Вероника Агилева
Проект «Финансовая грамотность детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Финансовая грамотность детей 5-6 лет"
(старшая группа)
Цель проекта: Формирование у детей 5-6 лет первичных представлений о мире финансов, ценности денег, их роли в жизни человека, а также развитие основ разумного финансового поведения.
Задачи проекта:
• Образовательные:
o Познакомить детей с понятием "деньги" и их основными функциями (средство обмена, средство сбережения).
o Сформировать представления о разных видах денег (монеты, купюры, карточки).
o Объяснить, что деньги зарабатывают трудом, и что труд бывает разным.
o Познакомить с понятием "цена" и как она формируется.
o Сформировать представления о необходимости бережного отношения к вещам.
o Познакомить с простейшими финансовыми понятиями: "покупка", "продажа", "сдача", "копилка".
• Развивающие:
o Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
o Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
o Развивать навыки планирования и принятия решений.
o Развивать навыки общения и сотрудничества в игровой деятельности.
• Воспитательные:
o Воспитывать бережное отношение к деньгам и вещам.
o Воспитывать уважение к труду взрослых.
o Формировать позитивное отношение к финансовой грамотности.
o Формировать навыки разумного потребления.
Участники проекта:
• Дети 5-6 лет
• Воспитатели
• Родители (законные представители)
Сроки реализации проекта: Среднесрочный (1 месяц)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
o Определение целей и задач проекта.
o Разработка плана реализации проекта.
o Подбор методического материала (игры, сказки, мультфильмы, иллюстрации и т. д.).
o Подготовка наглядных пособий и оборудования (муляжи денег, касса, весы, и т. д.).
o Информирование родителей о проекте и привлечение их к участию в подготовке мини музея «Копейка рубль бережет».
2. Основной этап (Реализация):
o Проведение тематических занятий, бесед, игр.
o Чтение и обсуждение сказок, рассказов о деньгах и экономике.
o Просмотр мультфильмов и видеороликов на тему финансовой грамотности.
o Организация сюжетно-ролевых игр ("Магазин", "Банк", "Семья").
o Проведение творческих мастерских (изготовление кошельков, рисование монет и купюр).
o Работа с родителями: консультации, родительские собрания, предоставление информационных материалов.
3. Заключительный этап:
o Организация итогового мероприятия (например, "Ярмарка", "День финансов").
o Подведение итогов проекта.
o Анализ результатов и определение перспектив дальнейшей работы.
o Представление проекта на педсовете или родительском собрании.
Формы работы:
• Групповые занятия
• Беседы.
• Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные).
• Чтение художественной литературы.
• Просмотр мультфильмов и видеороликов.
• Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация).
• Создание мини музея «Копейка рубль бережет».
• Работа с родителями.
Методы и приемы:
• Наглядные методы (показ картинок, мультфильмов, предметов).
• Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
• Игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры).
• Практические методы (решение проблемных ситуаций, выполнение заданий).
Ожидаемые результаты:
• Дети будут иметь первичное представление о деньгах и их функциях.
• Дети будут знать о разных видах денег (монеты, купюры, карточки).
• Дети будут понимать, что деньги зарабатывают трудом.
• Дети будут понимать, что такое цена.
• Дети будут бережно относиться к деньгам и вещам.
• Дети будут уважать труд взрослых.
• Дети будут иметь представление о простейших финансовых понятиях: "покупка", "продажа", "сдача", "копилка".
• Родители будут вовлечены в процесс формирования финансовой грамотности у детей.
Темы занятий и мероприятий:
• Путешествие в страну Экономики, вместе с Монеточкой.
• «Открываем супермаркет»
• "Магазин" (сюжетно-ролевая игра)
• «Буратино в школе финансовой грамотности»
• "Мой кошелек" (мастер-класс по изготовлению кошелька).
Тема: Путешествие в страну Экономики, вместе с Монеточкой.
Цель: познакомить детей с понятием "деньги" и понять, откуда они берутся, осознать связь между трудом и заработком.
Действующие лица:
• Воспитатель
• Монеточка (персонаж, игрушка или картинка, можно сделать аппликацию)
Материалы:
• Игрушка/картинка Монеточки
• Изображения различных профессий (повар, врач, строитель, учитель, дворник и т. д.)
• Изображения различных товаров (хлеб, молоко, игрушка, одежда и т. д.)
• "Монетки" (можно использовать картонные кружочки, раскрашенные золотой или серебряной краской)
• Кошельки или копилки для каждого ребенка
• Музыкальное сопровождение (веселая детская песенка про деньги)
• Карточки с заданиями (например, "Чем занимается повар?", "Что нужно купить в магазине?")
• Цветные карандаши/фломастеры, бумага для рисования
Ход занятия:
1. Приветствие и введение (5 минут)
• Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в интересную игру.
• Внезапно появляется Монеточка (игрушка или картинка).
• Воспитатель (голосом Монеточки): "Привет, ребята! Я - Монеточка! Я живу в кошельках и копилках. Но откуда я там берусь? Вы знаете?"
• Воспитатель выслушивает ответы детей.
2. Беседа: Что такое деньги и для чего они нужны (10 минут)
• Воспитатель вместе с Монеточкой спрашивает у детей: "Что такое деньги? Для чего они нужны?"
• Обсуждение:
o Деньги нужны, чтобы покупать еду, одежду, игрушки, книги и т. д.
o Без денег мы не могли бы жить, так как не смогли бы купить самое необходимое.
• Воспитатель показывает изображения различных товаров.
• Монеточка: "Ой, как много всего интересного! Но как же это все получить, если нет денег?"
3. Игра "Профессии" (15 минут)
• Воспитатель показывает изображения людей разных профессий.
• Воспитатель: "Ребята, посмотрите, кто это? Что они делают?"
• Дети называют профессии и рассказывают, чем занимаются эти люди (повар готовит еду, врач лечит людей и т. д.).
• Монеточка: "Ах, вот оно что! Значит, люди работают и за это получают деньги!"
• Воспитатель объясняет, что за свой труд люди получают зарплату – деньги.
• Игра: Воспитатель показывает картинку с профессией, а дети говорят, что делает этот человек и что он получит за это (деньги).
• Раздать детям "монетки" за правильные ответы.
4. Физкультминутка "Мы работаем" (5 минут)
• Воспитатель предлагает детям немного подвигаться и представить себя разными работниками.
• Например:
o "Мы строители - кладем кирпичи!" (имитация движения)
o "Мы повара - варим суп!" (имитация движения)
o "Мы водители - крутим руль!" (имитация движения)
o "Мы врачи - лечим кукол!" (имитация движения)
• После каждого действия Монеточка хвалит детей: "Молодцы! Хорошо работаете! За это вам полагаются монетки!" (воспитатель раздает детям еще "монетки").
5. Практическое задание "Куда потратим монетки?" (10 минут)
• Детям предлается нарисовать свои деньги- монеточки
• Во время рисования воспитатель и Монеточка ходят и помогают детям, задают вопросы: " Как ты будешь это использовать?»
• Сюжено- ролевая игра «Магазин»
6. Подведение итогов и рефлексия (5 минут)
• Воспитатель собирает работы детей и обсуждает их.
• Монеточка: "Ребята, теперь я знаю, откуда берутся деньги! Люди работают, делают полезные вещи, и за это получают монетки, которые можно потратить на то, что нужно!"
• Воспитатель: "Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового о деньгах!"
• Предложить детям положить свои "монетки" в кошельки или копилки.
• Включить веселую детскую песенку про деньги.
7. Завершение занятия
• Воспитатель благодарит детей за активное участие.
• Прощание с Монеточкой (Монеточка обещает еще раз вернуться с новыми интересными историями).
Тема: «Открываем супермаркет»
Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи:
Научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение;
Создавать эмоционально-положительный климат в группе;
Воспитывать бережное отношение к деньгам.
Предварительная работа: просмотр отрывка фильма «Буратино».
Ход образовательной деятельности:
Беседа об увиденном отрывке фильма.
Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели отрывок мультфильма, давайте порассуждаем. Что Буратино ждет?
Дети: Пока вырастет чудо-дерево.
Воспитатель: Верно, посадил здесь пять золотых монет, которые ему дал кто?
Дети: Карабас - Барабас.
Воспитатель: Правильно, Буратино и полил и посолил, а дерево все не растет, а ему так хочется, чтобы у них с папой Карло было много денег.
Воспитатель: Ребята, могут ли монеты расти? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, что с деньгами произойдет в земле? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы деньги были? А что ваши родители
делают, чтобы деньги были, откуда они их берут? (ответы детей)
Воспитатель: А если бы у вас было 5 золотых монет, как у Буратино, на что бы вы их потратили?
(ответы детей)
Воспитатель: Подождите! А как же папа и мама. Что же им останется? И можно ли тратить все деньги на сладости, ребята, расскажите? (ответы детей)
Воспитатель: Вот видите, есть вещи более необходимые вещи. А чтобы лучше запомнить, сейчас мы с ребятами поиграем.
Игра «Хочу и надо»
Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные). Научить детей определять значимость и важность предмета.
Материал: модель «Расходы». Предметы, символизирующие основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты питания, свет, газ, игрушки, книги). На столах.
Ход игры:
Воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы потратим их на то, что надо, их не останется? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вам открыть магазин, а что такое магазин? (ответы детей)
Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины?
Дети: продуктовый, книжный, обувной, и т. д.
Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться? (ответы детей)
Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете? (ответы детей)
Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель: закреплять и уточнять знания детей о профессиях, связанных с работой
в магазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, школа, больница, магазин и т. д. дети на экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться.
Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: Замечательно, вы справились заданием. Только вот как же все люди узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет? (ответы детей)

Создание уголка «Копейка рубль бережет!»
Цель: формирование знаний детей о хранении денег.
Содержание уголка: кошельки, куклы- берегини, копилки.

Тема: «Буратино в школе финансовой грамотности»
Цель: закрепить знания детей об истории возникновения денег, о внешнем виде современных купюр Российской Федерации и других стран.
Задачи:
Образовательные:
- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя их с новыми экономическими терминами;
- формировать умения выражать свои мысли и рассуждать;
- закрепить первичные знания по финансовой грамотности на практике;
- закреплять умение классифицировать предметы по определенным признакам;
- закреплять умение формулировать поставленную задачу;
- закреплять знания детей о деньгах своей страны
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение самостоятельно делать вывод на основе практического задания.
3. Воспитывающие:
- воспитывать социально-культурные качества личности;
- воспитывать финансовую культуру;
- воспитывать всестороннее развитие личности;
- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
- закреплять навыки работы в команде;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Предварительная работа: просмотр презентаций на тему: «Деньги. История появления», «Деньги разных стран». Просмотр обучающих мультфильмов серии «Смешарики. Финансовая грамотность», «Фиксики. Финансовая грамотность».
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»; русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Зимовье», «Три медведя», «По щучьему велению»;
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютерная презентация, копилка, кошелек, набор монет и купюр разного достоинства, цветные листы бумаги формат А4, наклейки для украшения, музыкальное сопровождение, металлофон, иллюстрации с изображение флага России, США, Франции, бумажные копилки – 2 шт., вырезанные круглые монеты (1руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.).
Ход.
Дети и воспитатель:
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Раздается стук в дверь! Под музыку входит Буратино (грустный, печальный)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел в гости?
Буратино: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.
Воспитатель: Здравствуй Буратино! А почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?
Буратино: Папа Карло дал мне 5 золотых монет, что на них купить я знаю. Я куплю себе азбуку. А вот как появились деньги я не знаю. Ребята вы поможете мне узнать?
Воспитатель: Ребята, расскажем Буратино, о том, как появились деньги.
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда Буратино, мы с ребятами приглашаем тебя в нашу школу финансовой грамотности, и мы расскажем тебе, как появились деньги.
Презентация «Как появились деньги»
Давным – давно когда не было денег, люди обменивались товарами – этот способ обмена назывался «бартер». Но этот способ был не удобным, так как товары обмена были не равноценными, например: кочан капусты – кувшин молока. Поэтому люди стали обменивать товар за драгоценный металл – золото или серебро. Большой кусок разбивали на маленькие кусочки и затем проводили обмен. Со временем драгоценный металл стали переплавлять и делать монеты, монеты получались большие и поэтому люди были вынуждены большие монеты рубить на маленькие части. От этого и произошло название «рубль», что значит «рубленная».
Буратино: Здорово! Спасибо, ребята. Значит, мои монеты называются «рубли»?
Воспитатель: Да, правильно!
Воспитатель: Теперь пусть наши глаза отдохнут. Сделаем гимнастику.
Гимнастика для глаз «Буратино»
Буратино потянулся
(поднять руки вверх, не поднимая головы посмотреть на кончики пальцев)
Вправо-влево потянулся
(развести по очереди руки вправо-влево, посмотреть глазами на пальцы)
Вниз-вверх посмотрел
(опустить глаза сначала вниз, потом поднять вверх)
И на место тихо сесть
(закрыть глаза)
Воспитатель: А сейчас Буратино мы поиграем в одну игру, называется она «Кошелек – Копилка»
Стоит стол, на котором стоит копилка, лежит кошелек и лежат монеты и купюры. Детям нужно разложить монеты в копилку, а купюры в кошелек. (Буратино помогает ребятам).
Воспитатель: Молодцы ребята! И ты молодец, Буратино!
Буратино: Ой, а что это за бумажки? Я никогда раньше таких не видел.
Воспитатель: Присаживайся вместе с ребятами и послушай еще одну интересную историю о том, как появились бумажные деньги.
