Лучший педагог года

Проект «Давайте беречь природу!»

Валентина Ершова
Проект «Давайте беречь природу!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 "Ласточка"

Проект «Давайте беречь природу

по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.

группа для детей от 6 до 7 лет «Теремок»

Воспитатели: Ершова В. А.

г. Мегион, 2024

Содержание

1. Первый этап – Целеполагание 3

2. Второй этап - Подготовительный этап 5

Публикация «Проект „Давайте беречь природу!“» размещена в разделах

3. Третий этап - Основной. Реализация проекта 6

4. Четвертый этап. Презентация 7

5. Пятый этап. Заключительный 8

6. Список литературы 10

7. Приложение 11

1 этап – Целеполагание

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношения с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на природе – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников знаний о мире природы и развитие интереса к природным явлениям.

Цель: формирование экологической культуры детей, расширение представления о природе родного края и о способах ее сохранения.

Задачи:

- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

- Разработать мероприятия по обогащению знаний, а также по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.

- Формировать познавательный интерес у детей;

-Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;

- Познакомить детей с редкими растениями ХМАО.

- Собрать информацию о растениях нашего края для создания своей Красной книги.

Вид проекта : Познавательно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный (февраль-март)

Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат.

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей в реализации проекта.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.

2 этап - Подготовительный этап

Задачи:

- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологии и её значении.

- Разработать мероприятия по расширению знаний детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, о природе родного края и о способах ее сохранения.

- Создать условия для реализации проекта.

- Мотивировать детей и родителей к участию в проекте.

Для определения уровня сформированности знаний детей 7-го года жизни по экологическому воспитанию, и отношении детей и родителей, по формированию экологической культуры, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения, проводился мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей.

В диагностике участвовало 19 детей.

Результаты диагностики показали следующее:

Высокий уровень- 0 детей

Средний уровень – 6 детей

Низкий уровень - 13 детей

У детей не достаточно сформированы знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе. Также дети не совсем могут объяснить экологические связи в природе.

У детей с низким уровнем практически не сформированы знания о растительности Красной книги ХМАО

Дети слабо развиты знания о природе родного края.

Таким образом, выяснилось, что уровень знаний по экологическому воспитанию, а также экологии родного края недостаточен.

Результаты анкетирования родителей показали, что родители имеют обобщенные представления о важности экологического воспитания у детей 7-го года, в том числе об экологической культуре родного края и о её сохранении.

Поэтому мы решили познакомить детей с редкими растениями ХМАО; Расширить представления о природе родного края и о способах ее сохранения; собрать информацию о растениях нашего края для создания своей книги «Растения ХМАО, занесенные в Красную книгу».

Из опыта работы был выделен проектный метод, который является интегративным и охватывающим все стороны развития детей и родителей.

С результатами мониторинга родителей ознакомили на собрании. Собрание проводилось в форме круглого стола. Родители пришли сами к выводу, что детей необходимо знакомить с экологической культурой родного края начиная с младшего дошкольного возраста. На этой встрече родителям было предложено принять участие в работе по тематике проекта. Между родителями в игровой форме было распределено изготовление наглядностей и альбомов для рассматривания.

Для решения поставленных задач разработали план мероприятий по реализации проекта.

3 этап - Основной. Реализация проекта.

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта включает в себя :

• Работу с детьми.

• Работу с родителями.

Задачи:

- Провести работу по реализации мероприятий проекта «Давайте беречь природу

по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.

- Создать условия для реализации проекта.

Вся работа на этом этапе была разбита на несколько блоков:

1. Ознакомительно – информационный блок.

2. Игровой блок.

3. Творческий блок.

В ознакомительно-информационном блоке внимание детей было направлено на расширение и углубление знаний детей о природе родного края :

-Проводились беседы «Загадочное путешествие по ХМАО»

-Беседа «Лекарственные растения ХМАО-Югры»

- Беседа «Список растений, занесенных в «Красную книгу ХМАО-Югры»

-Беседа: «Правила поведения на природе»

Просмотр презентаций по теме проекта.

