Наталья Сватковская
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТОД.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.
В своей педагогической практике я использую метод детского проектирования. Вместе с детьми разрабатываем интересные проекты на самые разные темы. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.
В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
В процессе работы над любым творческим проектом накапливается много вопросов, и я фиксирую детский вопрос или детскую инициативу на листе бумаги. Провожу круглые столы вопросов и ответов детей. Каждый воспитанник может задавать новый вопрос, а мы коллективно обсуждаем ответы на вопросы. Воспитанники высказывают разные версии, варианты ответов. Позже они переводят свои инициативы в идеи («Давайте вырастим бабочку, цветок»). Вокруг одной идеи ребята могут группироваться, выполнять работу сообща. Возникает общий интерес («Нам вместе интересно узнавать что-то новое», взаимная симпатия («Я хочу делать проект с Витей»). Даю возможность ребятам попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта.
С детьми старшей группы мы разработали и реализовали творческий краткосрочный проект «Мой родной любимый край», который посвятили юбилею нашего района.
На первом этапе разработки проекта дети ставили проблему на обсуждение другим детям. В результате совместного обсуждения выдвигали гипотезу, которая подтверждалась детьми в процессе поисковой деятельности.
На втором этапе работы разработали план действий по достижению цели. Сначала проводили общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об истории района, его жителях. Затем фиксировали ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использовали условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задавался второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксировались, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к разным высказываниям детей. Когда все дети высказались, спрашивала: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опирались на свой личный опыт.
На третьем этапе работы дети исследовали, экспериментировали, искали, творили. Для активизации детского мышления предлагалось решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Я старалась создавать такую ситуацию, в которой ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Четвертый этап работы являлся презентацией проекта. Презентация проходила в форме игры-викторины.
Проект «Мой родной любимый край» был реализован в течение пяти недель, на протяжении которых ребята рассматривали альбомы: «Наше родное село», «Животные родного края», читали художественную литературу (рассказы и стихи местных писателей и поэтов, рассматривали картины «Природа родного края», лепили животных нашего края, выполнили коллективную работу - аппликацию «Флаг и Герб».
В период реализации творческого проекта воспитанники посещали мини-музей «Русская изба» нашего детского сада, ходили на экскурсию в районную детскую библиотеку, в краеведческий музей.
Дети, вместе с родителями мастерили куклы-самокрутки «Куклы наших бабушек». Совместно с музыкальным руководителем разучивали национальные игры, танцы, песни, традиции народов, проживающих в нашем селе.
Эффективность проектной деятельности доказана результатами диагностики. По ее результатам можно сделать вывод, что у детей развиты познавательные и коммуникативные навыки. Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к поисковой деятельности.
Использованная литература:
Дошкольное воспитание №11-2011год
Дошкольное воспитание №12-2012год
Ребенок в детском саду №3-2012 год