Любовь Запорожская
Проект «Детям о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Запорожская Любовь Владимировна
Место работы, должность: Усть-Лабинский район (МБДОУ № 31, воспитатель
Образовательная область: Познавательное развитие
Паспорт проекта
Образовательная область: познание
Тип проекта : познавательный
По характеру контактов: в реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
По количеству участников: групповой.
Актуальность.
Публикация «Проект „Детям о войне“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры России на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ним.
Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в прошлом, настоящем и в будущем.
Цель проекта.
Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны.
Задачи.
- Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к своей Родине, приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитывать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
- Формировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги; стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; милосердие на примере профессии медсестра.
- Познакомить детей с разными видами вооружения, амуниции и военной техники, которые использовались во время ВОВ.
- Закрепить представление о празднике «День Победы».
Этапы проекта
I этап – подготовительный
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
На данном этапе спланировала совместную с детьми деятельность, провела предварительную работу по подготовке необходимого дидактического, наглядного материала.
Для реализации поставленных задач в группе разместила подборку литературы, на данную тематику, сюжетные картины, произведения художников, альбомы для рассматривания: «Города герои», «Памятники героям».
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач.
На основном этапе вся работа складывалась согласно составленному плану. В работу были вовлечены родители, музыкальный руководитель.
III этап – заключительный.
По результатам реализации проекта материал группы пополнился наглядным и дидактическим материалом на тему «Детям о войне», подобран иллюстративный материал. Собраны альбомы: «Участники в Великой Отечественной войне в моей семье», «Мир глазами детей».
Реализация проекта.
Познавательная деятельность: беседы на тему: «Великая Отечественная война», «Дети на войне» (приложение 1, «Военная техника», «Что такое героизм», «Вещи войны», «Помощь тыла» (приложение 2, «Награды находят своих героев» (приложение 3, «Парад Победы».
Организованная образовательная деятельность: аппликация на тему «Вечный огонь», «Танк» (приложение 4, «Поздравительная открытка для ветеранов»; рисование на тему: «Праздничный салют»
Д/и «Защитники крепости» (приложение 5)
Речевое развитие: рассматривание произведений художников; составление рассказов на тему: «Ветераны в моей семье»; составление рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о войне, о ветеранах, о Дне Победы. Чтение художественной литературы: С. Алексеев «Первая колонна», Е. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Михалков «Быль для детей», М. Пляцковский «Май сорок пятого года», Е. Трутнева «Парад».
Художественно - эстетическая деятельность:
-слушание музыкальных произведений;
- работы по рисованию «Мир глазами детей»,
- развлечение «Помним, гордимся, наследуем!»
Физкультурно - оздоровительная деятельность:
- марафон, посвященный 70-й годовщине празднования дня Победы.
- подвижные игры, эстафеты: «Полоса препятствий», «Мы танкисты», «Сбей флажок»
Трудовая деятельность: Посадка веток сирени на участке детского сада, посадка цветов на клумбе на территории поселка «Звезда Победы».
Работа с родителями.
• Консультации: «Как воспитывать патриота», «Приобщение детей к прошлому и настоящему через связь поколений».
• Выставка детско – родительского творчества «Никто не забыт. Ничто не забыто»;
• Фото выставка из семейных альбомов и архивов «Они защищали Родину»
В работу на данном этапе включали родителей, подготовили ряд мероприятий, на которых объясняли значимость работы в ДОУ по патриотическому воспитанию детей и познакомили с приемами работы в процессе семейного воспитания.
Ожидаемые результаты.
• Развитие у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
• Расширение кругозора и словарного запаса детей.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему своей страны.
• Активное участие детей и родителей во всех мероприятиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Беседа «Дети и война»
Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем – лихими, злыми годами. Тяжело досталось они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами – отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые – в плену у немцев. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родине.
Предложите детям подумать, что такое «подвиг». Это всегда смелый, отважный поступок. А как называют человека, совершившего подвиг? (Герой). Почитайте рассказы о подвигах детей, которые помогли взрослым во время Великой Отечественной войны. Они взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку наравне со взрослыми. Расскажите хотя бы одну историю на выбор: Зины Портной, Лени Голикова, Вали Котика, Нади Богдановой, Марата Казея, Лары Михеенко.
Приоткройте детям еще одну страница темы «Дети и война» - сыны полка… Голодные и промерзших, этих мальчишек привозили в штамбные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны. За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
Вопросы для закрепления. Кому было особенно тяжело во время войны? Как называют человека, совершившего подвиг? Кого из детей-героев вы знаете? Кто такой сын полка?
Слова для обогащения детского лексикона: лихолетье, подвиг. герой, бесстрашие, мужество.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Беседа «Помощь тыла»
Заводы и фабрики страны работали слаженно и бесперебойно, днем и ночью, с каждым месяцем увеличивая выпуск военной продукции: гранаты, пушки. мины, шили военное обмундирование. Предложите детям подумать. а кто остался дома, кто все это производил. если все мужчины ушли на фронт.
Нелегкий это был труд! Ежедневный, тяжелый, долгий – без выходных и часто без сна. А ведь при этом и дома надо было кормить и воспитывать маленьких детей, поддерживать тех стариков, которые уже не могли работать, писать письма на фронт своими мужьям, отцам и сыновьям.
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта. Детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Нередко они не доставали до верстака или станка, и им делали специальные подставки из ящиков. В зной или на лютом морозе (в цеху нередко была только крыша, но не было стен, губы закусив до крови, не сдавались усталости в плен. Сутками от станка не отходили. Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовки победу в тылу ковали: гранаты, патроны, винтовки. Но все дети могли работать на заводах или воевать. А чем еще могли помочь дети во время войны? Вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шили и вышивали кисеты для табака, помогали раненным в госпиталях, выступали с концертами, чтобы поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким.
Вопросы для закрепления: Как дети помогали взрослым в тылу? Что означают слова «ковать победу»?
Слова для обогащения детского лексикона: тыл, завод, фабрика, цех, верстак, снаряды, патроны, станок, кисет, забота, тепло.