Марина Кузьмищева
Проект «Город Математики». Подготовительная группа.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР – детский сад №1 Белоглинского района»
Проект по математике «Город математики»
Воспитатель 1 категории Кузьмищева М. В., 2011 г.
Публикация «Проект „Город Математики“, Подготовительная группа,» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги. В нашем дошкольном учреждении, наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, используются методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.). Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе мы широко используем разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.
К их числу относятся:
1. Умение решать проблемы
2. Умение работать в команде
3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии
4. Умение критически относиться к проблемам
5. Умение ставить цели и определять задачи
В подготовительной группе проведён познавательно - творческий проект «Город Математики»
Проблема: неумение детьми применять математические знания в нестандартных ситуациях, ставить цель, составлять план работы, выполнить её до конца.
По длительности – краткосрочный. (1 занятие).
По типу – познавательно - творческий.
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
-планировать свою деятельность,
- разбиваться на группы,
-выполнить задание аккуратно, до конца,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Предварительная работа
Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:
дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания. («Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», настольно-печатные: «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу» и др., собрана подборка стихов о числах, геометрических фигурах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок в раздел «Специалисты советуют» консультацию «Музыка и математика»
Созданы папки: «Весёлые цифры»,
«Живые геометрические фигуры».
Составлена схема, разработан конспект реализации проекта.
В родительском уголке размещена информация о проекте: проблема, цели, задачи.
Консультация «Что воспитывают в детском саду», памятки по формированию элементарных математических понятий. Папка-передвижка «К концу года Ваш ребёнок может». Проведено родительское собрание «Влияние семьи на развитие математических представлений». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий. В конце собрания вручены родителям памятки «Дидактические игры дома».
В индивидуальных беседах старалась убедить в необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Формы и методы работы с детьми:
Знакомство с литературными произведениями, сочинение сказок, рассказов. Разучивание физ. минуток, песен, стихов, пословиц, скороговорок математического содержания. Дидактические, подвижные игры. Привлечение узких специалистов, наблюдения, исследования во время прогулки, домашние задания, беседы, игры. Игра-инсценировка: "Геометрические фигуры на прогулке". Вылепили цифры из пластилина. Рисование палочками на снегу, земле.
Вторым шагом стала необходимость в создании соответствующей организации предметно-познавательного пространства в группе. С этой целью, в групповой комнате, разместила аудиокассеты, диски с математической тематикой, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. Изготовлены: «Числовая дорожка», «Модели геометрических фигур». В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски математического характера, настольные игры: «Геометрическое лото», «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша». В книжный уголок поместила книги для просмотра и чтения, детские журналы.
Реализация проекта начата с моделирования ситуации в игровой форме, которая позволила вы-явить проблему.
Получено письмо от «Математики» с просьбой построить город для неё и её жителей. Вирусы уничтожили город. Царице Математике и её жителям негде жить.
Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели.
Создать макет города.
Выбран способ изготовления. Дети предложили несколько вариантов изготовления, но выбрали рисунок. Нарисованный макет легче послать по почте.
Выбрали материал для работы.
С помощью метода постановки проблемы старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает к обучению в школе, стимулирует общение детей.
В ходе реализации проекта закрепили знания геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач, примеров.
После обсуждения вопросов «Какой формы будут дома, в этом городе?», «Какие будут дороги на улицах?», «Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?», «Как можно назвать улицы математическим языком?», дети придумали названия улиц. Затем, через игру «Конструкторское бюро», распределились по «отделам» (группам). В группах составили план работы. После повторения правила работы в группе, приступили к выполнению просьбы Математики.
Презентация прошла в форме защиты своих улиц. Из каждой группы вышел 1 ребёнок и рассказал о том, как и что рисовали, какой материал использовали. При рассказе использовались стихи математического характера.
Дети представили не только полученные результаты, но и описали приемы работы, продемонстрировали приобретенные знания и умения; рассказали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
В конце подвели итог и поставили новую проблему. Кому нужна Математика?
