Любовь Башманова
Проект «Я хочу здоровым быть»
▼ Скачать +Заказ
Основной целью региональной целевой программы «Оздоровление молодого поколения Белгородской области» является формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья, заинтересованности и личной ответственности за сохранение собственного здоровья, повышение мотивации к здоровому образу жизни. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточна сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического развития.
Публикация «Проект „Я хочу здоровым быть“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Работая на протяжении многих лет с дошкольниками с задержкой психического развития, было обнаружено, что данной категории детей присущи разные формы общедвигательных нарушений. Часто это дети с ослабленным организмом, для которого характерны обменно-трофические нарушения, дефицит или избыток веса, хронические заболевания, нарушения осанки, быстрая утомляемость. Это и побудило заняться проблемой развития двигательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание системы комплексной коррекционной работы педагогов и родителей. Комплексное использование и повторение всех форм физической работы обеспечивает нормальное физическое развитие дошкольников
Актуальность. Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, некоторые хронические заболевания, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами (стрессы, депрессии, тревожность, повышенная импульсивность и т. д.). Согласно научным данным, среди детского населения выделяется от 6 до11% детей с задержкой психического развития различного происхождения. Неуклонно возрастает количество детей - инвалидов. Почти у каждого ребенка в возрасте до одного года регистрируется не менее трех различных заболеваний. Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро.
Проблема. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и скоординированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Детям данной категории присуща медлительность, неловкость в движениях, которые порождают насмешки сверстников, неуверенность в своих возможностях и это переносится на учебную деятельность.
Объект исследования. Данный проект проводится в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в количестве 5 человек – старшая подгруппа.
Состав участников. 5 человек
Калинин Семен ЗПРР, с элементами РДА
Ефимов Никита ЗПРР
Багмет Ян ЗПРР, с элементами РДА
Рощупкина Влада ЗПМ и РР, болезнь Дауна
Кудрина Анастасия ЗПРР
Участники проекта. Дети группы с ЗПР, воспитатели группы, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители, медицинский персонал.
Цель проекта. Создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей с задержкой психического развития, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи проекта.
• Создать условия для полноценного и всестороннего развития детей.
• Формировать у детей представление о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму.
• Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой.
• Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Тип проекта. Практико-ориентировочный, групповой.
Продолжительность проекта. Один год
Этапы работы над проектом «Я хочу здоровым быть»
Подготовительный этап.
с 01.09.14. по 15.09.14 года.
На данном этапе обучения изучаем литературу по проблеме, подбираем упражнения, координируем работу педагогов, организуем работу с родителями, которая подразделяется на блоки, проводим анкетирование родителей.
Работа с родителями.
*рекламный блок – создание буклетов, презентаций, визиток.
* диагностический – анкетирование и опросы, посещение на дому.
* теоретическое просвещение родителей – индивидуальное и групповое консультирование, «круглые столы», папки-передвижки, оформление информационных стендов с данными диагностического обследования по физической подготовленности детей.
* совместная деятельность детей, родителей и педагогов – практические занятия, мастер-классы, спортивные праздники.
Цель работы с родителями.
• Установить доверительные отношения с родителями.
• Повысить эффективность работы по оздоровлению детей.
• Дать родителям знания об особенностях развития дошкольников.
• Обеспечить преемственность методов и приемов воспитания в семье и ДОУ.
• Показать работу педагогов по физическому воспитанию и развитию детей. Основной этап.
Октябрь – март
№ п/п Мероприятия Задачи Октябрь *Родительское собрание. Знакомство с результатами анкетирования.
*Консультация для родителей «Роль здорового образа жизни для коррекции отклонений развития у детей»
*Образовательная деятельность воспитателей с детьми, лексическая тема «Части тела и лица»
*Практическая деятельность логопеда с детьми и родителями, «Наш веселый язычок»
*Разработка участниками проекта пакета рекомендаций о здоровом образе жизни. Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье.
Пропаганда здорового образа жизни в семье.
Воспитывать у детей потребность знать о себе и своем теле.
Закрепить с детьми и познакомить родителей с органами артикуляционного аппарата, и упражнениями артикуляционной гимнастики.
Привлекать участников проекта к созданию советов и рекомендаций.
Ноябрь
*«Круглый стол» с родителями «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ»
*Индивидуальные беседы с родителями «Здоровье ребенка – в руках родителей»
* Практическая деятельность логопеда с детьми и родителями «Приемы массажа и самомассажа»
*«Релаксация–форма психокоррекционной работы» - консультация педагога-психолога для родителей с элементами релаксации.
*Образовательная деятельность педагогов группы «Хотим все знать» Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье
Дать возможность родителям осознать, что только общими усилиями членов семьи и коллектива можно помочь ребенку.
Формирование навыков самомассажа. Познакомить родителей с приемами массажа и самомассажа, для закрепления с детьми массажных движений рук и тела по подражательным действиям взрослого.
Познакомить с формой оздоровления детского организма. Обучать последовательному мышечному расслаблению и овладению простейшими умениями коррекции собственного соматического состояния.
Закрепить представления детей об условиях необходимых для здорового образа жизни и здоровья каждого ребенка.
Декабрь *Викторина инструктора по физической культуре с родителями и детьми «Спорт – это здоровье. Спорт – это жизнь».
*Консультация учителя-логопеда для родителей «Чтобы чисто говорить, нужно с пальцами дружить»
*Образовательная деятельность воспитателей группы «Наши помощники»
*«Кинесиология – гимнастика мозга» практическая деятельность педагога-психолога, детей и родителей. Закрепление знаний о различных видах спорта. Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Познакомить родителей с особенностями развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР и ее влиянии на речь детей.
Закрепить знания детей о назначении и действиях частей тела
Познакомить родителей и закрепить с детьми упражнения
способствующие развитию двурукой и глазодвигательной координации, саморегуляции поведения, внимания.
Январь Родительское собрание «Наши результаты»
*Консультация для родителей старшей медсестры «Больше внимания осанке».
*Образовательная деятельность музыкального руководителя «Игры, которые нас лечат»
* Оформление информационного стенда с данными диагностического обследования по физической подготовленности детей.
Результаты совместной работы педагогов и родителей в проекте.
Знакомство с причинами нарушения осанки и влияния на развитие дошкольников.
Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию.
Познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей по физической подготовленности
Февраль *Семейный час «Папа, мама, я – спортивная семья».
*Консультация для родителей «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми»
*Рекомендации учителя-логопеда родителям и педагогам «Дыхательная гимнастика игрового характера»
* Совместное развлечение педагогов, детей и родителей «Праздник здоровья»
*Презентация проекта «Я хочу здоровым быть» Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях.
Закрепить роль игры в общем развитии дошкольников с ЗПР.
Влияние правильного дыхания на речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития.
Способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через использование здоровьесберегающих технологий.
Подготовка к презентации проекта.
Март – обследование.
Работу в рамках проекта мы проводили регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Активно привлекали к участию в проекте членов семьи ребенка. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей. Работая по проекту, коллектив педагогов, родителей и детей добился положительных результатов. У детей участвующих в проекте была выявлена положительная динамика: движения дошкольников стали более уверенными и точными, кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость. Дошкольники стали более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, научились управлять своими движениями, естественно улучшилось и речевое развитие, речь стала более четкой, ритмичной и яркой. Родители получили необходимые знания об особенностях физического развития своих детей и активно способствовали их физическому, психическому и речевому выравниванию. Проект показал, что система комплексной коррекционной работы и использование всех форм физической работы обеспечивает нормальное физическое и речевое развитие детей