Татьяна Уткина
Проект в средней группе «Кормушка для птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип и вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети средней групп, родители, воспитатели.
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
Публикация «Проект в средней группе „Кормушка для птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в бескормицу.
4. Научить детей правильно их подкармливать.
Срок проведения : один месяц.
Ожидаемый результат:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им. (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, выставка кормушек).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта. Учим детей заботиться о птицах.
Актуальность проекта :
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В группе уделяется большое значение экологическому воспитанию детей. Мы считаем, что необходимо воспитывать у детей с ясельной группы гуманность, творческие способности, понимание и любовь к окружающему миру и природе.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их -не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. На протяжении почти трех лет пребывания в детском саду нам рассказывали, что когда идут в сад видят птиц, которые ищут себе пропитание. В разное время года мы с детьми обсуждали проблему, как помочь птицам выжить, подкармливать и заботиться о них. В средней группе решили устроить выставку «Кормушка для синички», первыми вестниками этого конкурса были дети. Именно они обратились с предложением сделать для птиц кормушки. Мы подготовили наглядный материал, провели с детьми и родителями беседы о то, как изготовить кормушки. И те родители, которые не безразличны к тому, каких мы воспитываем детей, с удовольствием откликнулись на просьбу своих детей. Дети каждый день рассказывали в группе, как они мастерят с мамой и папой кормушку. А с какой гордостью вносили кормушки в группу воспитанники! Вместе с кормушками дети принесли и корм для птиц. Кормушки получились у всех разные, и все они добротные и красивые, прослужат немало лет. В группе прошла выставка кормушек, а после все кормушки нашли свое место на ветках деревьях вокруг нашего детского сада, в Шуваловском парке. Теперь будет о ком заботиться детям. Ребята с удовольствием рассказывают, как они приносят корм и раскладывают в сои кормушки. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта, подборка литературы, наглядного материала, бесед, дидактических, подвижных игр на тему «Птицы».
• Задание для родителей – изготовление совместно с детьми кормушек для зимующих птиц.
•II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
• Беседы с детьми о птицах, НОД.
• В ходе реализации проекта были использованы следующие виды детской деятельности:
Игровая деятельность:
Подвижные игры на прогулке.
Изобразительная деятельность:
– аппликация «Синичка», «Снегири на дереве».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц.
Коммуникативная деятельность:
– пересказ прочитанных произведений;
– разучивание стихотворений о зимующих птицах.
Формы и методы работы с родителями:
– беседа с родителями о поддержании интереса у детей к окружающему миру (в т. ч. к зимующим птицам, демонстрация наглядного материала по изготовлению кормушек, корму для птиц;
– привлечение родителей к совместной работе с детьми над изготовлением кормушки для зимующих птиц;
– папка-передвижка «Синичкин день»
• III этап-заключительный
• Раздача всем памятки «Как подкармливать птиц»
• Выставка кормушек в группе
• Участие в фотовыставке «Моя кормушка»
• Игра инсценировка «Птичий теремок»
Проект оказался интересным для всех его участников. Создание кормушек и заготовки кормов для птиц создало атмосферу единения между детьми, родителями и воспитателями.
Приложение
Литература, дидактические игра, подвижные, НОД (конспекты)
Беседа «Что ты знаешь о птицах?» - уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц о птицах.
П/и «Птички и кошка» - учить двигаться.
Д/и «Птицы» - уточнить знания детей по сигналу, развивать ловкость.
Чтение худ. литературы В. Звягина «Воробушки» - дополнить знания детей о птицах.
Беседа «Почему птиц стало меньше?» - выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно - следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Д/и «Летает, не летает» - развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
П/и «Воробушки и кот» - учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Чтение худ. литературы: Н. Рубцова «Воробей» - вызвать чувство жалости к воробышку.
Беседа «Пернатые друзья» - дополнить знания детей о птицах, помощи им зимой, умения правильно их кормить.
Чтение худ. литературы: Л. Н. Толстой «Воробей на часах» - уточнить знания детей о птицах.
Художественная литература.
В. Звягиной «Воробышки»
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки.
Я принес воробышкам
На тарелке крупки:
Кушайте, воробышки,
Я бы вам и валенки,
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
– Воробей ведь маленький,
Сразу как запрыгает –
Потеряет валенки.
Кушайте, хорошие.
Н. Рубцов «ВОРОБЕЙ»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
В. Берестов
Воробушки
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы дожили!
— Мы живы, живы мы!
