МААМ-картинки

Проект «Фольклорные традиции»

Екатенина Новикова
Проект «Фольклорные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорные традиции

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Рукодельница» построена на изучении традиционных приёмов и техники старинной русской вышивки.

Организация свободного времени в России - это культурная традиция, элемент культурного наследия, который не просто передаётся из поколения в поколение, но и сохраняется на протяжении длительного времени, в течение жизни не одного поколений. Многие привычные для нас традиции пришли из разных эпох. Например, обычай отмечать весенний праздник Масленицы знаком ещё со времени древних славян. Однако в последнее время значительное число общечеловеческих и национальных традиций практически забыло или потеряло свой смысл при организации досуга в семье. И поэтому в настоящее время перед обществом стоит большая и сложная задача – возрождение традиций прошедших столетий в использовании свободного времени.

Публикация «Проект „Фольклорные традиции“» размещена в разделах

Дополнительное образование в силу своего содержания является самым широким путём личности в культуру через творчество, т. к. его назначение – творить, искать, обновлять содержание социально – воспитательных и образовательных программ, использовать новейшие достижения в области образования и социального воспитания, социальной педагогике и психологии, культурологи и т. д. Именно поэтому оно может удовлетворять самые разнообразные интересы личности в свободное время, т. е. резонно рассматривать его как духовное пространство расширения возможностей с целью формирования основ культуры личности.

В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребёнка с культурным наследием народа. Цель любой культуры – человек. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки, - это и есть который позволит углубить работу по воспитанию уважения к народным традициям.

Во время реализации проекта «Фольклорные традиции» мы с ребятами отправимся навстречу неизведанному, но манящему и увлекательному прошлому, будем изучать обряды, посвященные христианским праздникам, исследовать историю православных праздников летнего периода, как их отмечали раньше, как к ним относятся сейчас. Православная Русь немыслима без церковных праздников. На многие вопросы, связанные с русскими праздниками и культурными традициями, мы будем получать ответы, листая страницы истории быта русского народа. Распахнём ворота народной памяти и войдём в лето, не простое, а русское.

Форма реализации проекта «Фольклорные традиции»- прогулочная группа. За время работы проекта были созданы три прогулочные группы, продолжительностью 15 дней каждая, что позволило охватить большее количество детей.

В ходе работы прогулочных групп дети были вовлечены в конкурсно - игровую программу, посвященную летним церковным праздникам, туристическо - спортивные оздоровительные мероприятия, посетили близлежащие города и известные места с. Тёплова.

В рассказах о конкретном месяце следует отразить исторически складывающиеся образы, народные обычаи, сведения о духовных явлениях, святых и великих людей, рожденных в этом месяце, народных героях, приметах, суевериях и т. п.

Всё это может быть дано в «живых картинках», наглядно, увлекательно, в сопровождении песен, стихов, игровых действий. Содержание летних воспитательных форм значительно обогатится, если обратиться к народным обычаям. Традиционные обряды, предания, заговоры, гадания и т. п. могут стать незаменимым материалом для всевозможных соревновательных дел: конкурс-ромашка, конкурс актёрского мастерства (сказать скороговорку, отгадать загадки, закончить сказку о лете, спеть народную песню и т. д.). Конкурсные задания могут быть насыщены элементами истории, народного быта, например, какие Троицкие песни, распевали, какие игры играли на Купалу, как танцевали на Руси в Зелёные святки.

Многообразные виды культурно–досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей. Они являются важным составляющими деятельности детей и подростков, позволяя формировать и развивать их характер и личность. Продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение для его всестороннего развития. У детей закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество.

В последующем этот проект можно продолжить, т. к. не все праздники летнего периода были охвачены, а только часть.

Цель – способствовать развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащать представления детей о жизни предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия.

