Елена Чугурова
Проект «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается педагогическая работа на данную тему.
2 слайд.
На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема психолого – педагогической компетентности родителей. Современный детский сад призван стать «детско – родительским центром», где каждая семья найдёт поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей регламентируется основными законодательными документами: Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о ДОУ», Федеральными государственными требованиями.
Публикация «Проект „Повышение психолого-педагогической компетентности родителей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Таким образом, сложившаяся ситуация и существующие противоречия в развитии компетентности родителей и их сотрудничестве с детским садом являются актуальными, что и определило тему исследования.
3 слайд.
Объект исследования
Предмет исследования
4 слайд.
Цель исследования
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи.
5 слайд.
Гипотеза исследования
Методы исследования
6 слайд.
Теоретико-методологическую основу работы составляют психолого-педагогические исследования проблем семьи и условий эффективного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями в воспитании и развитии ребенка
7 слайд.
На современном этапе развития педагогической науки всё ещё не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Сложность их состоит в синонимической близости понятий, но тем неменее их необходимо различать. Эти понятия рассматриваются и разными учёными. Можно сделать вывод: мнения всех учёных сводится к тому, что компетенция – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствию лица, занимаемому месту, «времени», способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями.
8 слайд.
Существую признаки компетентности и критерии педагогической компетентности родителей.
9 слайд.
Основной задачей взаимодействия является просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и развития ребёнка. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм. Цель активных форм – обогащение родителей педагогическими знаниями. Цель интерактивных форм – повышение готовности родителей к сотрудничеству с воспитателем и детским садом. Таким образом, положительный результат развития компетентности родителей может быть достигнут при применении разных форм и единого образовательного пространства, подразумевающего совместную деятельность воспитателей и родителей на протяжении дошкольного детства ребёнка.
10 слайд.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Сотрудничество в совместной деятельности воспитателей и родителей осуществляется в основном через:
•открытость детского сада для семьи;
•сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;
•создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
•диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Подводя итог, можно утверждать, что, в основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Исследование на выявление уровня педагогической компетентности родителей проходило на базе детского сада №7 «Огонёк», в 1 младшей группе «Солнышко» и были использованы следующие методы:
- анкетирование родителей,
- тестирование и опрос родителей,
- наблюдение воспитателем за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода детей.
По данным составленного демографического паспорта выявилось: имеются дети из полных и неполных семей.
В результате наблюдений по форме фиксации А. В. Козловой и Р. П. Дашеулиной за взаимодействием родителей и детей во время приёма и ухода домой показали следующее: большинство родителей спокойно общались со своими детьми, а некоторые родители в виду своей занятости и нехватки времени старались быстрее передать ребёнка воспитателю утром, вечером быстрее забрать ребёнка из детского сада.
Для определения характера взаимоотношений с ребёнком родителям был предложен тест Е. А. Тарасова. Результаты тестирования родителей оказались следующими: большинство родителей охарактеризовали себя как прекрасного родителя, воспитателя, а остальные родители в основном правильно воспитывают своего ребёнка, но всё же им необходимо проявлять больше заботы, по отношению к нему.
11 слайд.
Так же был проведён с родителями тест - опросник родительского отношения (ОРО) А. Варяги, В. В. Столина на выявление родительской компетентности, результаты которого показали следующее: большинство родителей являются компетентными в воспитании своих детей.
12 слайд.
Родителям была предложена анкета «Сотрудничество детского сада и семьи» Солодянкиной О. В., которая сориентировала в педагогических потребностях семей группы. Результаты оказались следующими: родители готовы сотрудничать с детским садом, выбрав самые интересующие их формы сотрудничества и наглядной информации.
13 слайд.
По результатам исследования родителей первой младшей группы детского сада №7 «Огонёк» можно сделать вывод о том, что необходимо повышать уровень педагогической компетентности родителей, учитывая типологию их семейного воспитания и потребностей родителей в сотрудничестве с данным дошкольным учреждением.