Презентация «Как появились бумажные деньги» Буратино, ты уже знаешь, как появились рубли. А сейчас я расскажу, как появились бумажные деньги: купюры или банкноты. Самые первые деньги появились в Китае, и они были очень большие как большой лист. А расписывались бумажные деньги иероглифами – китайскими буквами. Каждый иероглиф имеет свое значение: солнце, небо, луна, земля, сила, человек. А в России бумажные деньги появились при императрице Екатерине II, их называли ассигнациями. Екатерина II приказала изготовить их из старых дворцовых скатертей и салфеток. В наше время бумажные купюры приобрели новый вид. И у каждой страны своя денежная единица: в России – это рубли, в Америке – доллары, в странах Европы - евро. На российских купюрах изображены города и главные достопримечательности этих городов. На американских купюрах – изображены президенты, а на евро – изображали величайшие памятники Европы, которые на сегодняшний день не сохранились.
Буратино: Спасибо большое, ребята. Это было действительно интересно.
Воспитатель: А сейчас, Буратино я предлагаю тебе вместе с ребятами поиграть еще в одну игру. Игра называется «Страна и ее купюры». Мы с вами уже играли в подобную игру. Вспомните, что нужно сделать?
Дети формулируют задание к этой игре: В этой игре нужно разложить купюры к странам, к которым они принадлежат.
Воспитатель: Правильно. Но я усложню задание, для начала предлагаю вам разбиться на команды. Флаги, каких стран изображены на доске? (ответы детей: Россия, Америка, Франция). Правильно.
Воспитатель: Ну что ребята, получилось? Дети (Да). Молодцы!
Воспитатель: Буратино, а ты любишь загадки?
Буратино: Да, очень.
Воспитатель: Ребята тоже любят загадки. А еще они любят сами их загадывать.
Дети загадывают загадки: игра «Доскажи словечко»
Ребенок 1: На товаре быть должна обязательно… (цена)
Ребенок 2: Люди ходят на базар, там дешевле весь… (товар)
Ребенок 3: И врачу и акробату выдают за труд … (зарплату)
Ребенок 4: Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (доход)
Воспитатель: Буратино, понравились тебе загадки?
Буратино: Да. Спасибо ребята!
ФИЗМИНУТКА (Подвижная игра). Раздается звон металлофона. Воспитатель обращает внимание детей, что на полу рассыпались монеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает 1руб. и 2 руб., вторая команда 5 руб. и 10 руб. Буратино помогает собирать монеты: (1руб. и 2 руб. в одну копилку, 5 руб. и 10 руб. в другую копилку).
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь рубли будут находится в копилке – это будет их дом.
Воспитатель: Буратино, а где ты хранишь свои деньги?
Буратино: Яяяя? (Думает), вот в этом носке.
Воспитатель: Буратино, так носок может порваться и все твои деньги рассыпаться. Мы с ребятами предлагаем тебе сделать кошелек своими руками. И ты сможешь положить в него свои деньги и там их хранить.
Буратино: Здорово. И у меня будет свой кошелек?
Воспитатель: Да. Мы сейчас с вами будем делать кошельки, но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Страны – деньги»
Во всем мире много стран (обеими руками рисуем круг в воздухе)
Посчитаем: Казахстан, Индия, Япония, Россия и Эстония.
(загибают пальцы, начиная с мизинца)
И еще десятки разных стран больших разнообразных
(Сжимаем и разжимаем кулаки)
Назову сейчас я вам (щелкают средним и большим пальцем)
Деньги этих разных стран (сжимают и разжимают кулаки)
Рубль, доллар, франк, юань, лира, евро, лат, динар
(разжимают пальцы, начиная с указательного пальца правой руки, на обеих руках)
Проводится мастер-класс «Кошелек своими руками».
Дети делают кошелек, украшают его разными наклейками и разными яркими элементами.
Воспитатель: Буратино, вот такой теперь у тебя будет кошелек. Тебе понравилось?
Буратино: ДА, очень! Спасибо вам, друзья! Я обязательно покажу его Мальвине.
Воспитатель: Ребята, у вас получились очень хорошие кошельки. Давайте подарим их нашим гостям, а в кошелек положим по сладкой монетке. (Дети кладут в кошелек сладкую монетку и дарят гостям).
Рефлексия: (садимся на ковер)
Воспитатель:
Ребята, скажите, кто сегодня к нам пришел в гости? (Буратино)
О чем мы ему рассказали? (мы рассказали, как появились деньги).
Буратино, какое тебе задание понравилось больше всего?
Ты придешь еще в нашу школу финансовой грамотности? (Да)
Буратино: Спасибо вам ребята. Ваша школа финансовой грамотности действительно очень интересная. Я узнал много нового. Теперь мне пора возвращаться домой к папе Карло.