МААМ-картинки

Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет» (9 фото)

Вероника Агилева
Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

"Финансовая грамотность детей 5-6 лет"

(старшая группа)

Цель проекта: Формирование у детей 5-6 лет первичных представлений о мире финансов, ценности денег, их роли в жизни человека, а также развитие основ разумного финансового поведения.

Задачи проекта:

• Образовательные:

o Познакомить детей с понятием "деньги" и их основными функциями (средство обмена, средство сбережения).

o Сформировать представления о разных видах денег (монеты, купюры, карточки).

o Объяснить, что деньги зарабатывают трудом, и что труд бывает разным.

o Познакомить с понятием "цена" и как она формируется.

o Сформировать представления о необходимости бережного отношения к вещам.

o Познакомить с простейшими финансовыми понятиями: "покупка", "продажа", "сдача", "копилка".

• Развивающие:

o Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

o Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

o Развивать навыки планирования и принятия решений.

o Развивать навыки общения и сотрудничества в игровой деятельности.

• Воспитательные:

o Воспитывать бережное отношение к деньгам и вещам.

o Воспитывать уважение к труду взрослых.

o Формировать позитивное отношение к финансовой грамотности.

o Формировать навыки разумного потребления.

Участники проекта:

• Дети 5-6 лет

• Воспитатели

• Родители (законные представители)

Сроки реализации проекта: Среднесрочный (1 месяц)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

o Определение целей и задач проекта.

o Разработка плана реализации проекта.

o Подбор методического материала (игры, сказки, мультфильмы, иллюстрации и т. д.).

o Подготовка наглядных пособий и оборудования (муляжи денег, касса, весы, и т. д.).

o Информирование родителей о проекте и привлечение их к участию в подготовке мини музея «Копейка рубль бережет».

2. Основной этап (Реализация):

o Проведение тематических занятий, бесед, игр.

o Чтение и обсуждение сказок, рассказов о деньгах и экономике.

o Просмотр мультфильмов и видеороликов на тему финансовой грамотности.

o Организация сюжетно-ролевых игр ("Магазин", "Банк", "Семья").

o Проведение творческих мастерских (изготовление кошельков, рисование монет и купюр).

o Работа с родителями: консультации, родительские собрания, предоставление информационных материалов.

3. Заключительный этап:

o Организация итогового мероприятия (например, "Ярмарка", "День финансов").

o Подведение итогов проекта.

o Анализ результатов и определение перспектив дальнейшей работы.

o Представление проекта на педсовете или родительском собрании.

Формы работы:

• Групповые занятия

• Беседы.

• Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные).

• Чтение художественной литературы.

• Просмотр мультфильмов и видеороликов.

• Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация).

• Создание мини музея «Копейка рубль бережет».

• Работа с родителями.

Методы и приемы:

• Наглядные методы (показ картинок, мультфильмов, предметов).

• Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

• Игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры).

• Практические методы (решение проблемных ситуаций, выполнение заданий).

Ожидаемые результаты:

• Дети будут иметь первичное представление о деньгах и их функциях.

• Дети будут знать о разных видах денег (монеты, купюры, карточки).

• Дети будут понимать, что деньги зарабатывают трудом.

• Дети будут понимать, что такое цена.

• Дети будут бережно относиться к деньгам и вещам.

• Дети будут уважать труд взрослых.

• Дети будут иметь представление о простейших финансовых понятиях: "покупка", "продажа", "сдача", "копилка".

• Родители будут вовлечены в процесс формирования финансовой грамотности у детей.

Темы занятий и мероприятий:

• Путешествие в страну Экономики, вместе с Монеточкой.

• «Открываем супермаркет»

• "Магазин" (сюжетно-ролевая игра)

• «Буратино в школе финансовой грамотности»

• "Мой кошелек" (мастер-класс по изготовлению кошелька).

Тема: Путешествие в страну Экономики, вместе с Монеточкой.

Цель: познакомить детей с понятием "деньги" и понять, откуда они берутся, осознать связь между трудом и заработком.

Действующие лица:

• Воспитатель

• Монеточка (персонаж, игрушка или картинка, можно сделать аппликацию)

Материалы:

• Игрушка/картинка Монеточки

• Изображения различных профессий (повар, врач, строитель, учитель, дворник и т. д.)

• Изображения различных товаров (хлеб, молоко, игрушка, одежда и т. д.)

• "Монетки" (можно использовать картонные кружочки, раскрашенные золотой или серебряной краской)

• Кошельки или копилки для каждого ребенка

• Музыкальное сопровождение (веселая детская песенка про деньги)

• Карточки с заданиями (например, "Чем занимается повар?", "Что нужно купить в магазине?")

• Цветные карандаши/фломастеры, бумага для рисования

Ход занятия:

1. Приветствие и введение (5 минут)

• Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в интересную игру.

• Внезапно появляется Монеточка (игрушка или картинка).

• Воспитатель (голосом Монеточки): "Привет, ребята! Я - Монеточка! Я живу в кошельках и копилках. Но откуда я там берусь? Вы знаете?"

• Воспитатель выслушивает ответы детей.

2. Беседа: Что такое деньги и для чего они нужны (10 минут)

• Воспитатель вместе с Монеточкой спрашивает у детей: "Что такое деньги? Для чего они нужны?"

• Обсуждение:

o Деньги нужны, чтобы покупать еду, одежду, игрушки, книги и т. д.

o Без денег мы не могли бы жить, так как не смогли бы купить самое необходимое.

• Воспитатель показывает изображения различных товаров.

• Монеточка: "Ой, как много всего интересного! Но как же это все получить, если нет денег?"

3. Игра "Профессии" (15 минут)

• Воспитатель показывает изображения людей разных профессий.

• Воспитатель: "Ребята, посмотрите, кто это? Что они делают?"

• Дети называют профессии и рассказывают, чем занимаются эти люди (повар готовит еду, врач лечит людей и т. д.).

• Монеточка: "Ах, вот оно что! Значит, люди работают и за это получают деньги!"

• Воспитатель объясняет, что за свой труд люди получают зарплату – деньги.

• Игра: Воспитатель показывает картинку с профессией, а дети говорят, что делает этот человек и что он получит за это (деньги).

• Раздать детям "монетки" за правильные ответы.

4. Физкультминутка "Мы работаем" (5 минут)

• Воспитатель предлагает детям немного подвигаться и представить себя разными работниками.

• Например:

o "Мы строители - кладем кирпичи!" (имитация движения)

o "Мы повара - варим суп!" (имитация движения)

o "Мы водители - крутим руль!" (имитация движения)

o "Мы врачи - лечим кукол!" (имитация движения)

• После каждого действия Монеточка хвалит детей: "Молодцы! Хорошо работаете! За это вам полагаются монетки!" (воспитатель раздает детям еще "монетки").

5. Практическое задание "Куда потратим монетки?" (10 минут)

• Детям предлается нарисовать свои деньги- монеточки

• Во время рисования воспитатель и Монеточка ходят и помогают детям, задают вопросы: " Как ты будешь это использовать?»

• Сюжено- ролевая игра «Магазин»

6. Подведение итогов и рефлексия (5 минут)

• Воспитатель собирает работы детей и обсуждает их.

• Монеточка: "Ребята, теперь я знаю, откуда берутся деньги! Люди работают, делают полезные вещи, и за это получают монетки, которые можно потратить на то, что нужно!"

• Воспитатель: "Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового о деньгах!"

• Предложить детям положить свои "монетки" в кошельки или копилки.

• Включить веселую детскую песенку про деньги.

7. Завершение занятия

• Воспитатель благодарит детей за активное участие.

• Прощание с Монеточкой (Монеточка обещает еще раз вернуться с новыми интересными историями).

Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»
Фото «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»

Тема: «Открываем супермаркет»

Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Задачи:

Научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение;

Создавать эмоционально-положительный климат в группе;

Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Предварительная работа: просмотр отрывка фильма «Буратино».

Ход образовательной деятельности:

Беседа об увиденном отрывке фильма.

Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели отрывок мультфильма, давайте порассуждаем. Что Буратино ждет?

Дети: Пока вырастет чудо-дерево.

Воспитатель: Верно, посадил здесь пять золотых монет, которые ему дал кто?

Дети: Карабас - Барабас.

Воспитатель: Правильно, Буратино и полил и посолил, а дерево все не растет, а ему так хочется, чтобы у них с папой Карло было много денег.

Воспитатель: Ребята, могут ли монеты расти? (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, что с деньгами произойдет в земле? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы деньги были? А что ваши родители

делают, чтобы деньги были, откуда они их берут? (ответы детей)

Воспитатель: А если бы у вас было 5 золотых монет, как у Буратино, на что бы вы их потратили?

(ответы детей)

Воспитатель: Подождите! А как же папа и мама. Что же им останется? И можно ли тратить все деньги на сладости, ребята, расскажите? (ответы детей)

Воспитатель: Вот видите, есть вещи более необходимые вещи. А чтобы лучше запомнить, сейчас мы с ребятами поиграем.

Игра «Хочу и надо»

Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). Научить детей определять значимость и важность предмета.

Материал: модель «Расходы». Предметы, символизирующие основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты питания, свет, газ, игрушки, книги). На столах.

Ход игры:

Воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени важности на другой. Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы потратим их на то, что надо, их не останется? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вам открыть магазин, а что такое магазин? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины?