Поэтому необходимо было спроектировать организацию совместной деятельности воспитателя детского сада и семьи, способствующую развитию педагогической компетентности родителей.
В проекте представлены такие мероприятия, как: общие групповые собрания, анкетирование родителей, всеобучи с приложением слайд – презентации и проведением дискуссии, день открытых дверей, открытый просмотр занятий, посещение детей на прогулке, наблюдение за детьми в группе в разные режимные моменты, приглашения на досуговые мероприятия, досуговая деятельность, проведение праздников, клуб по интересам, индивидуальные и групповые консультации и беседы, памятки для родителей, наглядная информация, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.
14 слайд.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи.
Данный проект будет интересен воспитателям ДОУ в целях развития компетентности в вопросах воспитания у родителей.
15 слайд.
Основной целью проекта «ДОУ и семья – два берега одной реки» является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности воспитателя и семьи.
Основными задачами проекта являются:
1. активизация потребностей родителей в сотрудничестве с детским садом;
2. педагогическое просвещение родителей для развития у них компетентности в воспитании детей, учитывая типологию семейного воспитания;
3. сотрудничество воспитателей и родителей в совместной деятельности с дошкольным учреждением.
Ожидаемые результаты:
-родители привлечены к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;
-удовлетворены потребности родителей в разных формах взаимодействия с воспитателем и детским садом;
-семьи сотрудничают с дошкольным учреждением;
-повышен уровень развития компетентности родителей.
Формы организации сотрудничества – групповая и индивидуальная работа с родителями.
Проект «ДОУ и семья – два берега одной реки» рассчитан на 1 год.
Особенности проведения совместных мероприятий:
предварительная работа, которая включает:
- родительские собрания;
- всеобучи;
- анкетирование родителей;
-дискуссия;
- наглядная информация;
- индивидуальные беседы, консультации;
-«День открытых дверей»;
-открытое занятие;
- фотовыставки;
-«Почтовый ящик».
16 слайд.
В процессе разработки были частично апробированы формы организации совместной деятельности с родителями, направленные на развитие их педагогической компетентности.
В рамках подготовки совместного мероприятия «Весёлые старты» было проведено родительское собрание на тему «Чем играют наши дети?». Цель: обогащение родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушки, значении игрушки и её роли в игре ребёнка.
Также с целью подготовки к проведению совместного досуга был проведён педагогический лекторий для родителей на тему «Здоровье – забота общая», исходя из выявленных проблем анкетирования родителей «Здоровье ребёнка – забота общая!».
Цель данного мероприятия:
-привлечь внимание родителей к проблеме здоровья малышей и вооружить их необходимыми знаниями;
-обучить приемам и методам оздоровления детей: гимнастика, закаливающие процедуры, ознакомить с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду;
-пропаганда передового опыта семейного воспитания по физической культуре;
-формирование мотивации родителей на здоровый образ жизни.
С родителями данной группы и всего детского сада проведено досуговое мероприятие «Весёлые старты», приуроченное к празднику «День защитника Отечества».
Цели данного мероприятия были следующими:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение родителей к досуговой деятельности ДОУ;
- выявление активных родителей;
- установление тёплых и неформальных отношений между воспитателями и родителями;
- осуществление тесной связи между дошкольным учреждением и семьёй по физическому воспитанию;
- развитие благотворного влияния на взаимоотношениях в семье.
На наш взгляд, проведённые мероприятия в целях подготовки к совместному досуговому мероприятию «Весёлые старты» активизировали родителей в сотрудничестве с детским садом, основанный на открытости и доверительности в отношении к детям и воспитателю детского сада, а также развитию компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и понимания ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод: при апробировании мероприятий, в ходе которых имело место частичное подтверждение гипотезы: если спроектировать организацию совместной деятельности воспитателя с семьей, с учетом типологии семейного воспитания и потребности родителей в развитии взаимодействия с воспитателем ДОУ, то это будет способствовать педагогической компетентности родителей.