Екатенина Новикова
Проект «Что не изба, то терем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Подростковый клуб «Светлячок»
Участники: дети старше 7 лет
Срок реализации:
с 2 июня-15 июня:
с 1 июля-15 июля
Автор:
Новикова Екатерина Алексеевна
педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
г. Кулебаки 2014 г.
Пояснительная записка
Сын железа и каменной скуки. Попирает берестяный рай.
Клюев Н. А.
Публикация «Проект „Что не изба, то терем!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ухудшение состояния здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок, тяжелое положение многих семей, другие неблагоприятные факторы обусловлены нестабильной экономической обстановкой в государстве. Рост подростковой преступности, наркомании и еще ряда социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют об острой необходимости любых, прежде всего, доступных основной массе населения, форм организации досуга и оздоровления детей и подростков во время наиболее продолжительных летних каникул.
Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей. С этой целью в нашем подростковом клубе «Светлячок» ежегодно организуется отдых для всех категорий школьников.
Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Организуемая прогулочная группа в летний период – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Основное содержание работы в прогулочной группе составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая деятельность. Жизнь во время работы группы должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Детей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.
Исходя из этого, был разработан проект «Что не изба, то терем», который направлен на раскрытие творческих способностей личности детей, а главное способствует активизации их познавательной деятельности, оздоровлению как морально, так и физически.
В исследовательскую деятельность вовлекаются дети, у которых нет возможности выехать за пределы района и тогда для саморазвития и самореализации, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию личности внедряется проект по краеведческому направлению, которые позволит совместить приятный отдых с полезными делами.
Работа над проектом «Что не изба, то терем» станет для нас возвращением к истокам и старинным традициям наших предков, отражения их быта в образе русской избы. Мы узнаем много интересного о прошлом и настоящем своего села, о соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. К сожалению, на сегодняшний день происходит утрата традиционной культуры деревянного строительства. В наши дни подлинные русские избы, не перестроенные и не искаженные, сохранились лишь под открытым небом. И наша задача: систематизировать полученные знания, сохранить полученные сведения и самим выполнить макет русской избы. Важно сохранить частицы и следы старины, протянув нить из прошлого в будущее.
Избы на Руси строили испокон веков. Само понятие – Русь – неотделимо от понятия изба. Русская изба – это Россия в малом. Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Для русского человека бревенчатая изба является его изначальным памятником. Изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в избяной печи; это памятное начало русской жизни, её самобытный корень.
Изучая тему «История русской деревянной избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Цель проекта :
организация социально значимой деятельности для детей и подростков, направленной на развитие потребности и интереса изучения истории родного края и гражданско-патриотических качеств.
Задачи:
учиться находить сведения об истории русской избы;
выявить традиции строительства и обустройства русской избы;
воспитание ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому, повышение культурного и интеллектуального уровня ребят;
развивать коммуникативные способности и учить эффективно взаимодействовать с другими людьми;
выполнить макет русской избы, используя полученные при исследовании знания.
Содержание проекта
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап (май)
- изучение интересов детей и подростков;
- разработка проекта;
- выбор семей имеющих большой опыт строительства;
- подготовка материально-технической базы, методической литературы и наглядных материалов;
- формирование прогулочной группы.
Основной этап (июль)
- реализация проекта;
- занятие с методической литературой по работе с детьми и подростками;
- организация и проведение экспедиций и экскурсии;
- фотосъемка домов и элементов народного быта;
- сбор и запись информации о крестьянском быте;
- организация и проведение мастер – класса;
- проведение бесед, анкетирования;
- игровая программа: «Завалинка. Русские посиделки»;
- выполнение макета русской избы;
- ведение документации.
Итоговый этап (август)
- подведение итогов и анализ проделанной работы;
- оформление отчетов о проделанной работе;
-оформление выставки макетов;
- информация в СМИ.
Формы и методы реализации цели и задач
Для достижения поставленных цели и задач мы используем разнообразные формы и методы работы:
-проведение инструктажа по техники безопасности;
- игры на взаимодействие, командообразование;
-экспедиции, фотосъёмки;
-беседы о строительстве и убранстве русской избы;
-конкурсно - познавательные программы;
-коллективно - творческие дела;
- мастер – класс;
- деятельность, направленная на развитие социальной активности;
- выполнение макета русской избы.
Система оценки результативности проекта :
Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей подростков, посещающих прогулочную группу, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамики личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный, изменение уровня асоциальных явлений.
Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:
информационно – констатирующие: анкета, беседа;
поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные, анализ взаимодействия;
оценочные: самооценка, оценка;
продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки поделок, рисунков, посещающих прогулочную группу.
Мы проводим входящую, текущую и итоговую диагностику.
Входящая диагностика.
Входящая диагностика проводится в организационный период.
Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.
Формы:
- анкета «Здоровый человек» (приложение 1)
- диагностические упражнения, например: «Ожидание»
Текущая диагностика
Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.
Формы:
- опросники, тесты
- цветопись
- наблюдение
- социометрия
- беседы
- самооценка, оценка
- выставки поделок, рисунков, акции
Итоговая диагностика
Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта
Формы:
- анкета «Мои впечатления»
- возвращение к «Ожиданиям»
В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.
Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.
Формы:
- наблюдение
- беседа
- самооценка, оценка
Ожидаемые результаты
Результат проекта должен быть положительным для всех. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.
Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:
• увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории своей Малой Родины;
• сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения;
• приобретение опыта получения информации из разных источников;
• формирование нравственных и духовных ценностей являющихся неотъемлемой частью национального характера русского народа;
• укрепление связей между разновозрастными группами детей;
• укрепление здоровья воспитанников.