Задачи:

познакомить детей с общими традициями летних народных праздников, учить сохранять традиции и обряды русского народа;

формировать общую культуру детей через знакомство с традиционными народными праздниками;

расширять представления детей об окружающем мире через ознакомление с традиционной культурой России, понятиями культурного, духовного значения;

привлекать знания и умения детей, развивать речь, творческие и интеллектуальные возможности и способности;

формировать интерес к истории и культуре Отечества;

воспитать уважения к традиционным национальным ценностям русского народа;

развивать и укреплять здоровье детей и подростков во время реализации проекта;

пробудить ребячий интерес к самоорганизации своей летней жизни.

Великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога – помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если приобщать детей к миру прекрасного, способствовать культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - это является главным гарантом духовного бытия общества.

Содержание проекта

Основные этапы реализации проекта

Подготовительный этап (май)

- изучение интересов детей и подростков;

- разработка проекта;

- подготовка материально-технической базы, методической литературы и наглядных материалов;

- формирование прогулочной группы.

Основной этап (июль)

- реализация проекта;

- занятие с методической литературой по работе с детьми и подростками;

- организация и проведение экскурсий;

- организация и проведение мастер – класса;

- проведение бесед, анкетирования;

- фольклорная игра «Детям на потеху»;

- ведение документации.

Итоговый этап (август)

- подведение итогов и анализ проделанной работы;

- оформление отчетов о проделанной работе;

-оформление выставки макетов;

- информация в СМИ.

Формы и методы реализации цели и задач

Для достижения поставленных цели и задач мы используем разнообразные формы и методы работы:

-проведение инструктажа по техники безопасности;

- игры на взаимодействие, командообразование;

-экскурсии;

-беседы;

-конкурсно - познавательные программы;

-коллективно - творческие дела;

- мастер – класс;

- деятельность, направленная на развитие социальной активности.

Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей подростков, посещающих прогулочную группу, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамики личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный, изменение уровня асоциальных явлений.

Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:

информационно – констатирующие: анкета, беседа;

поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные, анализ взаимодействия;

оценочные: самооценка, оценка;

продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки поделок, рисунков, посещающих прогулочную группу.

Мы проводим входящую, текущую и итоговую диагностику.

Входящая диагностика.

Входящая диагностика проводится в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.

Формы:

- анкета «Здоровый человек»

- диагностические упражнения, например: «Ожидание»

Текущая диагностика

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.

Формы:

- опросники, тесты

- цветопись

- наблюдение

- социометрия

- беседы

- самооценка, оценка

- выставки поделок, рисунков, акции

Итоговая диагностика

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта

Формы:

- анкета «Мои впечатления»

- возвращение к «Ожиданиям»

В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.

Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.

Формы:

- наблюдение

- беседа

- самооценка, оценка

Ожидаемые результаты

Выполнение проекта поможет детям :

познакомиться с общими традициями летних народных праздников и в дальнейшем, будут сохранять традиции и обряды русского народа;

сформировать общую культуру детей через знакомство с традиционными народными праздниками;

расширить свои представления об окружающем мире через ознакомление с традиционной культурой России, понятиями культурного, духовного значения;

сформировать интерес к истории и культуре Отечества;

воспитать уважение к традиционным национальным ценностям русского народа;

развивать и укреплять здоровье во время реализации проекта;

пробудить ребячий интерес к самоорганизации своей летней жизни.

Для педагога:

профессиональная практическая реализация теоретических и методических знаний педагога в работе с детьми в прогулочной группе;

творческая самореализация педагога в индивидуальной, групповой воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива ;

совершенствование профессиональных умений руководителя прогулочной группы (педагогических, организаторских, аналитических, коммуникативных);

расширение и активное использование психолого-педагогических знаний о личности ребенка, методике совместной деятельности.

Публикации по теме:

«Традиции моего народа». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Образование в России призвано возродить в сознании новых поколений российские и национальные духовные ценности.

Коллективные творческие работы детей и педагога.Коллективные творческие работы детей и педагога. Ничто так не объединяет и не сплачивает детский коллектив как совместная творческая деятельность, в которой принимает участие вся группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фольклорные традиции»
Опубликовано: 29 июня 2014 в 14:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Фольклорные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Екатенина Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД