Людмила Рябкина
Проект «Финансовая грамотность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Актуальность
Публикация «Проект „Финансовая грамотность дошкольника“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Паспорт проекта
проект «Финансовая грамотность дошкольника»
Тип проекта :
Групповой. информационно- практико-ориентированный, долгосрочный
Авторы проекта : Рябкина Л. А.
Участники проекта
воспитанники старшей группы «Цветочная поляна», воспитатели, родители воспитанников.
Возраст участников
Воспитанники старшего возраста (5 – 6 лет)
Сроки реализации:
октябрь 2019г. – май 2020г.
Гипотеза
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи
• расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
• укрепление семейных связей;
• получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Принципы реализации проекта
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.
Методы и приёмы реализации проекта :
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риск проекта
• Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
• Неактивная позиция детей
Этапы реализации проекта :
1 Этап подготовительный
-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
-Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность дошкольника»
-Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-Подбор и изготовление необходимого оборудования и пособий для реализации проекта.
-Диагностика знаний детей
2 этап основной
-Работа по плану кружка «В гостях у Гнома - Эконома»
3 этап Заключительный
-Показ НОД «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
-Организация выставки «Ярмарка поделок» для сюжетно ролевой игры «Магазин»
-Фотоотчёт
-Диагностика знаний детей
Работа с родителями
• Консультации и рекомендации для родителей «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
• Анкетирование «Мой ребёнок и финансовая грамотность»
• Творческая продуктивная деятельность родителей и детей «Мастерилка» атрибуты к сюжетно ролевым играм.
Работа с воспитателями
• Выступление на ГМО «Квест - игра «Сокровища фикси - шкатулки»
• Просмотр презентации «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
• Консультация «Знакомство с миром экономики на занятиях в ДОУ»
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
-Методическая разработка: НОД «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Квест - игра «Фикси-кошелек для фикси -витаминов» - презентации для педагогов: «Финансовая грамотность» -презентации для работы с детьми по теме: «Весёлая ярмарка», «Повар вкусная профессия», «История возникновения денег», «Профессии важнее не бывает», «Аукцион знаний, или как копить на любимую игрушку», -интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономика» -сюжетно-ролевая игра «Магазин»; -коллективная работа «Путешествие денежки» изготовление поделок для ярмарки ---выставка «Ярмарка поделок»
Ожидаемый результат
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Результаты работы:
Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;
Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;
Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями детьми удовольствия от общения друг с другом;
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Список литературы
1. Г. П. Поварницина Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры.
2. Т. А. Шорыгина Беседы об экономике, Методическое пособие. 2017 год
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.