Екатерина Симакова
Проект «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ»
(МБОУ «ПРОГИМНАЗИЯ»)
Методическая разработка
«Природа родного края»
(старший и подготовительный дошкольный возраст)
Подготовила:
методист, Симакова Екатерина Олеговна
г. Сургут, 2013 г.
Актуальность.
Публикация «Проект „Природа родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит : «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю,
формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить?
Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае. Воспитание любви к малой родине, интереса и уважения к родному краю и искусству народов севера. Бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края. Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Образовательные:
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
познакомить детей с символикой Югры, историей и культурой. Дать представление о растительном и животном мире Югры.
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину.
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Этапы:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – организационный:
- реализация проекта на базе старшей группы МБОУ «Прогимназия», г. Сургут.
III этап – итоговый:
- альбома «животные и растения Югры»,
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу», рисунки.
Формы и методы реализации:
• рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о родном крае, раздаточный материал.
• практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
• Мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.
Ожидаемые результаты:
• рост познавательной активности у воспитанников;
• формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
• развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
• возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
умение видеть окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей.
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
Воспитанники должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.
Перспективный план мероприятий.
№
п/п Мероприятия с воспитанниками Мероприятия с родителями
1. Беседа: «Символика родного края»
Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. Предложить родителям список познавательной литературы.
2. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем!»
Цель: закрепить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Познавательная и художественная литература об истории ХМАО, выставка.
3. Рисование: «Наш город».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Сургута. Воспитывать любовь к родному городу.
Порекомендовать
провести городскую
экскурсию
«Достопримечательности города»
4. «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
Цель: уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках,
питании и способах приспособления к суровым условиям.
Поручить родителям
изготовление масок
оленей, волка, совы.
Предложить
родителям
собрать
художественную
литературу о природном мире края.
5. «В гости в хантыйский чум»
Цель: познакомить детей с бытом и традициями северных
народов - ханты, обогащать знания через национальный
фольклор, развивать познавательный интерес
6. Практические работы - рисунки и поделки на тему «Природа родного края» Помощь родителей в оформлении работ
7. Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов».
Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, память, сообразительность.
8. Рисование: «Наши леса и реки».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Сургута. Воспитывать любовь к родному городу.
Оформление выставки: «Мой родной край Югорский».
9. Чтение художественной литературы: «Памятные узелки» Евгения Пермяка.
Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к природе и природным богатствам.
10. Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник».
Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».
11. Беседа: «Черное золото Югры».
Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской. Участие родителей в викторине: «Моя родина».
12. Дидактическая игра: «Профессии жителей Югры»
Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. Родители о своих профессиях
13. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!»
Цель: стихи и песни о родном крае, растительном и животном мире, людях и их профессиях. Участие родителей в литературном вечере.
Литература
1. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
2. Сикорская Г. П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд. : «Учитель», 2009.
4. Царенко Т. М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.
5. «Мир животных и растений Югры» «Сократ», Екатеринбург 2009 г.
6. Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.
7. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
Интернет ресурсы
8. https://festival.1september.ru
9. https://www.maam.ru
10. https://numi.ru/
11. https://zanimatika.narod.ru