Татьяна Сорока
Проект «Давайте вместе беречь природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Природа – не только великий учитель, она, прежде всего, ещё и великий воспитатель».
В. А. Сухомлинский.
Каждый человек живущий на Земле, должен бережно и заботливо относиться к ней, сохранять все её богатства и ценности. В дошкольном возрасте формируется и закладывается позитивное отношение к природе. Природой нужно не только любоваться, но и чувствовать её. Ещё с раннего возраста дети должны увидеть красоту родной природы, осознать её зависимость от человека, понять, что и человек без природы не сможет прожить. Только в гармонии с миром природы человечество имеет шанс дальнейшего существования. Быстрый рост численности населения, развитие техники оказывает пагубное действие на мир природы.
Публикация «Проект „Давайте вместе беречь природу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Задача педагога помочь детям осознать, что люди часть природы и они должны соблюдать её законы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы сможем привить ребёнку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
В наши дни необходимо, чтобы каждый человек понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни и сопровождать человека всю его жизнь, начиная с раннего возраста.
Дети иногда не видят, почему природа нуждается в нашей помощи и охране. У них появляется потребительское отношение к природе : «Я хочу сорвать цветок, потому, что он мне нравиться», «Я поймаю улитку, потому что хочу посмотреть её рожки»… Взрослые тоже часто подают неправильный пример детям, загрязняя окружающую среду, срывая полевые и лесные цветы в больших количествах. Занятые своими делами и проблемами, они забывают показать детям красоту природы, полюбоваться её звуками.
Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении является уникальной возможностью для детей и родителей проявить себя и принести пользу окружающей природе.
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни» Д. Радович
Цель проекта : формировать у детей основы экологической культуры, чувство сопричастия ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о природе.
Задачи: - способствовать воспитанию экологической культуры поведения,
- развивать познавательно – исследовательскую активность детей,
- создавать условия для расширения у детей представлений о разнообразном мире природы посредствам музыки, художественного творчества, театрализованной деятельности, поэзии,
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоёмам,
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними,
- расширять представления детей о лесе и его обитателях,
- учить замечать птиц и вызывать интерес к их поведению,
- познакомить детей с Красной книгой и животными, птицами и растениями, занесёнными в неё,
- развивать любознательность, коммуникативность, творческие способности,
- формировать умения устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы,
- развивать связную речь, обогащать словарь, фантазию, воображение,
- воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе,
- разовьётся интерес к явлениям и объектам природы, бережное отношение к животным, птицам, растениям насекомым,
- дети научатся видеть и понимать прекрасное в природе,
- научатся практическим действиям по охране природы,
- родители станут больше внимания уделять экологическому воспитанию детей своим примером покажут, как необходимо жить в мире с природой,
- педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят своё профессиональное мастерство.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный
II. Основной (практический)
III. Заключительный
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми.
2. Создание условий необходимых для реализации проекта.
3. Обогащение предметно-развивающей среды.
4. Разработка плана реализации проекта.
5. Сбор литературы по данной теме.
6. Подбор дидактических игр, иллюстраций, картин, стихотворений, загадок, подвижных игр, пальчиковых игр, песен.
7. Разработка конспектов образовательной деятельности по речевому развитию, рисованию, лепке, конструированию, аппликации.
II. Основной (практический) этап
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Беседы с детьми: «Что такое природа?», «Лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Что такое Красная книга?».
Рассматривание иллюстраций и картин о природе. «Красная книга России», П. С. Меньшикова «Дикие животные», С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных», «Зимний лес», «Зимующие и перелётные птицы».
Акции: «Друзья птиц», «Сделаем участок чистым», «Жизнь в капле воды», «Кормушки для птиц зимой».
Развлечение «В мире животных».
Конкурс «Мы экозащитники» (рисунки, плакаты).
Образовательная деятельность: «Значение воды в жизни всего живого»,
«Животные и растения Красной книги Краснодарского края», «Земля-живая планета», «Как природа готовится к зиме», «Перелётные и зимующие птицы», «Что такое экология».
ИЗО деятельность: Рисование экологических знаков, «Столовая для птиц», «Моё любимое животное», «Деревья на нашем участке».
Лепка. «Животные в лесу», «Мой любимый цветок»
Конструирование. «Кормушки для птиц», «Берёзки», «Берегите лес от пожара».
Аппликация. «Домашние животные».
Изготовление макета «Круговорот воды в природе».
Чтение художественной литературы:
Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся», «Кто сажает лес?», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Соколов-Митков «лесные картинки», С. Маршак «Декабрь», С. Сахарнов «Кто в море живёт», Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Бианки «Лесной хор», Е. Чарушин «Воробей», «Медвежонок», «Лисята», А. Яшин «Покормите птиц зимой», разучивание стихотворений о животных, птицах, растениях А, Барто «Снегирь», А. Плещеев «Весна».
Дидактические игры:
«Домашние животные», «Времена года», «Кто чем питается», «Чей домик», «Весёлый зоопарк», «Животные мира», «Большие и маленькие», «Чего нельзя делать в лесу», «Пищевые цепочки в природе», «Назови растение», «Вершки-корешки», «Воздух, земля, вода», «Найди по описанию».
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы», «Охотники и утки», «Птички в гнёздышках», «На водопой», «Дикие животные», «Узнай по голосу», «Воробушки и автомобиль», эстафета «Собери мусор».
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк», «Птичий двор», «Лесное происшествие», «Ветеринарная клиника», «Пожар в лесу».
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за елью и сосной на участке детского сада.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем.
Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам (воробей, синица, голубь)
Труд в природе :
Установка кормушек
Подкормка птиц
Уборка мусора на участке
Экспериментальная (исследовательская) деятельность:
«Свойства воды», «Может ли растение дышать», «Что выделяет растение», «Как устроены перья у птиц», «Сравнивание веточек и шишек ели и сосны», «Посадка семян».
Пальчиковые игры:
«Капуста», «Дождик», «Белка», «Пчёлки», «Сорока», «Птички», «Червячки».
Консультации для родителей:
«Человек и природа», «Экологическая культура и здоровье», «Учите детей беречь природу».
III. Заключительный этап
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов.
Результаты проекта :
- сформированы первоначальные навыки экологически правильного поведения детей на природе,
- стремление к исследованию объектов природы, дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи,
- появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности,
- дети достаточно хорошо ориентируются в мире растений, животных и птиц,
- у родителей повысился уровень экологического сознания.
Как показал опыт нашей работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к ней. Использование игровых приёмов, практических заданий развивает наблюдательность, активизируется мысль, меняет отношение к природе. Появляется желание сберечь её красоту, зарождается любовь к природе.
Продукт проекта :
Изготовление папки – передвижки «Берегите природу!»
Фотоотчёт «Природа и мы»
Изготовление макета «Деревенский дворик»
Выставка детских рисунков «Наши друзья птицы» и работ из природного материала «Дары природы».
Используемая литература:
Ю. А. Акимов «Знакомим дошкольников с окружающим миром» М: Просвящение 2007г.
О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» М: Мозаика-Синтез 2010г.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб: Детство-Пресс 2001г.
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003г.
Г. А. Горбунова «Развитие экологической культуры дошкольников» Дошкольная педагогика-2005г.
С. Н. Николаева, И. А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» 2003г.
М. В. Лувич «детям о природе».