-Знакомились с «Красной книгой».

-Во время утреннего сбора дети делились своими знаниями по экологическому воспитанию. Читали стихотворения о растениях Красной книги, и загадывали загадки о растениях. Рассматривали иллюстрации растений «Красная Книга ХМАО». Читали экологические сказки о растениях и Б. Заходер «Серая звездочка».

Пополнили РППС ….

Изготовили игры…

Для активизации познавательного интереса занятия и совместная деятельность всегда проводились в игровой интересной для восприятия детей форме.

Дети с большим интересом слушали и рассматривали альбомы, иллюстрации, сделанные совместно с родителями. Был организован ресурсный круг с родителями. Это настроило всех участников проекта на дальнейшую плодотворную работу.

Содержанием игрового блока стали дидактические и развивающие игры.

В совместной деятельности использовались дидактические игры:

Содержание творческого блока направлено на формирование предпосылок экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством рисования «Берегите природу, аппликации «Защитники природы», рисования иллюстраций растений для изготовления своей «Красной Книги».

4 этап – Презентация проекта

Презентация проекта проходила в форме фото- и видеоотчета о проделанной работе. Сделано большое количество фотографий как дети … Так же записано видео, на котором дети рассказывают стихи о природе, растениях родного края.

Продуктом проекта так же стало изготовление своей «Красной Книги. Растения», содержанием которой стали:

Проведенный отчет способствовал гармонизации детско-родительских отношений, сплочению детей с педагогами и родителями и являлось ярким итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателей.

5 этап. Заключительный этап.

На этом этапе был проведен итоговый мониторинг.

Задачи: определить эффективность проделанной работы; сделать вывод.

Для определения эффективности работы по проекту была проведена контрольная диагностика в форме беседы, которая показала следующие результаты:

низкий уровень развития - 0 детей

средний уровень развития - 6 детей

высокий уровень развития – 13 детей

По результатам диагностики видно, что уровень детей по экологическому воспитанию вырос. Сравнивая первичное и вторичное диагностирование, видно, что дошкольники повысили уровень знаний.

Были достигнуты следующие результаты:

- воспитанники усвоили процессы бережного отношения к природе и экологической деятельности;

- научились быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, результата, проявлять собственные познавательные способности: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;

- проявляют чувство любви к своей Родине, родному краю;

- много узнали о редких растениях ХМАО.

- могут устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень по экологическому воспитанию сведён к минимуму, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

Вывод.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. В период детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

Список литературы:

1. С. Н. Николаева. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010г.

2. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2010 г. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М. Просвещение, 1991г.

3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» : Детство – пресс, 2002г.

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г.

5. Л. Г. Обухова, А. В. Кочерина, А. В. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет». – Москва 2008 г.

6. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с англ. Кабановой. – М. : АСТ: Астрель, 2008г.

7. Материалы интернет – сайтов

Приложение 1

Диагностическая карта по экологическому воспитанию

ФИ ребенка

Вопросы диагностики

1 Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе

2 Знания о растительности Красной книги ХМАО

3 Умение объяснить экологические связи в природе

4 Умение ухаживать за растениями и в уголке природы

5 Знания о природе родного края

Критерии оценивания

1 – знания частичные, справляется только с помощью взрослого;

2 - достаточные знания, справляется с небольшой помощью взрослого;

3 – полные знания, самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста.

Высокий уровень – более 2,6 баллов

Средний уровень – 1,7– 2,5 баллов

Низкий уровень - 0 – 1,6 баллов

Приложение 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

- Да.

- Нет

2. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего края?

- Да.

- Нет.

3. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего края?

- Да.

- Нет.

4. Есть ли у Вас дома животные?

– Нет.

– Да, какие?___

5. Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие?

- Нет

- Да___

6. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?

- Нет.

- Да.

7. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?

- Да.

- Нет.

8. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант___

9. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?

- Высокий.

– Средний.

– Низкий.

– Не знаю.

10. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

– Да.

– Нет.

– Иногда.

11. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?

- Да.

- Нет

12. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?___

Спасибо за внимание!

Приложение 3

План мероприятий по реализации проекта «Давайте беречь природу

по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни, посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.

Этапы Содержание работы с детьми в ДОУ Содержание работы с родителями

Целеполагание Определение целей и задач проекта

Подготовительный

- Определить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста по экологии и её значении.

- Разработать мероприятия по расширению знаний детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, о природе родного края и о способах ее сохранения.

- Создать условия для реализации проекта.

- Мотивировать детей и родителей к участию в проекте. Встреча с родителями.

Мотивирование их для участия в проекте.

Анкетирование

родителей по теме проекта

Консультация для родителей «Формирование предпосылок экологической культуры у детей 7-го года жизни».

Цели: расширить знания родителей о значимости экологической культуры у детей 7-го года жизни. Убедить родителей в важности экологического воспитания.

Основной

- Провести работу по реализации мероприятий проекта «Давайте беречь природу

по формированию экологической культуры у детей 7-го года жизни посредством расширения представлений о природе родного края и о способах ее сохранения.

- Создать условия для реализации проекта.

1. Ознакомительно – информационный блок.

Беседы:

- Беседа о природе родного края «Загадочное путешествие по ХМАО»

- Познавательное занятие «Что такое красная книга».

-Беседа «Лекарственные растения ХМАО-Югры»

- Беседа «Список растений, занесенных в «Красную книгу ХМАО-Югры»

-Беседа: «Правила поведения на природе»

Просмотр презентаций по теме проекта.

Рассматривание книг, иллюстраций, чтение на тему проекта.

-Рассматривание иллюстраций растений «Красная Книга ХМАО»

-Чтение стихотворений о растениях Красной книги.

- Загадки о растениях.

-Чтение экологических сказок о растениях.

-Чтение Б. Заходер «Серая звездочка».

2. Игровой блок.

Д/И «Кто что ест?».

Цель: закреплять знания о животных севера, чем они питаются.

Д/И «Живое не живое»

Д/И «Подбери пару по тени»

Д/И «Угадай растение»

Д/И «Где мой дом?».

Д/И «Лесные этажи».

3. Творческий блок.

- Рисование «Берегите природу

- Аппликация «Защитники природы»

- Рисование иллюстраций растений для изготовления своей «Красной Книги». Поручить родителям собрать иллюстративный материал для создания своей «Красной Книги. Растения».

Презентация проекта проходила в форме фото- и видеоотчета о проделанной работе. Сделано большое количество фотографий как дети …. Так же записано видео, на котором дети рассказывают стихи о природе, растениях родного края.

Продуктом проекта так же стало изготовление своей «Красной Книги. Растения».

Заключительный Диагностика детей,

Формулирование вывода

Перспектива дальнейшей работы Анкетирование родителей

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Давайте любить и беречь нашу планету Земля!»Фотоотчёт «Давайте любить и беречь нашу планету Земля!» Фотоотчёт «Давайте любить и беречь нашу планету Земля!». 22 апреля вся планета отмечала международный День Земли. Этот праздник призывает.

Дидактическая игра «Мы природу любим, беречь её будем!»Дидактическая игра «Мы природу любим, беречь её будем!» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫ ПРИРОДУ ЛЮБИМ, БЕРЕЧЬ ЕЁ БУДЕМ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Экологической.

Инсценировка экологической сказки «Как эколята-дошколята научили мальчика Диму природу беречь» Часто, в своих беседах с детьми, мы затрагиваем тему экологии. Стараемся лишний раз напомнить о правилах поведения в природе. Предстоящая.

Коллективная композиция «Давайте будем беречь планету»Коллективная композиция «Давайте будем беречь планету» Коллективная композиция "Давайте будем беречь планету" На прошлой неделе в нашем районе проходил конкурс "Фестиваль талантливых дошколят".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Давайте беречь природу!»
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 21:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Давайте беречь природу!»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ершова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД