Ефимова Алла Петровна
Проект «Край, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Край, в котором мы живем».
Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.
Актуальность проекта :
Сегодня педагоги говорят о духовно-нравственном воспитании, прежде всего имеется в виду задача воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину и трудиться на ее благо. Кроме задач воспитания толерантности в отношениях представителей разных культур, информирования о традициях религий, обычаев народов, особенно важна его объединяющая роль в формировании общности «россияне», что представляет сегодня особенную актуальность.
Публикация «Проект „Край, в котором мы живем“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач по краеведению для воспитания детей на традициях народной культуры.
Цель проекта :
• Расширить знания о культурных традициях и образе жизни коренных народов Ямала;
• Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям
• Раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта :
• Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
• Дать представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни поселка.
• Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
• Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
• Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом (приложение 1)
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом
Участники проекта :
• дети подготовительной группы «Почемучки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»;
• педагоги;
• родители воспитанников.
Срок реализации проекта : октябрь – март 2013-2014 учебного года.
Предполагаемый результат:
• осознание родителями важности привития детям уважительного отношения к народам Севера и бережного отношения к природе родного края;
• расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности;
• расширение связей ДОУ с социумом;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов:
• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
• Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
• Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Ямала.
• Принцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
• Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Продукты проектной деятельности :
презентация фото материала «Мы на Севере живем»;
альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»;
материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
семейный спортивный праздник «День оленевода».
Презентация проекта :
групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
педсовет «Духовно-нравственное воспитания в ДОУ».
Методическое обеспечение:
Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ» для воспитателей детских дошкольных учреждений. ЗАО «Фрегат»,2013г.
«Ямальский калейдоскоп»
Сборник «Северные родники»
«Я родом из тундры» Нина Ядне. Литературно-художественное издание. Книга вторая
«Сказка про песню-мечту». Северные узоры. Издательский дом «Карапуз»
Д. Нагишкин «Айога» сказка. Издательство «Детская литература»
Приложение №1
План работы над проектом
месяц мероприятие Примечание
сентябрь • Сбор информации о семьях воспитанников;
• подготовка к собранию «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»; анкетирование по проблеме
опрос родителей
(фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, место работы, профессия)
октябрь :
Беседы с детьми на тему «Мой поселок»
• Работа над лексической темой «Что в лесу растет, кто в лесу живет».
• Экскурсия «По поселку мы пройдем» (знакомство социально значимыми объектами поселка)
с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности
ноябрь-декабрь Выявление у детей знаний о членах своей семьи:
• Беседы с детьми на тему «Где и кем работают наши родные», «Семья оленеводов»
• Музыкальное развлечение «Любим в тундре мы бывать»
• Участие в смотре – конкурсе краеведческих уголков с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;
январь • Беседа с детьми «Одежда народов Севера».
• Работа над лексическими темами «Одежда», «Орудия труда»
• Оформление выставки семейных творческих работ «Сказки народов Севера» с воспитанниками во время кругов общения, на занятиях, в повседневной деятельности;
февраль • Подготовка презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
• Северный край, ребят закаляй! индивидуальная работа с родителями
организация подвижных игр на прогулке
март • Показ детям презентации фото материала «Мы на Севере живем»;
• Семейный спортивный праздник «День оленевода»
• Групповое родительское собрание «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста» с презентацией фото материала «Мы на Севере живем»;
• Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Сказки народов Севера»
• Презентация фото материала «Мы на Севере живем» на уровне ДОУ с использованием средств мульти-медиа;
с использованием средств мульти-медиа;
индивидуальная работа с семьями воспитанников
оформление продуктов проектной деятельности
Примечание.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края», составленный на основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой; О. Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ Волгоград: Учитель, 2007.
Тематический план работы
Разделы работы Основное содержание, сроки
Познавательно-речевое развитие
«Я и вся моя семья» Обычаи и традиции семьи, составление родословной и герба семьи (сентябрь 2014г)
«Наш поселок Правохеттинский» Обзорные экскурсии по поселку, целевые прогулки к социально значимым объектам: школьный музей, амбулатория, музыкальная школа, КСК, КДЦ (октябрь 2014г)
«Мой поселок славный для меня ты главный» Рассматривание фото поселка, города; беседы о гербе поселка, района.
Посещение детьми с родителями краеведческого музея в г. Надым и составление рассказов об увиденном или представление видео.
Чтение произведений и стихов местных авторов (ноябрь, декабрь 2014г).
«Природа нашего края» Циклические наблюдения за природой, погодой (октябрь – март)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (декабрь-март)
Чтение детям произведений и стихов местных авторов
Досуговые мероприятия: «Вороний день» (апрель).
«Развитие связной речи детей 5–7лет» Знакомство детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты «Рабочий Надыма»
Драматизация с детьми ненецкой сказки «Кукушка». Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказки, участие в постановке сказки. Семейный театр.
Знакомство со сказками, легендами о Ямале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об явлениях природы, животных, растениях.
Посещение библиотеки, составление рассказов по впечатлениям.
Художественно-эстетическое развитие «Культура и искусство народов Севера»
«Особенности культуры народов Крайнего Севера» Знакомство с творчеством художника С. А. Лугина. Посещение родителями с детьми выставки местных художников.
Ознакомление с народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае.
Физическая культура
«Игры народов Севера» Изготовление родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Севера в папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки», «Перетягивание палки»
Спортивный праздник «День оленевода»