М. Пляцковский
Голуби
Белые голуби
Слетались к проруби.
Им водицы ледяной
Хочется напиться —
Всего по капельке одной,
Чтоб не постудиться!
И. Мазнин
Воробей
Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,
просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою!
А. Прокофьев
Снегири
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс;
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Барто
Лебединое горе
В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один.
Не повредил ли
Он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга!
Вот не повезло —
Летать не может.
Я возле лебедя
Стою.
Я знаю всю его
Семью.
С большим семейством
Лебедят
Он плыл куда-то,
И вдруг над парком
Как взлетят
Все лебедята!
В холодном парке,
Среди льдин,
Остался лебедь.
Он один.
А я всё думаю о нём,
Бегу к нему на водоём.
Решил я
Притвориться:
Я тоже
Лебедь-птица.
Я тоже белый,
Весь в снегу.
Я выгнул шею,
Как могу.
Заносит снегом
Водоём,
А я кричу:
— Послушай,
Мы будем плыть
С тобой вдвоём,
Но только я —
На суше!
Я поднял руку,
Как крыло.
Но ничего
Не помогло.
В холодном парке,
Среди льдин,
Скучает лебедь.
Он один.
Я. Аким
Синица
Я приехал
В деревенский тёплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядрёный
За окном.
Только сел
Чайку напиться —
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!
Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
— Пообедай, — говорю.
А синица
Не похожа на синиц,
Не дерётся,
Угощает прочих птиц.
Прилетели
Воробьи да снегири —
А синица сторонится:
— На, бери!
Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.
Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку —
И в окно ко мне глядит.
Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С тёплым домом —
И домой.
Людно в городе,
Машины, трескотня.
Как ты там живёшь,
Синичка,
Без меня?
Зинаида Александрова
Новая столовая
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец.
Вот и песенке конец.
Толстой Лев Николаевич «Воробей на часах»
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Виталий Бианки
Кузя двухвостый
Сергейке очень хотелось поймать какую-нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые.
Клетка у Сергейки была, а западню ему дали товарищи. На три дня дали. И в первый же День Сергейке попался в западню кузя.
Сергейка принёс его домой и стал пересаживать из западни в клетку. Но Кузя так бился, дрался и клевался, что Сергейка ненарочно выдрал у него несколько перьев из хвоста. И стал кузя двухвостый: сзади по бокам торчат перья вилочкой, а посередине ничего нет.
Сергейка подумал: «Куда мне двухвостого! Мальчишки засмеют, скажут: «общипанный, в суп его надо».
И решил Кузю выпустить и наловить других птиц. Два дня ещё оставалось у него.
А Кузя прыгает себе с жёрдочки на жёрдочку, перевёртывается вниз головой, как обезьяна, и долбит своим крепким клювиком зёрна. Солнце в комнату заглянет, он запоё т:
– Зин-зи-вер, зин-зи-веррр! – так весело, звонко. Будто никогда и на воле не был, всегда жил в клетке.
Сергейка стал его выгонять из клетки, – Кузя как крикнет:
– Пинь-пинь-черрр! – как зашипит на него!
Пришлось выставить клетку в окно и открыть дверцу. Улетел кузя. Сергейка опять западню поставил.
Утром приходит и ещё издали видит: захлопнута западня, кто-то попался. Подошёл, а в западне кузя сидит. Да не какой-нибудь, а тот самый: двухвостый!
– Кузенька! – взмолился Сергейка. – Ты же мешаешь других птиц ловить. Один только день и остался мне ловить их.
Он взял западню с кузей и пошёл прочь от дома. Шёл-шёл, пришёл в середину леса и там выпустил кузю. Кузя крикнул:
– Пинь-пинь-черрр! – и скрылся в чаще.
Сергейка вернулся домой и опять поставил западню.
На другой день приходит, – опять кузя двухвостый б западне!
– Пинь-пинь-черрр!
Чуть не расплакался Сергейка. Выгнал кузю И отнёс западню хозяевам.
Прошло несколько дней, Сергейка скучал и уже стал думать: «Зачем я кузю выгнал? Хотя и двухвостый, а какой весёлый».
Вдруг за окном:
– Пинь-пинь-черррр!
Сергейка открыл окно, и кузя сейчас же влетел в избу. Прилепился к потолку, перелетел на стену, увидал таракашку, тюкнул его носом и съел.
