Колесниковой.
2. «Елочный хоровод» музыка, слова и описание движений М. Картушиной, музыкальная обработка Ю. Забутова.
3. Развлечение «Праздник Елочки»
Художественная литература Подбор и выставка художественной литературы о ели;
Заучивание стихотворения Н. Гончарова «Ели»;
Чтение сказки С михалкова «Елочка»
Чтение стихотворений, сказок и рассказов об елочке.
Игровая деятельность Дидактические игры «Модель дерева», «Собери елочку», «Узнай по описанию».
Подвижные игры «Раз, два, три к …. беги», «Ловишки -елочки», «Кто быстрее нарядит елочку?».
Природный мир. Труд 1. Укрывание корней и стволов елей снегом.
Цель: учить детей проявлять заботу и бережно относиться к деревьям, выполнять соответствующие трудовые действия.
2. Сравнивание живой и игрушечной ели.
Цель: показать детям главные особенности живого дерева.
Экспериментирование Рассматривание коры ели под лупой.
Цель: расширять знания детей о строении и «жизни» дерева.
Жизненный цикл растений.
Цель: дать детям обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Познавательно-тематические занятия 1. Беседа. «Встреча с зеленой красавицей».
Цели: определить с детьми, какое дерево в народе называется зеленой красавицей. Почему?; развитие представления детей о дереве как представителе живого в мире природы, внешнего строения, жизненных функций (питание, дыхание, рост, размножение).
2. «Образ ели в пейзажных картинах художников».
Цели: формировать способность восприятия художественного образа природы; развивать эстетическое отношение и художественный вкус, вызывать познавательный интерес.
3. «Лесная красавица».
Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях, конкретизировать имеющиеся знания; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе; учить детей строить логико-смысловые модели (по В. И. Штейнбергу)
Оформление альбома «Зеленая красавица».
Работа с родителями
1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, пословиц, загадок и стихотворений о елочке.
2. Экскурсии в лес, парк в выходной день.
3. Родительское собрание. «Развитие творчества у детей»
Цели: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста; ознакомление родителей с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности и их преимуществах в развитии творчества.
4. Совместные творческие работы детей и родителей «Елочка»
5. Организация выставки работ выполненных в рамках проекта.
Используемая литература:
1. “Маленькие волшебники, или на пути к творчеству”, автор-составитель О. А. Белобрыкина, Новосибирск, 1993.
2. Т. С. Комарова, Детское художественное творчество», - М. : Мозайка- Синтез, 2008г.
3. «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?»
4. Комарова Т. С. Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005
5. Е. А. Сыпченко, Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. –СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2012.
6. Л. Д. Морозова, Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010
7. «Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников» И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка -Пресс, 2009.
8. Г. Н Давыдовой "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Москва 2008г.
9. Т. А. Цквитария, Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2011.
10. Ю. В. Рузанова, Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкульт минуток. –СПб. : КАРО, 2009.
11. Н. В. Шайдурова, Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2010.
12. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», - М. :ВАКО, 2005.