Екатенина Новикова
Проект «Фольклорные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные традиции
Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Рукодельница» построена на изучении традиционных приёмов и техники старинной русской вышивки.
Организация свободного времени в России - это культурная традиция, элемент культурного наследия, который не просто передаётся из поколения в поколение, но и сохраняется на протяжении длительного времени, в течение жизни не одного поколений. Многие привычные для нас традиции пришли из разных эпох. Например, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком ещё со времени древних славян. Однако в последнее время значительное число общечеловеческих и национальных традиций практически забыло или потеряло свой смысл при организации досуга в семье. И поэтому в настоящее время перед обществом стоит большая и сложная задача – возрождение традиций прошедших столетий в использовании свободного времени.
Публикация «Проект „Фольклорные традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Дополнительное образование в силу своего содержания является самым широким путём личности в культуру через творчество, т. к. его назначение – творить, искать, обновлять содержание социально – воспитательных и образовательных программ, использовать новейшие достижения в области образования и социального воспитания, социальной педагогике и психологии, культурологи и т. д. Именно поэтому оно может удовлетворять самые разнообразные интересы личности в свободное время, т. е. резонно рассматривать его как духовное пространство расширения возможностей с целью формирования основ культуры личности.
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребёнка с культурным наследием народа. Цель любой культуры – человек. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки, - это и есть который позволит углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям.
Во время реализации проекта «Фольклорные традиции» мы с ребятами отправимся навстречу неизведанному, но манящему и увлекательному прошлому, будем изучать обряды, посвященные христианским праздникам, исследовать историю православных праздников летнего периода, как их отмечали раньше, как к ним относятся сейчас. Православная Русь немыслима без церковных праздников. На многие вопросы, связанные с русскими праздниками и культурными традициями, мы будем получать ответы, листая страницы истории быта русского народа. Распахнём ворота народной памяти и войдём в лето, не простое, а русское.
Форма реализации проекта «Фольклорные традиции»- прогулочная группа. За время работы проекта были созданы три прогулочные группы, продолжительностью 15 дней каждая, что позволило охватить большее количество детей.
В ходе работы прогулочных групп дети были вовлечены в конкурсно - игровую программу, посвященную летним церковным праздникам, туристическо - спортивные оздоровительные мероприятия, посетили близлежащие города и известные места с. Тёплова.
В рассказах о конкретном месяце следует отразить исторически складывающиеся образы, народные обычаи, сведения о духовных явлениях, святых и великих людей, рожденных в этом месяце, народных героях, приметах, суевериях и т. п.
Всё это может быть дано в «живых картинках», наглядно, увлекательно, в сопровождении песен, стихов, игровых действий. Содержание летних воспитательных форм значительно обогатится, если обратиться к народным обычаям. Традиционные обряды, предания, заговоры, гадания и т. п. могут стать незаменимым материалом для всевозможных соревновательных дел: конкурс-ромашка, конкурс актёрского мастерства (сказать скороговорку, отгадать загадки, закончить сказку о лете, спеть народную песню и т. д.). Конкурсные задания могут быть насыщены элементами истории, народного быта, например, какие Троицкие песни, распевали, какие игры играли на Купалу, как танцевали на Руси в Зелёные святки.
Многообразные виды культурно–досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей. Они являются важным составляющими деятельности детей и подростков, позволяя формировать и развивать их характер и личность. Продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение для его всестороннего развития. У детей закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество.
В последующем этот проект можно продолжить, т. к. не все праздники летнего периода были охвачены, а только часть.
Цель – способствовать развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащать представления детей о жизни предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия.
Задачи:
познакомить детей с общими традициями летних народных праздников, учить сохранять традиции и обряды русского народа;
формировать общую культуру детей через знакомство с традиционными народными праздниками;
расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с традиционной культурой России, понятиями культурного, духовного значения;
привлекать знания и умения детей, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности;
формировать интерес к истории и культуре Отечества;
воспитать уважения к традиционным национальным ценностям русского народа;
развивать и укреплять здоровье детей и подростков во время реализации проекта;
пробудить ребячий интерес к самоорганизации своей летней жизни.
Великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога – помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если приобщать детей к миру прекрасного, способствовать культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - это является главным гарантом духовного бытия общества.
Содержание проекта
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап (май)
- изучение интересов детей и подростков;
- разработка проекта;
- подготовка материально-технической базы, методической литературы и наглядных материалов;
- формирование прогулочной группы.
Основной этап (июль)
- реализация проекта;
- занятие с методической литературой по работе с детьми и подростками;
- организация и проведение экскурсий;
- организация и проведение мастер – класса;
- проведение бесед, анкетирования;
- фольклорная игра «Детям на потеху»;
- ведение документации.
Итоговый этап (август)
- подведение итогов и анализ проделанной работы;
- оформление отчетов о проделанной работе;
-оформление выставки макетов;
- информация в СМИ.
Формы и методы реализации цели и задач
Для достижения поставленных цели и задач мы используем разнообразные формы и методы работы:
-проведение инструктажа по техники безопасности;
- игры на взаимодействие, командообразование;
-экскурсии;
-беседы;
-конкурсно - познавательные программы;
-коллективно - творческие дела;
- мастер – класс;
- деятельность, направленная на развитие социальной активности.
Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей подростков, посещающих прогулочную группу, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамики личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный, изменение уровня асоциальных явлений.
Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:
информационно – констатирующие: анкета, беседа;
поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные, анализ взаимодействия;
оценочные: самооценка, оценка;
продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки поделок, рисунков, посещающих прогулочную группу.
Мы проводим входящую, текущую и итоговую диагностику.
Входящая диагностика.
Входящая диагностика проводится в организационный период.
Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.
Формы:
- анкета «Здоровый человек»
- диагностические упражнения, например: «Ожидание»
Текущая диагностика
Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.
Формы:
- опросники, тесты
- цветопись
- наблюдение
- социометрия
- беседы
- самооценка, оценка
- выставки поделок, рисунков, акции
Итоговая диагностика
Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта
Формы:
- анкета «Мои впечатления»
- возвращение к «Ожиданиям»
В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.
Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.
Формы:
- наблюдение
- беседа
- самооценка, оценка
Ожидаемые результаты
Выполнение проекта поможет детям :
познакомиться с общими традициями летних народных праздников и в дальнейшем, будут сохранять традиции и обряды русского народа;
сформировать общую культуру детей через знакомство с традиционными народными праздниками;
расширить свои представления об окружающем мире через ознакомление с традиционной культурой России, понятиями культурного, духовного значения;
сформировать интерес к истории и культуре Отечества;
воспитать уважение к традиционным национальным ценностям русского народа;
развивать и укреплять здоровье во время реализации проекта;
пробудить ребячий интерес к самоорганизации своей летней жизни.
Для педагога:
профессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога в работе с детьми в прогулочной группе;
творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива ;
совершенствование профессиональных умений руководителя прогулочной группы (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных);
расширение и активное использование психолого-педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности.