Папки-передвижки

Проект «Игрушка»

Наталия Захарова
Проект «Игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

ПРОЕКТ

«Игрушка»

Воспитатели: Захарова Н. А.

Таланкина О. Г

Г. О. Красноуральск.

Проект

Тип проекта : познавательно-творческий.

Вид проекта : краткосрочный(2 недели)

Возраст детей: 2,5-3 года.

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Авторы проекта : Захарова Наталия Алексеевна.

Таланкина Олеся Геннадьевна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Публикация «Проект „Игрушка“» размещена в разделах

Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Проблема: Отсутствие у детей и взрослых умения делать игрушки своими руками.

Цель: Развивать эстетические, художественные навыки. Любознательность, творчество. Помочь проявить себя и оценить свои умения.

Задачи.

1. Воспитывать интерес к русской народной игрушке.

2. Знакомство с историей русской народной игрушки.

3. Развивать умение создавать игрушки своими руками.

Материалы и оборудование.

Тесто, краски, стихи, платочки, ленты.

План деятельности по достижению цели.

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Провести мастер класс с родителями.

3. Выставка игрушек.

4. Тестопластика по народным мотивам «Жаворонки-веснянки».

Содержание деятельности

1. Мы изучили и подобрали методическую литературу по теме. В своей дальнейшей деятельности будем опираться на следующие источники:

• И. А. Лыкова, В. А. Шипунова, «Игрушки изначальные» Москва 2012г.

• И. А Лыкова, «Детский сад и семья, изобразительное творчество от колыбели до порога школы» Москва 2010г.

2. На этом этапе мы провели мастер класс с родителями по изготовлению тряпичной куклы в сарафане.

Тряпичная кукла была известна всем народам и имелась в каждой семье. Первую куклу делали девочки старшие члены семьи – бабушка, мама, сестра. Затем девочки начинали мастерить кукол сами. В одежде кукол обычно отражались возрастные особенности. Так, у куклы – девушки была одна коса, голову украшал венок или кокошник. У кукол – женщины был другой наряд: женская юбка, душегрейка, на голове – кичка. Кукла – невеста была одета в традиционный свадебный наряд.

В первую очередь обращает внимание такая особенность традиционной тряпичной куклы, как безликость. Это объясняется тем, что в антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двойственное отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения). У многих народов бытовало поверье: если у куклы будут черты человеческого лица (глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа или же «перетечет» душа ребенка, который держит куклу в своих руках и общается с нею. Поэтому в безликости усматривалась безвредность для жизни и здоровья ребенка. На месте лица ярко наносится крест или яркий орнамент из перекрещивающихся полос.

Материал, инструменты, оборудование: для показа детям: тряпичные куклы; для каждого родителя: набор из 3х лоскутков разного цвета размером 10х10см; 4х12см; два цветных прямоугольных для сарафана и треугольный для платка; прочные нитки, набивка (кусочек ваты).

Технология изготовления тряпичной куклы:

• Голова

Берем кусок светлой ткани размером 10х10см, посередине кладем небольшой кусочек ваты и формируем узловую голову. Скрепляем воздушной петлей, не отрезая нитку.

• Сарафан

Берем прямоугольный лоскут цветной ткани и привязываем к голове той же ниткой (которой формировали голову). Все полотно ткани стараемся равномерно собрать складками вокруг шеи.

• Руки

Берем полоску красной ткани размером 4х12см, сворачиваем открытыми срезами внутрь и посередине завязываем узелок (это две руки, соединенные ладошками). Концы заготовки привязываем к линии шеи так, чтобы узелок оказался на уровне живота куклы.

• Платок

Берем треугольный лоскуток и надеваем на голову куклы: привязываем к линии шеи все той же ниткой, которой формировали голову, или закрепляем на шее с помощью декоративной тесьмы.

3. Выставка тряпичных кукол изготовленных родителями.

3. Тестопластика по народным мотивам «Жаворонки-веснянки»

Задачи. Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок в разнообразии видов (на выбор). Продолжать работать с тестом: замешивать, раскатывать в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: узлом из жгута или надрезанием лепешки с последующим скручиванием. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза). Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и\или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники).

Предварительная работа. Педагог по возможности готовит два варианта жаворонков-веснянок для показа детям на занятии. Подготовка теста. Беседа о том что такое заклички, и рассказывание весенних закличек о жаворонках-веснянках.

Материалы, инструменты и оборудование. Для показа детям- лепные жаворонки-веснянки, изготовленные по старинной технологии; готовое тесто; стеки или ножи столовые.

Содержание занятия.

Педагог предлагает детям послушать еще одну весеннюю закличку и проводит небольшую беседу о том, как в давние-давние времена люди встречали весну – кликали в гости жаворонков-веснянок.

Жавороночек на приталинке

Распевает, распевает.

Он зовет себе, он зовет себе

Весну красную, весну красную.

Не лежать снежкам

Во чистом поле.

Растопиться, растопиться.

Во сине море, во сине море

Укатиться, укатиться.

Далее педагог показывает детям готовых птичек и сообщает, что сегодня дети сами будут лепить из теста жаворонков-веснянок, чтобы с их помощью закликать весну-красну. Поясняет, что тесто для таких птичек всегда замешивали по древним рецептам и лепили тоже старинными способами, которые передавались бабушкам от прабабушек, а прабабушкам от прапрабабушек… Эти рецепты и способы важно было сохранять без изменений- как и слова в закличке, тогда они имели волшебную силу. Педагог показывает детям технологическую карту «Жаворонки-веснянки», советует внимательно рассмотреть и сравнить два старинных способа. Уточняет насколько дети поняли последовательность и содержание трудовых действий. По необходимости показывает детям развернутый процесс или отдельные – более сложные – моменты, например, надрезание формы и сворачивания для получения крыльев. Подсказывает, что глазки птичкам можно сделать из изюма, гвоздиков гвоздики, сушеных ягод или просто сделать углубления – проткнуть отверстия зубочисткой.

Дети берут по кусочку теста, определяются со способом лепки и начинают лепить жаворонков-веснянок. Педагог может раскатать широкий пласт теста и разрезать его на части (треугольники, чтобы быстро организовать работу менее умелых или не очень уверенных детей. По окончании работы дети переносят своих птичек на противни и смазывают.

Публикации по теме:

Акция «Уютный дом пернатым друзьям»Акция «Уютный дом пернатым друзьям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г. Дубны Московской области.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игрушка»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 18:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Захарова (УИ 331473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД