Папки-передвижки

Проект «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования»

Нина Тверскова
Проект «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Вид проекта : комплексный – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта :

• Дети старшего дошкольного возраста,

• Воспитатели,

• Родитьели.

Актуальность темы:

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Публикация «Проект „Формирование познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования“» размещена в разделах

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и другое.

По мнению академика Н. Н. Подьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Детское экспериментирование оказывает благотворное влияние на целостное развитие ребё нка: активизацию мыслительных процессов, развитие речи, творческих возможностей, возникновению познавательного интереса к окружающему, положительно влияет на эмоциональную сферу дошкольника.

Цель проекта :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта :

Поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Предполагаемый результат.

Ребёнок выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

Воспитание положительного отношения к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности и её результату.

Накопление практического опыта и обогащение чувственных впечатлений детей в процессе экспериментирования.

Продукт проектной деятельности.

Проведение опытов.

Проведение занятий.

Мастер-класс для родителей.

Создание мультимедийной презентации.

Методы проекта.

Наглядные.

Словесные.

Практические.

Исследовательские.

Этапы реализации проекта.

Предпроектный (подготовительный)

• Подбор литературы.

• Создание уголка экспериментирования.

• Составление перспективного планирования.

• Диагностика.

Роль родителей в реализации проекта.

• Привлечь родителей к оказанию помощи в подборе иллюстраций, картин, сбор информации.

• Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

• Выполнение опытов совместно с детьми.

• Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

Основной этап.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». В. Сухомлинский

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача взрослых – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Для реализации всего объёма работы составила перспективный план на год, в группе создала предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

Оборудовала и постоянно оснащаю детскую мини лабораторию, где представлены различные материалы для исследования:

Гербарий.

Медицинские материалы.

Технические материалы, приборы – помощники.

Красители.

Разнообразные сосуды.

Природный материал.

Песок, глина, почва, торф, сахарный песок, мука, соль…

Прочие материалы.

Виды бумаги.

Коллекции часов, пуговиц, камней, календариков.

Свою работу с детьми строю по направлениям:

С объектами живой природы (с растениями, насекомыми)

С объектами неживой природы (песком, воздухом, водой, землёй)

Знакомимся со свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

Знакомимся с основными видами движении (скорость, направление)

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования некоторые опыты предлагаю от имени игровых персонажей Почемучки и Знайки. Дети вместе с Почемучкой задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?».

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

• Постановка проблемы.

• Поиск путей решения проблемы.

• Проверка гипотез, предположений.

• Обсуждение увиденных полученных результатов.

Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Например: (описание опыта)

Испытание магнита.

1. Для постройки машины нужны железные детали, которые лежат в коробке вместе с деревянными, пластмассовыми, стеклянными и другими деталями. Как их достать? Как же отличить железные детали от других?

2. Дети предлагают:

Достать руками, использовать магнит.

3. Воспитатель: «Что мы знаем о свойствах магнита? Как их можно проверить?

Дети берут магниты в уголке и извлекают с его помощью из коробки железные предметы. Записывают результаты эксперимента в таблицу при помощи знаков + и -.

Вывод: Магнит притягивает железные предметы, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

Опыты и эксперименты провожу разные : демонстрационные (сама провожу опыт и демонстрирую его, а дети следят за ходом и результатами)

Фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

1. Бери только нужные для работы материалы;

2. Работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнём на подносе;

3. Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твёрдо уверен, какое вещество ты пробуешь;

4. С ножницами, стеклом, зеркалом работай осторожно;

5. Если стоит знак! проводит опыт воспитатель, брать нельзя!

6. «Родничок» любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Ты работу завершил? Всё на место положил?

После проведения опытов дети зарисовывают этапы опыта.

В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки, пользуясь картотекой опытов.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Взаимодействие с родителями.

Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

Участие родителей в оказании помощи в подборе материала для мини лаборатории.

Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»

Мастер-класс для родителей клуба молодой семьи «Светлица»

Выполнение опытов совместно с детьми.

Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

Анализ мониторинга по экспериментированию.

Проведённая опытно-экспериментальная работа, позволила сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. У детей сформированы первоначальные навыки самостоятельности…

Своё выступление хочу закончить высказыванием Конфуция:

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Литература.

1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О. В Дыбиной. – М. :ТЦ Сфера, 2004.-64 с.

2. Иванова А. И. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду».Творческий центр Сфера Москва 2008г.

3. Короткова Н. А. «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников» // Ж. «Ребёнок в детском саду».2003г. №3, 4, 5. 2002г. №1

4. Масленникова О. М., Филлипенко А. А., «Экологические проекты в детском саду» Волгоград. Издательство «Учитель» 2009г.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г. – 128с.

6. Материалы – интернет сайтов.

Из опыта работы воспитателей Солохиной Т. М

Поняевой И. И.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» Паспорт проекта Ветеринарная клиника «ДРУЖОК» Автор-разработчик проекта: Асаенок Е. В., воспитатель (2 кв. категория); Старикова К. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 15:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Тверскова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД