Оксана Яценко
Физическое воспитание дошкольников. Проект «Аквааэробика в детском саду»
▼ Скачать
Проект «Аквааэробика в детском саду».
Автор проекта. Инструктор по физической культуре МАДОУ ЦРР – детский сад № 10 Яценко Оксана Владимировна.
Участники проекта : инструктор по физической культуре, дети старших групп, воспитатели групп, старшая медсестра, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: учебный год.
Тип проекта : долгосрочный.
Актуальность.
Публикация «Физическое воспитание дошкольников, Проект „Аквааэробика в детском саду“» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка принадлежит физической культуре.
Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом современной жизни у большинства ; слабой мотивацией двигательной активности; низким уровнем представлений о здоровом образе жизни и спорте.
К счастью, современный мир не только всячески способствует ухудшению здоровья человека, в том числе и детей, но и предлагает немало вариантов и возможностей для того, чтобы развиваться и физически укрепляться.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнение каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с этим появилась необходимость поиска наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Выведение занятий плаванием на новый уровень, с использованием технологии аквааэробики, которое проводится с музыкальным сопровождением, дает свой положительный импульс. Дети с большой охотой и желанием выполняют упражнения, которые до этого, может быть, были для них сложными. Поэтому темой моего проекта и стала «Аквааэробика в детском саду».
Цель проекта.
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего до-школьного возраста в развитии плавательных навыков, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта.
Оздоровительные задачи:
• Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей.
• Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения.
• Способствовать профилактике и коррекции нарушений в опорно – двигательном аппарате.
• Способствовать развитию гигиенических навыков.
Образовательные задачи.
• Создавать условия для реализации потребности детей в приобретении необходимых знаний, в повышении двигательной активности.
• Способствовать быстрому рациональному овладению двигательными навыками, используя средства аквааэробики.
Развивающие задачи.
• Способствовать развитию творческих способностей и акватворчества.
• Развивать у детей координацию движений, чувство ритма и умения управлять телом в воде.
• Развивать силу, выносливость, гибкость и ловкость.
Воспитательные задачи.
• Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
• Воспитывать художественный вкус, позитивное отношение к заняти-ям в бассейне.
• Воспитывать чувство товарищества; дать возможность каждому ре-бенку почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников.
Идея проекта. Применение наиболее эффективного педагогического и практического опыта с использованием широкого спектра разнообразных движений в воде (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие, имитационные, статические, танцевальные, плавательные и др.) в горизонтальном и вертикальном положении, объединенных в комплексы с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.
Гипотеза. Физические качества и двигательная активность детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет специально разработанная система упражнений в воде инновационной здоровьесберегающей технологии аквааэробики., способствующая более быстрому, интересному, занимательному способу обучения плаванию.
Предмет. Совокупность средств, методов и методических приемов для развития двигательных умений и навыков в плавании, развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.
Объект. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня плавательной подготовленности детей.
• Расширение кругозора;
• Развитие физических и нравственных качеств;
• Сохранение и укрепление здоровья.
Критерии оценки ожидаемых результатов. Оценка качества обучения плаванию с использованием технологии аквааэробики (диагностика) проводится 2 раза в год в следующих формах:
• наблюдение за детьми в процессе организованной непосредственно – образовательной и дополнительной образовательной деятельности, в индивидуальной работе;
• определение уровня образованности детей (знания и умения);
• выполнение контрольных заданий (тестирование, позволяющих оценить уровень плавательной подготовленности детей на входном и итоговом этапах;
• медицинский контроль за состоянием здоровья детей.
База исследования. МАДОУ ЦРР – детский сад № 10, 2 старшие группы по 10 детей.
Методы проекта. В ходе реализации проекта применялись такие методы как:
• анализ научной литературы, нормативно-правовые и программно
методические материалы, опыт коллег по данной тематике из интернет – ресурсов;
• прямое и косвенное наблюдение;
• опросы, анкетирование, тестирование;
• системный анализ социальных, психолого-педагогических факторов, оказывающих влияние на эффективность проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (выявление и изучение).
2. Основной этап (обобщение и внедрение).
3. Заключительный этап (распространение).
Направления реализации проекта.
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный этап.
Содержание работы. Сентябрь – октябрь 2011 г.
1. Определение темы проекта, обоснование актуальности проблемы.
2. Сбор и систематизация информации по использованию технологии аквааэробики в процессе обучения плаванию старших дошкольников.
3. Постановка целей и задач проектной деятельности.
4. Разработка критериев оценки ожидаемого результата.
5. Создание необходимой предметно – развивающей среды.
6. Выявление уровня информационной лабильности педагогов и родителей.
7. Подбор и оформление наглядно – информационного материала для всех участников проекта.
8. Разрабатывание различных форм деятельности по проекту.
9. Составление плана реализации проекта.
II. Основной этап.
Содержание работы. Ноябрь 2011 г. – апрель 2012 г.
1. Разработка упражнений аквааэробики определенной тематики и разучивание их с детьми в непосредственно – образовательной деятельности (3 комплекса за учебный год) по принципу «от простого к сложному».
2. Разработка конспектов для организованной НОД по плаванию с использованием технологии аквааэробики.
3. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.
4. Вовлечение воспитателей и музыкальных работников к участию в проектной деятельности.
III. Заключительный этап.
Содержание работы. Май 2012 г.
1. Проведение итоговой педагогической диагностики с целью определения уровня знаний и развития двигательных умений и навыков детей в плавании.
2. Систематизация материала о работе над проектом.
3. Подведение итогов реализации проекта.
Структура НОД с использованием технологии аквааэробики.
В связи с использованием технологии аквааэробики были внесены изменения в перспективное планирование непосредственно – образовательной деятельности по плаванию. Структура НОД состоит из трех частей: подготовительной (разминка, основной и заключительной (восстановление).
Разминка необходима для подготовки организма к основной нагрузке. Она состоит из упражнений аэробной направленности и комплексов упражнений. Основу комплексов составляли простые, но вместе с тем разнообразные движения (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие, имитационные, статические, танцевальные, плавательные и др., с предметами и без них, с использованием музыкального сопровождения. С целью лучшего овладения упражнениями, были составлены нетрадиционные комплексы упражнений, которые имеют игровую тематику. Например, «В зоопарке», где надо имитировать движения различных животных; «Лягушата на пруду» - комплекс упражнений с гимнастическими палками с применением ярких масок лягушат и др. Такое начало занятий вызывает эмоциональный подъем и интерес у детей.
Основная часть НОД состоит из упражнений и игр, направленных на развитие двигательных навыков в плавании; развитие физических качеств с использованием специального спортивного оборудования и инвентаря (нудлы, аквакруги, поддерживающие пояса «поплавки», ласты, лопатки, пенопластовые доски).
Заключительная часть НОД предусматривает восстановление дыхания, упражнения на растягивание (водный стретчинг) и расслабление, а также свободное плавание, способствующее психо - эмоциональной разгрузке детей. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя. Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.