И стал кузя жить в избе у Сергейки. Захочет, – в клетку залетит, зёрнышек поклюёт, выкупается в ванночке и опять вылетит: Сергейка клетку не закрывал, Захочет, – по всей избе летает, тараканов ищет.
Склевал всех тараканов, крикнул «пинь-пинь-черрр!» и улетел.
Виталий Бианки
Про одного мальчика
Дробинка
Отец подарил мальчику маленькое дробовое ружьё. Мальчик устроил себе на берегу пруда шалашик и стал ждать уток.
Наконец прилетели два чирка. Селезень был очень красив: весь пёстрый и на ржавой голове две ярко-зелёные полосы. А уточка была серенькая, скромная, только на крыльях у неё блестели зелёные пёрышки.
Когда чирки подплыли к шалашу, мальчик выстрелил. И случилось так, что целился он в красивого селезня, а попал в уточку.
Тогда селезень взвился в небо, дал в воздухе один круг, другой круг, потом вдруг сложил крылья – и камнем полетел вниз. Он упал на берег и, конечно, разбился насмерть.
Мальчик подумал: «Ах, зачем я убил уточку! Вот и селезень не захотел жить без неё».
Мальчик прибежал домой в слезах и стал рассказывать отцу, как он попал в уточку и как селезень тогда нарочно взвился в облака и оттуда камнем упал на землю.
А отец хорошенько рассмотрел птиц и показал мальчику, что у селезня в голове маленькая ранка.
Значит, селезень не потому упал, что не хотел без подруги жить, а оттого, что ему в голову тоже попала одна дробинка, – смертельная.
Птичья песенка
Через год этот мальчик научился хорошо стрелять из своего ружья. Попадал в птиц даже на лету.
Один раз он шёл лесной просекой. Снег только ещё начинал таять. Только что прилетели стайки зябликов.
Зяблики прыгали по голым ветвям деревьев, слетали на проталинки – поискать себе еду. Все они были, как на подбор, красавцы: краснощёкие, лиловогрудые, с белыми перевязками на крылышках.
Мальчик знал, что это были самцы: зябличихи прилетят позже, через несколько дней. Зяблики не пели.
«Не время ещё им петь, – думал мальчик. – Пока не прилетят зябличихи, не услышишь их песен».
Вдруг что-то серое мелькнуло сбоку между деревьями и упало на проталину.
Как ветром сдуло зябликов с просеки. С тревожным пиньканьем и рюмканьем они скрылись в лесу.
А с проталины перед мальчиком взлетел небольшой серый ястреб. В когтях у него был зяблик.
Пока мальчик снимал с плеча ружьё, ястреб повернул и полетел вдоль просеки. Теперь мальчик видел только его спину. И выстрелил в неё.
На миг ястреб остановился в воздухе. Когти его разжались, из них выпорхнул зяблик.
Ястреб мёртвый упал на землю.
Спасённый зяблик взлетел на дерево, отряхнулся, повернулся к мальчику и вдруг запел.
Сперва он будто захлёбывался песней, пел тихо. Потом звонче и звонче. И вдруг оборвал на самой весёлой ноте.
Мальчику очень понравилась песенка. Он подумал: «Ведь это он благодарит меня за то, что я спас его от ястреба».
Мальчик снял шапку и замахал зяблику:
– Не за что, не за что! Лети себе на здоровье.
Зяблик улетел.
Тогда мальчик подобрал застреленного ястреба и побежал домой.
Дома он рассказал отцу, как спас зяблика и как зяблик поблагодарил его звонкой песенкой.
Но отец сказал:
– Всё-то ты выдумываешь. Совсем не для того пел зяблик, чтобы поблагодарить тебя.
– А для чего же? – спросил мальчик.
– Ни для чего. Ушёл из когтей ястреба, вот и запел. Поёт и сам не знает, – почему, отчего, для кого он поёт. А что это ты освободил его от ястреба, он даже и не подумал.
Консультация для родителей
«Помогите зимующим птицам».
В холодное время года зимующим птицам очень трудно добывать себе пищу. Природный корм исчезает, но потребность в нем возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых – прививать детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир. Надеюсь, что вы выберете подходящий вариант и сделаете кормушку для птиц вместе с вашим ребенком. Ребенку любого возраста такое занятие будет полезно и интересно.
Об этом нужно помнить!
Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!
Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть. Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!
Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!
Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залетать в кормушку.
2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.
4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.
5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть наша кормушка.
Запомните несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц :
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Памятка "Как подкармливать птиц”
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма : семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
7. Нельзя давать чёрный хлеб.