Надежда Луканина
Проект «Цветные недельки декабря»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветные недельки декабря!»
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.
Продолжительность: краткосрочный,4 недели.
Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели
Актуальность: Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Проект „Цветные недельки декабря“» размещена в разделах
- Зима
- Проекты. Проектная деятельность
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на взаимосвязь природы с цветами окружающего мира.
Цель проекта :
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи:
- научить детей видеть красоту окружающего мира, устанавливать зависимость определенного цвета от данной недели месяца развивать воображение и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности, раскрыть свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зимнем месяце декабрь.
- дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!"
- расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
- создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
- учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
- развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
- вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
- развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
- воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней, т. е. чувство эмпатии к родной природе.
Предполагаемый результат:
Дети должны уметь устанавливать зависимость изменений в природе от календарных дней зимы.
Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Участие семей группы в оформлении групповой комнаты в соответствии с цветом недели.
Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
Формы реализации проекта : Занятия. Беседы. Наблюдения. Досуговая деятельность. Игровая деятельность. Исследовательская деятельность. Продуктивная деятельность детей. Чтение художественной литературы.
Содержание работы с детьми.
1 неделя – белая. Белый цвет олицетворяет зиму. Поэтому первую неделю дети и воспитатели встречали в белом. Группа украшена белыми снежинками, гирляндами и украшениями. А дети с удовольствием рисовали зиму, изготавливали поделки «Снежные веточки», рассматривали картинки с зимними пейзажами, придумывали рассказы о красоте зимы.
2 неделя – голубая. В начале декабря замерзают все реки и озера, поэтому эти дни были посвящены воде. Дети с удовольствием проводили опыты с ней, знакомясь с ее разными состояниями, узнали, почему соленая вода не замерзает, а вместе с воспитателем изготавливали разноцветные льдинки и украсили ними деревья на участке. Украшения группы и наряды детей так же сменили белый цвет на голубой.
3 неделя - синяя. Это самая темная неделя в году, когда ночь длиннее дня и так продолжается до 22 декабря. Рисование «Ночное зимнее небо», «Ночной город». А синий цвет в одежде детей и интерьере группы усиливал ощущение темного времени суток.
4 неделя – зеленая. Так как «героиней» Нового года является елочка. Дети узнали много нового о происхождении этого замечательного праздника, о том, как празднуют его люди других стран, а так же изготавливали поделки, гирлянды и украшения соответствующего цвета и использовали зеленый в одежде.
1 неделя – белая.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
• Беседы.
• «Почему мне нравится зима».
• «Почему скрипит снег?»
• «Зачем зимой снег»
• «Откуда идёт снег».
• Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть».
• Просмотр мультфильма «Снежная королева», сказки Бр. Гримм «Госпожа Метелица».
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Дидактические игры: «Найди такую же снежинку», «Сосчитай снежинки», «Найди по следу», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Собери снеговика».
Рассматривание картины И. Шишкин «Зима».
Исследовательская деятельность:
Опыт - «Превращение снега в воду»
Наблюдения:
за изменениями зимней природы во время прогулок за снегом
за трудом дворника;
совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для утепления -«окучивание» снегом корней деревьев.
Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Беседа с использованием мультимедийных презентаций: «Откуда идёт снег».
Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
Разучивание стихотворений «Первый снег» Е. Трутнева,
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Суд над декабрём»
Е. Трутнева «Первый снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
В. Бианки «Лес зимой»,
Э. Успенский «Проказы старухи зимы»,
Е. Трутнева «Первый снег»,
Зарубежная сказка: «Снежная королева»,
С. Иванов «Каким бывает снег»,
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование: «Снежинки-балеринки»,
Конструирование: «Снеговик»
Поделка из природного материала «Снежные веточки» (пенопласт)
Слушание музыкальных произведений «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
П/и «Снежинки и ветер», «Снежная королева», «Снежная карусель», «Двое на снегу».
Развлечение «Снежки».
Народные хороводные игры «Метелица»
2 неделя – голубая.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
Беседы-рассуждения «Пришел мороз - береги ухо и нос».
Беседа по ОБЖ: «Первая помощь при обморожении», «Осторожно, гололед».
Просмотр мультфильмов «Зимние сказки».
Беседы.
• «Как человек помогает зимой животным в лесу».
• «Осторожно! Зимние травмы»
• «Как заботиться о здоровье зимой».
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Дидактические игры: “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах, «Что зимой бывает», «Кто, что делает зимой».
Рассматривание картины Н. Крылов «Зимний вечер».
Исследовательская деятельность: Опыт – «Лед – твердая вода», «Соленая и пресная вода», «Что легче, лед или вода».
С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
Очистить вместе с воспитателем место для ледяной дорожки.
Наблюдения:
за изменениями зимней природы во время прогулок за небом, состоянием деревьев в инее.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Беседа с использованием мультимедийных презентаций: «Одежда людей зимой»
. Чтение художественной литературы:
Сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
Н. Носов «На горке»,
Сказки: «Мороз Иванович»,
К. Ушинский «Четыре желания»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование: «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры», «Деревья в инее».
Аппликация: «Заснеженный дом».
Изготовление цветных льдинок и украшение ними участка детского сада».
Образовательная область «Физическое развитие» :
Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица»,
П/и «Заморожу», «Капельки и льдинки», «Два Мороза».
Катание на ледяных дорожках.
Работа с родителями:
3 неделя - синяя.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
Беседы.
• «Как звери в лесу зимуют».
• «Как зимуют домашние животные»
• «Как человек помогает зимой животным в лесу».
Просмотр мультфильмов «Таежная сказка»
Сюжетно-ролевая игра: «Мы путешественники», «Семья зимним вечером».
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Дидактические игры: «Из чего-какой» (горка из снега-снежная и т. д, «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Наоборот», «Когда это бывает?»
Рассматривание картины: Н. Крылов «Зимний вечер»
Исследовательская деятельность:
Опыт «Откуда берется иней», «Чудесный мешочек» (температура предметов на улице зимой).
Наблюдения: сравнительное наблюдение за продолжительностью светового дня;
- за изменениями зимней природы во время прогулок силой ветра
- за птицами.
Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Беседы с использованием мультимедийных презентаций «Приметы зимы».
. Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Синичкин календарь»
М. Пришвин «Этажи леса»,
Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,
В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью»,
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Рисование: «Зимняя ночь», «Ночное зимнее небо», «Ночной город».
Аппликация: «Узор на зимней шапке»,
Слушание музыкальных произведений «Времена года» П. И. Чайковского.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Дыхательная гимнастика «Дует ветер»
Спортивное развлечение: «Зимние радости»,
П/и «Зайцы и волк», «Бездомный заяц», «День и ночь», «Ловишки парами».
4 неделя – зеленая.
Образовательная область «Социально-коммуникативное» :
Беседы.
«Чем запомнился праздник»
Сюжетно-ролевая игра: «Устроим концерт для ёлочки», «Прощание с елочкой до следующего года».
Просмотр мультфильмов «Щелкунчик», «Двенадцать месяцев».
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Дидактические игры: «Узнай по описанию» (деревья,«Найди ошибки», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
Рассматривание картины К. Юон «Зима в лесу», К. Юон «Русская зима»
Исследовательская деятельность:
Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?», «Как согреть руки».
Наблюдения:
- за деревьями, растущими на территории детского сада;
- за изменениями зимней природы во время прогулки - за солнцем
-за красотой и богатством зимних красок.
Заготовка корма для птиц.
Подкармливание птиц.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «С кем ель дружит», «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу».
Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью»,
Н. Носов «На горке»,
Дж. Крюс «Снеговик на маскараде»
Русские народные сказки: «Заяц - хваста»,
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Конструирование: «Елочка нарядная»,
Свободное творчество - лепка зимнего леса и его обитателей.
Конструирование: «Елочки».
Изготовление новогодней открытки.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»,
П/и «Метелица», «Баба снежная», «Краски», «Горелки», «Ловишки с ленточками».
Работа с родителями:
1. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении каждую неделю снежинок белого, голубого, синего цвета, елочки для украшения личного шкафчика.
2. Подготовка одежды детей к определенному цвету недели.
3. Конкурс семейных новогодних поделок «Зимняя композиция».
4. Оформление папки-передвижки для родителей «Прогулки зимой», «Зимние травмы», «Гололед».
5. Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
6. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
7. Предложить принести корм для подкормки птиц.
8. Папки-передвижки «Зима»,«Новый год для детей», «Как устроить праздник»,
9. Строительство снежных построек
10. Помочь в оформлении группы к Новому году.