Наталья Милованкина
Проект «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Воспитание нового человека, уровень развития сознания которого
соответствует современным требованиям, одна из важнейших задач, стоящих
перед современным образованием отраженное в Законе РФ, «Об образовании»
(1994).
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми
Именно положительные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития
Публикация «Проект „Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.
Первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный отношений с близкими людьми.
Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
Основная цель проекта - создать условия оптимизации процесса формирования положительных взаимоотношений между детьми.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2 .Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;
3. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;
4. Разработать комплекс занятий, обеспечивающих формирования положительных взаимоотношений между сверстниками.
Объект исследования-взаимоотношения дошкольников.
Предмет исследования - процесс формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений между детьми 5-6 лет будет эффективным, если:
-процесс формирования положительных взаимоотношений детей, носит планомерный и целенаправленный характер.
-в процессе взаимодействия, педагог является примером положительных взаимоотношений.
-в процессе взаимодействия, будет обеспечена субъектная позиция ребёнка.
-взаимодействие с педагогом, будет актуализировано создавать положительные взаимоотношения между детьми в различных видах деятельности.
-обеспечено сотрудничество с родителями детей по данной проблеме.
Формы и методы реализации проекта
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями.
Методы: наблюдение, беседы, использование специальных методик,
игровые приёмы, театрализованные драматизации.
Сроки реализации проекта -2 года. Положительные взаимоотношения между детьми целесообразно формировать начиная с 5 лет, так как этот возраст является сенситивным для заложения основ культуры личности.
Этапы реализации проекта:
1 этап - (вводно-организационный)
Тематика и формы работы
Сроки
Сентябрь
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
Октябрь
Определение и содержание форм работы по реализации проекта
Диагностическое обследование
Цель: выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада Ноябрь-Декабрь
Разработка методических рекомендаций по формированию положительных взаимоотношений между детьми 5-6 лет Январь
Разработка цикла бесед по данной теме Февраль
Разработка цикла занятий по данной теме Март-Апрель
2 этап (внедренческий)
Тематика и формы работы Сроки
Этические беседы Сентябрь-Май
Комплекс занятий Сентябрь-Май
Игры-инсценировки Сентябрь-Май
Психологические игры и тренинги Сентябрь-Май
Чтение художественной литературы Сентябрь-Май
Информирование родителей о ходе реализации проекта Май
3 этап (обобщающий)
Тематика и формы работы Сроки
Обобщающая беседа с детьми
Цель беседы - определить как дети усвоили отработанные умения и знания о доброжелательном и положительном отношении к сверстникам,правильному осознанию своего поведения. Апрель
Диагностика Май
Выступление на педсовете: «Творческий отчёт о проделанной работе» Май
Предполагаемые результаты.
1. Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.
2. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть разными формами и способами культурного поведения. Охотно вступать в общение.
3. Правильно понимать эмоциональное состояние других, активно выражать готовность помочь.
4. Понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость,выразить восхищение).Понимать,что нельзя смеятся над недостатками внешности других детей дразнить, давать прозвище, недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку, несправедливости по отношению к слабому.
Перспективный план по формированию положительных взаимоотношений между детьми (подготовительная группа)
Месяц Тема занятий Программное содержание
Сентябрь Секреты дружбы
Цель: Формировать понятие «друг», «дружба»
Октябрь Страна вежливости
Цель:Учить уместно,в зависимости от ситуаций и адресата,употреблять вежливые слова приветствия,обучать общей культуре поведения,доброму,уважительному отношению друг другу.
Ноябрь Как вести себя во время разговора
Цель:Познакомить детей с правилами поведения во время разговора
Декабрь Как Буратино стал вежливым
Цель:Учить культуре общения,вырабатывать чуткое,доброжелательное отношение к сверстникам.
Январь Дружба живёт среди нас
Цель:Закрепить и расширить знание детей о таких понятиях как,друг'' ,дружба'', ,честность'' ,справедливость''
Февраль Уроки доброты
Цель:Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, учить следовать за лидером группы, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, учить работать с кроссвордами, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле. «Знакомство с хорошими манерами».
Март Азбука вежливости
Цель:Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими,воспитывать культуру общения,ответные чувства на заботу окружающих,закреплять навыки культурного поведения
Апрель Не обзывайся
Цель: Обьяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия, привычки давать клички своим ровестникам
Май Обобщающая этическая беседа
Цель:Определить, как дети усвоили отработанные умение и знания о доброжелательном и положительном отношении сверстникам, правильному осознанию своего поведения
Прежде всего, в группе я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.
В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью я проводила кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу, психологические игры. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно ролевая игра «Семья»
Психологическая игра «Надёжное падение»
Игра «Путаница»
Игровое упражнение «Волны дружбы»
Психологическая игра «Печём пироги»