Федаева Наталья
Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори».
Актуальность. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «Проект „Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М, Монтессори“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори. Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори».
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.
Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); способов познания дей-ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
4. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и инициативности детей;
5. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, умений самоконтроля и самооценки.
6. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. П
Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:
• Антропологический принцип
• Принцип условий свободы развития ребенка
• Принцип концентрации внимания
• Принцип специально подготовленной обучающей среды
• Принцип сензитивности
• Принцип ограничения и порядка
• Принцип актуального и ближайшего развития
Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
• формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
• максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;
• развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
• развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
• развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
• развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
• развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня математического развития детей 3-6 лет.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики математического развития детей
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – рабочий (внедренческий):
1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М. Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.
1 блок – работа с детьми
• «Сенсорное развитие». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цилиндры – вкладыши»; «Шершавые таблички»; «Шумовые коробочки»; «Рамки-застежки» и др.
• «Количественные представления». Средства реализации: «Числовые (красно-синие) штанги»; «Цифры из шершавой бумаги»; «Числовые штанги и цифры»; «Ящики с веретенами»; «Числа и чипсы»; «Игры на запоминание» и др.
• «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Блоки-цилиндры»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цветные цилиндры».
• «Геометрические представления» Средства реализации: «Геометрический камод»; «Цветные цилиндры»; «Конструктивные треугольники; «Накладывающиеся геометрические фигуры»; «Геометрические тела»; «Игра «Волшебный мешочек»
• «Пространственные представления». Средства реализации: «Игры в кругу»; «Лабиринты – упражнения», «Математические игры».
• «Временные представления». Средства реализации: «математичес-
кие игры».
2 блок – работа с родителями
1. Предварительная работа
2. Повышение педагогической культуры родителей
3. «Успехи детей»
4. «Наши игры»
3 блок – работа с педагогами
1. Выступления на педагогическом совете
2. Выступления на РМО
3 этап – коррекционный:
1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий:
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится итог полученных знаний в предварительной работе. В качестве основного метода проверки сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать диагностику Тихомировой Ларисы Федоровны.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. /А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. : ил.
2. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.
3. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада. / Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. – М. : Просвещение. 1992.
4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста., - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с, илл.
5. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч. 1. - М. : Мастер, 1992. - 80 с.
6. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю. Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.