Валентина Ершова
Проект «Давайте беречь природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 "Ласточка"
Проект «Давайте беречь природу!»
по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.
группа для детей от 6 до 7 лет «Теремок»
Воспитатели: Ершова В. А.
г. Мегион, 2024
Содержание
1. Первый этап – Целеполагание 3
2. Второй этап - Подготовительный этап 5
Публикация «Проект „Давайте беречь природу!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
3. Третий этап - Основной. Реализация проекта 6
4. Четвертый этап. Презентация 7
5. Пятый этап. Заключительный 8
6. Список литературы 10
7. Приложение 11
1 этап – Целеполагание
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношения с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на природе – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников знаний о мире природы и развитие интереса к природным явлениям.
Цель: формирование экологической культуры детей, расширение представления о природе родного края и о способах ее сохранения.
Задачи:
- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
- Разработать мероприятия по обогащению знаний, а также по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.
- Формировать познавательный интерес у детей;
-Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- Познакомить детей с редкими растениями ХМАО.
- Собрать информацию о растениях нашего края для создания своей Красной книги.
Вид проекта : Познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный (февраль-март)
Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей в реализации проекта.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
2 этап - Подготовительный этап
Задачи:
- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологии и её значении.
- Разработать мероприятия по расширению знаний детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, о природе родного края и о способах ее сохранения.
- Создать условия для реализации проекта.
- Мотивировать детей и родителей к участию в проекте.
Для определения уровня сформированности знаний детей 7-го года жизни по экологическому воспитанию, и отношении детей и родителей, по формированию экологической культуры, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения, проводился мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей.
В диагностике участвовало 19 детей.
Результаты диагностики показали следующее:
Высокий уровень- 0 детей
Средний уровень – 6 детей
Низкий уровень - 13 детей
У детей не достаточно сформированы знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе. Также дети не совсем могут объяснить экологические связи в природе.
У детей с низким уровнем практически не сформированы знания о растительности Красной книги ХМАО
Дети слабо развиты знания о природе родного края.
Таким образом, выяснилось, что уровень знаний по экологическому воспитанию, а также экологии родного края недостаточен.
Результаты анкетирования родителей показали, что родители имеют обобщенные представления о важности экологического воспитания у детей 7-го года, в том числе об экологической культуре родного края и о её сохранении.
Поэтому мы решили познакомить детей с редкими растениями ХМАО; Расширить представления о природе родного края и о способах ее сохранения; собрать информацию о растениях нашего края для создания своей книги «Растения ХМАО, занесенные в Красную книгу».
Из опыта работы был выделен проектный метод, который является интегративным и охватывающим все стороны развития детей и родителей.
С результатами мониторинга родителей ознакомили на собрании. Собрание проводилось в форме круглого стола. Родители пришли сами к выводу, что детей необходимо знакомить с экологической культурой родного края начиная с младшего дошкольного возраста. На этой встрече родителям было предложено принять участие в работе по тематике проекта. Между родителями в игровой форме было распределено изготовление наглядностей и альбомов для рассматривания.
Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.
3 этап - Основной. Реализация проекта.
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта включает в себя :
• Работу с детьми.
• Работу с родителями.
Задачи:
- Провести работу по реализации мероприятий проекта «Давайте беречь природу!»
по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.
- Создать условия для реализации проекта.
Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков:
1. Ознакомительно – информационный блок.
2. Игровой блок.
3. Творческий блок.
В ознакомительно-информационном блоке внимание детей было направлено на расширение и углубление знаний детей о природе родного края :
-Проводились беседы «Загадочное путешествие по ХМАО»
-Беседа «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
- Беседа «Список растений, занесенных в «Красную книгу ХМАО-Югры»
-Беседа: «Правила поведения на природе»
Просмотр презентаций по теме проекта.
-Знакомились с «Красной книгой».
-Во время утреннего сбора дети делились своими знаниями по экологическому воспитанию. Читали стихотворения о растениях Красной книги, и загадывали загадки о растениях. Рассматривали иллюстрации растений «Красная Книга ХМАО». Читали экологические сказки о растениях и Б. Заходер «Серая звездочка».
Пополнили РППС ….
Изготовили игры…
Для активизации познавательного интереса занятия и совместная деятельность всегда проводились в игровой интересной для восприятия детей форме.
Дети с большим интересом слушали и рассматривали альбомы, иллюстрации, сделанные совместно с родителями. Был организован ресурсный круг с родителями. Это настроило всех участников проекта на дальнейшую плодотворную работу.
Содержанием игрового блока стали дидактические и развивающие игры.
В совместной деятельности использовались дидактические игры:
Содержание творческого блока направлено на формирование предпосылок экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством рисования «Берегите природу!», аппликации «Защитники природы», рисования иллюстраций растений для изготовления своей «Красной Книги».
4 этап – Презентация проекта
Презентация проекта проходила в форме фото- и видеоотчета о проделанной работе. Сделано большое количество фотографий как дети … Так же записано видео, на котором дети рассказывают стихи о природе, растениях родного края.
Продуктом проекта так же стало изготовление своей «Красной Книги. Растения», содержанием которой стали:
•
•
•
Проведенный отчет способствовал гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями и являлось ярким итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.
5 этап. Заключительный этап.
На этом этапе был проведен итоговый мониторинг.
Задачи: определить эффективность проделанной работы; сделать вывод.
Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика в форме беседы, которая показала следующие результаты:
низкий уровень развития - 0 детей
средний уровень развития - 6 детей
высокий уровень развития – 13 детей
По результатам диагностики видно, что уровень детей по экологическому воспитанию вырос. Сравнивая первичное и вторичное диагностирование, видно, что дошкольники повысили уровень знаний.
Были достигнуты следующие результаты:
- воспитанники усвоили процессы бережного отношения к природе и экологической деятельности;
- научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, результата, проявлять собственные познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- проявляют чувство любви к своей Родине, родному краю;
- много узнали о редких растениях ХМАО.
- могут устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень по экологическому воспитанию сведён к минимуму, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Вывод.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. В период детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Список литературы:
1. С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010г.
2. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М. Просвещение, 1991г.
3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» : Детство – пресс, 2002г.
4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г.
5. Л. Г. Обухова, А. В. Кочерина, А. В. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г.
6. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с англ. Кабановой. – М. : АСТ: Астрель, 2008г.
7. Материалы интернет – сайтов
Приложение 1
Диагностическая карта по экологическому воспитанию
ФИ ребенка
Вопросы диагностики
1 Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе
2 Знания о растительности Красной книги ХМАО
3 Умение объяснить экологические связи в природе
4 Умение ухаживать за растениями и в уголке природы
5 Знания о природе родного края
Критерии оценивания
1 – знания частичные, справляется только с помощью взрослого;
2 - достаточные знания, справляется с небольшой помощью взрослого;
3 – полные знания, самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста.
Высокий уровень – более 2,6 баллов
Средний уровень – 1,7– 2,5 баллов
Низкий уровень - 0 – 1,6 баллов
Приложение 2
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да.
- Нет
2. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего края?
- Да.
- Нет.
3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего края?
- Да.
- Нет.
4. Есть ли у Вас дома животные?
– Нет.
– Да, какие?___
5. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие?
- Нет
- Да___
6. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?
- Нет.
- Да.
7. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?
- Да.
- Нет.
8. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант___
9. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?
- Высокий.
– Средний.
– Низкий.
– Не знаю.
10. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
– Да.
– Нет.
– Иногда.
11. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?
- Да.
- Нет
12. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___
Спасибо за внимание!
Приложение 3
План мероприятий по реализации проекта «Давайте беречь природу!»
по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.
Этапы Содержание работы с детьми в ДОУ Содержание работы с родителями
Целеполагание Определение целей и задач проекта
Подготовительный
- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологии и её значении.
- Разработать мероприятия по расширению знаний детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, о природе родного края и о способах ее сохранения.
- Создать условия для реализации проекта.
- Мотивировать детей и родителей к участию в проекте. Встреча с родителями.
Мотивирование их для участия в проекте.
Анкетирование
родителей по теме проекта
Консультация для родителей «Формирование предпосылок экологической культуры у детей 7-го года жизни».
Цели: расширить знания родителей о значимости экологической культуры у детей 7-го года жизни. Убедить родителей в важности экологического воспитания.
Основной
- Провести работу по реализации мероприятий проекта «Давайте беречь природу!»
по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.
- Создать условия для реализации проекта.
1. Ознакомительно – информационный блок.
Беседы:
- Беседа о природе родного края «Загадочное путешествие по ХМАО»
- Познавательное занятие «Что такое красная книга».
-Беседа «Лекарственные растения ХМАО-Югры»
- Беседа «Список растений, занесенных в «Красную книгу ХМАО-Югры»
-Беседа: «Правила поведения на природе»
Просмотр презентаций по теме проекта.
Рассматривание книг, иллюстраций, чтение на тему проекта.
-Рассматривание иллюстраций растений «Красная Книга ХМАО»
-Чтение стихотворений о растениях Красной книги.
- Загадки о растениях.
-Чтение экологических сказок о растениях.
-Чтение Б. Заходер «Серая звездочка».
2. Игровой блок.
Д/И «Кто что ест?».
Цель: закреплять знания о животных севера, чем они питаются.
Д/И «Живое не живое»
Д/И «Подбери пару по тени»
Д/И «Угадай растение»
Д/И «Где мой дом?».
Д/И «Лесные этажи».
3. Творческий блок.
- Рисование «Берегите природу!»
- Аппликация «Защитники природы»
- Рисование иллюстраций растений для изготовления своей «Красной Книги». Поручить родителям собрать иллюстративный материал для создания своей «Красной Книги. Растения».
Презентация проекта проходила в форме фото- и видеоотчета о проделанной работе. Сделано большое количество фотографий как дети …. Так же записано видео, на котором дети рассказывают стихи о природе, растениях родного края.
Продуктом проекта так же стало изготовление своей «Красной Книги. Растения».
Заключительный Диагностика детей,
Формулирование вывода
Перспектива дальнейшей работы Анкетирование родителей