Ирина Пешкова
Проект как способ включения родителей в жизнь детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект как способ включения родителей в жизнь детского сада
Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги
могут дать детям большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И здесь удачной педагогической находкой является проектная деятельность.
Публикация «Проект как способ включения родителей в жизнь детского сада» размещена в разделах
Использование «метода проекта» в нашей группе стал способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников.
Привлечение родителей к реализации проектов обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Формы участия родителей в проектной деятельности :
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.
II. Информационная поддержка - родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Проектная деятельность состоит из 3 этапов: подготовительный, практический, заключительный. Участие родителей на каждом этапе имеет свои отличительные особенности.
Вначале мы обозначаем деятельность родителей, как участников проекта, которая будет отвечать потребностям ребенка и его мотивации к развитию социального опыта в процессе ознакомления с окружающим миром. С этой целью на первом этапе мотивируем родителей к участию в проекте : оформляем информационный уголок по данной теме, памятки, проводим анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь.
На втором - проводим индивидуальные беседы с целью создания интереса к деятельности по проекту, привлекая к изготовлению поделок, макетов, коллекции, книжек- малышек, презентаций и т. п. Подводя к тому, чтобы родители вместе с детьми добывали информацию из различных источников (интернет – ресурсы, познавательные телепередачи, чтение художественной литературы, беседы, посещение музеев, выставок) для своих творческих работ. После изучения данной информации семья приступает к изготовлению творческих работ.
На третьем этапе в группе для родителей организуем различные мероприятия, где каждая семья представляет свою творческую работу: презентацию, защита мини-проекта, рассказ по интеллект карте, выставки и т. д.
В подготовительной группе были реализованы проекты с участием родителей : «Грибы – грибочки», «Новый год у ворот».
Цель проектов : Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад - семья.
Для успешной реализации проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
(Сопровождается показом слайдов)
С целью обогатить детский опыт новыми впечатлениями, знаниями о съедобных и несъедобных грибах, об их строении, функциях и значении в лесном сообществе и в жизни людей, умение детьми выражать свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, был организован проект «Грибы - грибочки». В ходе проекта, родители были активными помощниками: помогали в подборке фотографий о грибах, книг в книжный уголок, в создании лэпбука «Грибы – грибочки». В группе с детьми мы делали аппликацию и поделки из природного материала, это очень заинтересовало детей. Для родителей были проведены консультации: «Осторожно! Ядовитые грибы!» «Чем опасны грибы для детей», памятка: «Съедобные и несьедобные грибы». Проект дал толчок в творческом развитии детей, бережном отношении к природе, а также запоминании сьъдобных и несьедобных грибов».
Всем известно, что самый любимый праздник детей - Новый год и мы начали к нему готовится за долго до его наступления. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома и группы, изготовление подарков, разучивание стихов и песен к празднику и т. д. В ходе беседы с детьми и родителями, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, мало знают историю возникновения праздника и традиций празднования Нового года, поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а в этом нам помог совместный проект родителей и детей «Новый год у ворот». Родители были активно вовлечены в совместную деятельность самими детьми.
Для родителей была подготовлена информация «Как встретить Новый год с детьми?», «Безопасность детей во время новогодних праздников»; папки-передвижки: «Новый год у ворот», «Новый год в семье»; буклет: «Веселые идеи для празднования Нового года» и т. д. На заключительном этапе проекта состоялся детский новогодний праздник «Новый год у ворот», для которого родители приготовили красочные костюмы и атрибуты. Наш проект помог детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений, так же повысил интерес родителей к жизни детского сада.
Вывод:
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.