Дети: продуктовый, книжный, обувной, и т. д.

Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться? (ответы детей)

Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете? (ответы детей)

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»

Цель: закреплять и уточнять знания детей о профессиях, связанных с работой

в магазине.

Материал: картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры:

Игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, школа, больница, магазин и т. д. дети на экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете.

Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться.

Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия).

Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.

Воспитатель: Замечательно, вы справились заданием. Только вот как же все люди узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет? (ответы детей)

Проект - фото
Фото №1 Задачи проекта Образовательные Познакомить детей с понятием деньги и их основными функциями средство обмена средство сбережения

Создание уголка «Копейка рубль бережет!»

Цель: формирование знаний детей о хранении денег.

Содержание уголка: кошельки, куклы- берегини, копилки.

Фото №2 Сформировать представления о разных видах денег монеты купюры карточки

Тема: «Буратино в школе финансовой грамотности»

Цель: закрепить знания детей об истории возникновения денег, о внешнем виде современных купюр Российской Федерации и других стран.

Задачи:

Образовательные:

- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя их с новыми экономическими терминами;

- формировать умения выражать свои мысли и рассуждать;

- закрепить первичные знания по финансовой грамотности на практике;

- закреплять умение классифицировать предметы по определенным признакам;

- закреплять умение формулировать поставленную задачу;

- закреплять знания детей о деньгах своей страны

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать умение самостоятельно делать вывод на основе практического задания.

3. Воспитывающие:

- воспитывать социально-культурные качества личности;

- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всестороннее развитие личности;

- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;

- закреплять навыки работы в команде;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Предварительная работа: просмотр презентаций на тему: «Деньги. История появления», «Деньги разных стран». Просмотр обучающих мультфильмов серии «Смешарики. Финансовая грамотность», «Фиксики. Финансовая грамотность».

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»; русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Зимовье», «Три медведя», «По щучьему велению»;

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютерная презентация, копилка, кошелек, набор монет и купюр разного достоинства, цветные листы бумаги формат А4, наклейки для украшения, музыкальное сопровождение, металлофон, иллюстрации с изображение флага России, США, Франции, бумажные копилки – 2 шт., вырезанные круглые монеты (1руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.).

Ход.

Дети и воспитатель:

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

Раздается стук в дверь! Под музыку входит Буратино (грустный, печальный)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел в гости?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.

Воспитатель: Здравствуй Буратино! А почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Буратино: Папа Карло дал мне 5 золотых монет, что на них купить я знаю. Я куплю себе азбуку. А вот как появились деньги я не знаю. Ребята вы поможете мне узнать?

Воспитатель: Ребята, расскажем Буратино, о том, как появились деньги.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда Буратино, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу школу финансовой грамотности, и мы расскажем тебе, как появились деньги.

Презентация «Как появились деньги»

Давным – давно когда не было денег, люди обменивались товарами – этот способ обмена назывался «бартер». Но этот способ был не удобным, так как товары обмена были не равноценными, например: кочан капусты – кувшин молока. Поэтому люди стали обменивать товар за драгоценный металл – золото или серебро. Большой кусок разбивали на маленькие кусочки и затем проводили обмен. Со временем драгоценный металл стали переплавлять и делать монеты, монеты получались большие и поэтому люди были вынуждены большие монеты рубить на маленькие части. От этого и произошло название «рубль», что значит «рубленная».

Буратино: Здорово! Спасибо, ребята. Значит, мои монеты называются «рубли»?

Воспитатель: Да, правильно!

Воспитатель: Теперь пусть наши глаза отдохнут. Сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз «Буратино»

Буратино потянулся

(поднять руки вверх, не поднимая головы посмотреть на кончики пальцев)

Вправо-влево потянулся

(развести по очереди руки вправо-влево, посмотреть глазами на пальцы)

Вниз-вверх посмотрел

(опустить глаза сначала вниз, потом поднять вверх)

И на место тихо сесть

(закрыть глаза)

Воспитатель: А сейчас Буратино мы поиграем в одну игру, называется она «Кошелек – Копилка»

Стоит стол, на котором стоит копилка, лежит кошелек и лежат монеты и купюры. Детям нужно разложить монеты в копилку, а купюры в кошелек. (Буратино помогает ребятам).

Воспитатель: Молодцы ребята! И ты молодец, Буратино!

Буратино: Ой, а что это за бумажки? Я никогда раньше таких не видел.

Воспитатель: Присаживайся вместе с ребятами и послушай еще одну интересную историю о том, как появились бумажные деньги.

Презентация «Как появились бумажные деньги» Буратино, ты уже знаешь, как появились рубли. А сейчас я расскажу, как появились бумажные деньги: купюры или банкноты. Самые первые деньги появились в Китае, и они были очень большие как большой лист. А расписывались бумажные деньги иероглифами – китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек. А в России бумажные деньги появились при императрице Екатерине II, их называли ассигнациями. Екатерина II приказала изготовить их из старых дворцовых скатертей и салфеток. В наше время бумажные купюры приобрели новый вид. И у каждой страны своя денежная единица: в России – это рубли, в Америке – доллары, в странах Европы - евро. На российских купюрах изображены города и главные достопримечательности этих городов. На американских купюрах – изображены президенты, а на евро – изображали величайшие памятники Европы, которые на сегодняшний день не сохранились.

Буратино: Спасибо большое, ребята. Это было действительно интересно.

Воспитатель: А сейчас, Буратино я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть еще в одну игру. Игра называется «Страна и ее купюры». Мы с вами уже играли в подобную игру. Вспомните, что нужно сделать?

Дети формулируют задание к этой игре: В этой игре нужно разложить купюры к странам, к которым они принадлежат.

Воспитатель: Правильно. Но я усложню задание, для начала предлагаю вам разбиться на команды. Флаги, каких стран изображены на доске? (ответы детей: Россия, Америка, Франция). Правильно.

Воспитатель: Ну что ребята, получилось? Дети (Да). Молодцы!

Воспитатель: Буратино, а ты любишь загадки?

Буратино: Да, очень.

Воспитатель: Ребята тоже любят загадки. А еще они любят сами их загадывать.

Дети загадывают загадки: игра «Доскажи словечко»

Ребенок 1: На товаре быть должна обязательно… (цена)

Ребенок 2: Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар)

Ребенок 3: И врачу и акробату выдают за труд … (зарплату)

Ребенок 4: Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (доход)

Воспитатель: Буратино, понравились тебе загадки?

Буратино: Да. Спасибо ребята!

ФИЗМИНУТКА (Подвижная игра). Раздается звон металлофона. Воспитатель обращает внимание детей, что на полу рассыпались монеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает 1руб. и 2 руб., вторая команда 5 руб. и 10 руб. Буратино помогает собирать монеты: (1руб. и 2 руб. в одну копилку, 5 руб. и 10 руб. в другую копилку).

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь рубли будут находится в копилке – это будет их дом.

Воспитатель: Буратино, а где ты хранишь свои деньги?

Буратино: Яяяя? (Думает), вот в этом носке.

Воспитатель: Буратино, так носок может порваться и все твои деньги рассыпаться. Мы с ребятами предлагаем тебе сделать кошелек своими руками. И ты сможешь положить в него свои деньги и там их хранить.

Буратино: Здорово. И у меня будет свой кошелек?

Воспитатель: Да. Мы сейчас с вами будем делать кошельки, но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Страны – деньги»

Во всем мире много стран (обеими руками рисуем круг в воздухе)

Посчитаем: Казахстан, Индия, Япония, Россия и Эстония.

(загибают пальцы, начиная с мизинца)

И еще десятки разных стран больших разнообразных

(Сжимаем и разжимаем кулаки)

Назову сейчас я вам (щелкают средним и большим пальцем)

Деньги этих разных стран (сжимают и разжимают кулаки)

Рубль, доллар, франк, юань, лира, евро, лат, динар

(разжимают пальцы, начиная с указательного пальца правой руки, на обеих руках)

Проводится мастер-класс «Кошелек своими руками».

Дети делают кошелек, украшают его разными наклейками и разными яркими элементами.

Воспитатель: Буратино, вот такой теперь у тебя будет кошелек. Тебе понравилось?

Буратино: ДА, очень! Спасибо вам, друзья! Я обязательно покажу его Мальвине.

Воспитатель: Ребята, у вас получились очень хорошие кошельки. Давайте подарим их нашим гостям, а в кошелек положим по сладкой монетке. (Дети кладут в кошелек сладкую монетку и дарят гостям).

Рефлексия: (садимся на ковер)

Воспитатель:

Ребята, скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? (Буратино)

О чем мы ему рассказали? (мы рассказали, как появились деньги).

Буратино, какое тебе задание понравилось больше всего?

Ты придешь еще в нашу школу финансовой грамотности? (Да)

Буратино: Спасибо вам ребята. Ваша школа финансовой грамотности действительно очень интересная. Я узнал много нового. Теперь мне пора возвращаться домой к папе Карло.

Объяснить что деньги зарабатывают трудом и что труд бывает разным Познакомить с понятием цена и как она формируется Сформировать представления о необходимости бережного отношения к вещам Познакомить с простейшими финансовыми понятиями покупка продажа сдача копилка
Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»
Опубликовано: 27 февраля 2025 в 14:09
+215Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Агилева (УИ 728407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД