Валентина Каткова
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала дошкольника. Конспект открытого занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Коммуникация:
-формировать умение называть слова противоположные по смыслу,
-развивать словарь посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов.
Познание:
-способствовать развитию любознательности детей,
-поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира,
-побуждать детей к созданию образа на основе схематичного изображения предметов.
Социализация:
-помочь детям понять поставленную воспитателем игровую задачу,
Публикация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала дошкольника, Конспект открытого занятия по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-упражнять в классификации предметов по признаку «холодный», «горячий», «холодно-горячий», включать в процесс решения творческих задач,
-вовлекать детей в игровые и практические ситуации эмоционального сопереживания.
Безопасность:
-совершенствовать знания детей о безопасном поведении в быту, воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.
Материал:
Игрушка - Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; карточки со схематичным изображением различных фигур – утюг, свеча, фен, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки – синяя, красная, сине-красная.
Ход НОД
Воспитатель – Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?
Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.
Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.
Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.
Д/и «Назови слово, противоположное по значению».
Воспитатель – Мяч большой, а это?
Дети – Маленький.
Воспитатель – Игрушка грязная, а эта?
Дети – Чистая.
Воспитатель – Полотенце мокрое, а это?
Дети – Сухое.
Воспитатель – Диван мягкий, а ножки?
Дети – Твердые.
Воспитатель – Кукуруза шершавая, а помидора?
Дети – Гладкая.
Воспитатель – Ленточка широкая, а эта?
Дети – Узкая.
Воспитатель – Фотография девочки грустная?
Дети – Веселая.
Воспитатель – Как поступил Степашка? Он ведь все разобрал!
Дети – Плохо.
Воспитатель – Как мы поступили? Мы все убрали!
Дети – Хорошо.
Воспитатель – А это что за конверт?
Воспитатель открывает конверт и показывает картинки с изображением фигурок, которые могут восприниматься как деталь или контурное изображение.
Д/и «На что похоже» (Дети стоят).
Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.
Воспитатель – В этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.
Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.
Степашка – Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.
Воспитатель – Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)
- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.
- Что это такое? (Находит лед)
- Какой он, если его потрогать?
Дети – Холодный.
Воспитатель – А это что такое? (Находит уголек)
Дети – Уголек.
Воспитатель – Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)
Воспитатель – Можно потрогать руками раскаленный уголек?
Дети – Нет.
Воспитатель – Почему нельзя?
Дети – Можно обжечь ручки.
Воспитатель – А можно положить лед и уголек рядом?
Дети – Нельзя.
Воспитатель – Почему нельзя?
Дети – Уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель – Правильно, уголек потухнет, а лед растает.
Воспитатель – Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы – на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)
Воспитатель – А это что такое?
Дети – Молоток.
Воспитатель – На какую салфетку мы его положим?
Дети – Синюю.
Воспитатель – Почему?
Дети – Молоток холодный.
Воспитатель достает утюг.
Воспитатель – И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?
Дети – Синий.
Воспитатель – А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим?
Дети – Когда он включен в розетку.
Воспитатель трогает утюг, обращает внимание детей на то, что подошва горячая, а ручка – холодная.
Воспитатель – Куда же нам его поставить?
Дети – На сине-красную салфетку.
Воспитатель берет в руки фен, включает его, обращает внимание детей на то, что воздух идет горячий.
Воспитатель – На какую салфетку нужно положить фен?
Дети - На сине-красную салфетку.
Воспитатель – Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?
Дети – Это свеча.
Воспитатель – Потрогайте, какая она?
Дети – Холодная.
Воспитатель – На какую салфетку поставим свечку?
Дети – На синюю.
Воспитатель – А бывает свеча горячей?
Дети – Когда горит огонек.
Воспитатель – Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?
Дети – Красно-синюю.
Воспитатель – Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку).
Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.
Воспитатель- Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?
Дети – Нужно потрогать.
Воспитатель – А глазками можно увидеть?
Дети – Да, поднимается пар.
Воспитатель – Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку чтобы он согрелся. (Чай заваривается)
Воспитатель – Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывает горячим и холодным, и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.
Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.
Воспитатель – А у меня и конфеты к чаю есть.
Дети пьют чай.
Используемая литература:
1. Л. А. Венгер. О. М. Дьяченко. «Угадай как нас зовут». Москва. «Просвещение». 1994
2. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». Москва. «Просвещение». 1995
3. А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва. «Просвещение». 1985
4. О. В. Дыбина. Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. «Неизведанное рядом». Творческий центр. Москва. 2001