В работе над проектом использовались разнообразные приёмы, такие как:
задания разной степени сложности;
ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;
использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;
проблемные вопросы;
постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;
самостоятельное выполнение практических действий;
составление плана выполнения действий;
обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.
В ходе проведенного занятия дети приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли, осуществлять работу по предоставлению результата своей деятельности.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; отстаивать свою точку зрения; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результатом внедрений технологии проектирования стало то, что уровень познавательного интереса у детей возрос вдвое. Дети ждут занятия с огоньком в глазах, с жаждой познания. Они активны, жизнедеятельны. И этот позитив несут в самостоятельную деятельность, стремясь и в игре вести поисковую деятельность. При встрече с родителями они с упоением рассказывают о своих открытиях.
Вывод.
Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.
Список литературы:
1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.
3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.
4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М. ,1995г.
6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»;
7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»
8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,2000г.
9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.
10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн,20005г
Проект по математике Тема: «Город математики».
Краткосрочный - 1 занятие.
Познавательно-творческий
Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи:
Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Планируемый результат:
Научить детей создавать макет города, применять математические знания для решения задач практического характера.
Дети должны научиться:
- ставить цель и задачи проекта,
- составить план работы по выполнению проекта,
- разбиваться на группы,
-распределить роли внутри группы,
-определить необходимые для реализации проекта материалы,
-представить результат проделанной работы.
Материал:
Карандаши, фломастеры, листы бумаги, письмо от Математики.
Числовая дорожка. Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша. Карточки с изображением
прямых, ломаных, волнистых линий
Письмо от Математики.
Магнитофон. Магнитная доска.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа
Знакомство с литературными произведениями, сказками, стихами, загадками, пословицами. Разучивание физ. минуток, настольные игры. Сочинение сказок, рассказов, разучивание песен, стихов математического содержания
Моделирование проблемной ситуации
Введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемы. Обсуждение конечной цели.
Распределение вида деятельности.
Воспитатель
Ребята, сегодня утром, почтальон вручил мне письмо, адресованное нашей группе. Это письмо не простое. Оно звуковое. Давайте его послушаем.
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам письмо царица Математика. У меня недавно в гостях был ваш друг Лунтик. Он рассказал о своих путешествиях по городам и сёлам. Рассказал о том, как ему понравилось гостить в вашем детском городке – «Детский сад №1». Рассказал о том, какие вы любознательные, как много знаете и умеете. Поэтому, я обращаюсь к вам. Помогите нам в нашей беде. На наш город напали вирусы и весь город уничтожили. Теперь нам негде жить. Постройте, пожалуйста, мне и моим жителям город, чтобы могли мы в нём жить.
Воспитатель.
Ребята, мы можем помочь Математике?
Дети.
Да.
Воспитатель.
Какую поставим цель?
Дети.
Нужно построить город.
Воспитатель
Что вы можете предложить?
Дети.
Сделать дома из коробок,
из конструкторских кирпичиков,
из кубиков
нарисовать город.
Воспитатель.
Ребята, но ведь нам нужно будет отправить потом наш макет по почте. А всё ли мы сможем отправить?
Дети.
Нет.
Воспитатель.
На каком варианте остановимся?
Дети.
Нарисовать улицы города и жителей этого города.
Воспитатель.
А какой мы материал мы будем применять?
Дети.
Бумагу
Карандаши
Фломастеры.
Реализация проекта.
Закрепление знаний геометрического материала, нумерации, состава чисел, решение задач. Изготовление составляющих для макета города
Воспитатель
Ребята, а чем мы занимается на математике?
Дети.
Решаем примеры.
Решаем задачи.
Изучаем цифры.
Учим геометрические фигуры.
Воспитатель
Как вы думаете, кто может жить в городе Математики?
Дети.
Цифры
Числа.
Воспитатель.
Какие цифры вы знаете?
Дети.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 0
(Числовая дорожка)
Воспитатель.
Поставьте их по порядку.
(Выполнение задания)
Воспитатель.
Какие знаете геометрические фигуры?
Дети.
Круг, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Воспитатель.
У вас на столе лежат блоки. Возьмите их так: девочки- треугольники, мальчики- квадраты.
(Модели геометрических фигур. Блоки Дьенеша.)
Где они могут жить эти геометрические фигуры?
Какой формы будут дома, в этом городе?
Дети.
Квадратные,
Прямоугольные
Круглые.
Воспитатель
Какие будут дороги на улицах?
Дети.
Прямые.
Ломаные
Волнистые.
Воспитатель
Покажите карточку с прямой линией,
-волнистой,
-ломаной
(Показ карточек с изображением прямых ломаных волнистых
линий)
Воспитатель
Есть ли в этой стране реки? Растения? Какие они будут?
(Обсуждение)
Воспитатель
Как можно назвать улицы математическим языком?
Дети.
Улица математических знаков.
Примерная.
Задачкина.
Геометрическая.
Числовая.
Воспитатель
Чтобы построить город, сначала проектировщики рисуют его на бумаге. Затем выбирают лучший проект, учитывая пожелания всех. И только после этого строители возводят по нему здания, улицы, дороги.
Вот и мы с вами сейчас станем проектировщиками.
Ребята, я думаю, что 1 человеку трудно спроектировать целый город, для этого существует конструкторское бюро. Давайте превратимся в бюро и разделимся на отделы.
-Кто будет создавать улицу математических знаков? Геометрическую? Улицу задач? Примеров….
(Делятся на группы)
Воспитатель
В каждом отделе бюро есть начальник, который отвечает за работу отдела. Вам нужно выбрать своего начальника.
(Выбирают ответственного.)
Воспитатель
Молодцы! Ребята, но результат работы будет зависеть не только от начальника бюро, но и от всех кто работает в этом отделе. Вспомним правила совместной работы.
(Проговариваем)
Воспитатель
Сейчас вам нужно будет составить план работы. Кто чем будет заниматься.
Дети распределяют деятельность (кто, чем будет заниматься, воспитатель контролирует.
Воспитатель.
Каждый отдел сейчас нарисует на альбомном листе свою улицу, а из них мы составим математический город.
Чтобы легче было работать, проведём разминку. [/i]
Физкультминутка.
Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Пожалуйста, приступайте.
Самостоятельная деятельность детей.
Презентация.
Воспитатель
А сейчас наступил самый ответственный момент.
Каждый отдел нашего конструкторского бюро будет защищать свой проект. Начальник отдела выйдет к мольберту,расскажет о своей работе. Потом остальные члены отдела дополнят рассказ.
(Называет улицу, жителей. Рассказывает о жителях. Свою работу крепит на мольберт, составляя город.)
Числовая улица.
Наша улица называется «Числовая».
На ней живут числа. В этом доме живёт число 5. Соседи числа 5. 3 и 6. 5 больше3, поэтому дом у неё выше, но ниже чем у 6. Потому что 5 меньше 6. Число 5 может иметь 2 деток. 1и4. Или 2и3. Или 5 и 1.
Улица математических знаков.
(Какие бывают, где ставятся)
Геометрическая.
(Какие бывают и почему их так называют)
Улица задач.
(Рассказ: из чего состоит, составляют задачу.)
Улица примеров.
(Что такое «пример» в математике, назвать несколько примеров.)
После защиты приглашаю детей в город, в котором живут необычные жители.
Воспитатель
– А вы хотели бы пожить в этом городе?
Как вы думаете, понравится наш город Математике?
Исполнили мы её просьбу?
Постановка новой проблемы.
Воспитатель
А кто скажет, зачем нужна Математика?
(Ответы детей)
Воспитатель
Кому она нужна?
(Ответы детей)
Воспитатель
Хотите больше узнать о Математике, о том кому она нужна?
Хорошо. Об этом мы с вами поговорим позже. А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и поищем жителей нашего города в природе.
Следующий проект «Зачем повару математика».
После экскурсии на кухню.