Ольга Воробьёва
Приложение к программе «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение к программе
Игровые дыхательные упражнения
1.«Цветочный магазин» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос.
1. «Свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха на пламя свечи.
2. «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха.
3. «Погашу свечу» -тренировка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением : фу,фу,фу.
4. «Насос» - длительный выдох с произнесением звукосочетания «пшшшш…»
5. «Назойливый комар» - продолжительный выдох с произнесением «зззз…»
6. «Проколотый мяч» - «сссс…»
Публикация «Приложение к программе „Говорушки“» размещена в разделах
КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
СЕНТЯБРЬ 1. Вдох через нос, выдох через нос. (8 – 10 раз).
2. Вдох через нос, выдох через рот. (8-10 раз).
3. Упражнение «ФОКУС» :
(Ватка лежит на носу, сдувание её воздушной струёй. Ватка летит вверх.)
4. Упражнение «ПОДУЙ» (листик, птички).
ОКТЯБРЬ 1. Вдох через нос, выдох через рот (8-10 раз).
2. Резкий вдох через нос, плавный выдох через рот. (8-10).
3. Вдох через рот, выдох произнося звуки : «А, О, У, Ы»-протяжно, зажав нос руками.
4. Упражнение: «ПОДУЙ» (бабочки, шторки).
НОЯБРЬ 1. Вдох через нос, выдох через рот. (8-10 раз).
2. Резкий вдох и выдох через нос с поворотом головы, руки скрестить на груди (10 раз).
3. Глубокий вдох и выдох через нос. (8-10).
4. Упражнение: «ПОНЮХАЙ» (цветок, фрукты и определи).
ДЕКАБРЬ 1. Вдох через нос, выдох через рот (с поворотом головы).
2. Вдох через нос, выдох через рот с поднятием и опусканием головы.
3. Вдох через рот и выдох на гласные «А-О-У-Ы»-протяжно.
4. Упражнение: «ПОДУЙ» - на воде: «Лодочка плывет», «У кого быстрее».
ЯНВАРЬ 1. Вдох через нос, выдох через рот. (8-10 раз).
2. Поочерёдный вдох через одну ноздрю, выдох через другую. (8-10 раз).
3. Вдох через рот, выдох через рот на звуки «А-О-У-Ы», зажимая ноздри.
4. Упражнение на успокоение дыхания: руки через стороны вверх, опустить (8-10 раз).
ФЕВРАЛЬ 1. Вдох через нос, выдох через нос. (8-10 раз).
2. Руки скрестить на груди с наклоном: вдох- выдох (8-10раз).
3. Сидя на стуле, руки на коленях: развести руки в стороны- вдох, руки на колени- выдох. (4-5 раз).
4. Упражнение» ПОНЮХАЙ». (лимон. лук).
МАРТ 1. Вдох через рот, выдох через нос (8-10 раз).
2. Руки скрестить на плечах. Повороты головы влево- вправо резкий вдох. (8-10 раз).
3. Сидя. Руки на пояс, наклоны впереди. Вдох через нос, выдох через нос. (8-10 раз).
4. Сидя. Руки вверх- вдох, вниз- выдох., вдох и выдох через нос (8-10 раз).
АПРЕЛЬ
1. Резкий вдох через нос, плавный выдох через нос. (8-10 раз).
2. Руки на поясе. Повороты в стороны. Вдох-выдох через нос. (8-10 раз).
3. Руки на пояс. Наклоны вперед- резкий вдох, выдох плавный через нос. (8-10 раз).
4. Поочередно закрывать ноздри: вдох-выдох через нос. (8-10 раз).
МАЙ Повторить комплекс за октябрь
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком, с ложкой, бинтом, с водой,
Игры и упражнения для развития силы голоса:
1. «Гудок» - подражание гудку поезда.
У - громко;
у - тихо;
у-у – переход от тихого к громкому произношению без паузы;
у-у – переход от громкого к тихому произнесению без паузы;
ууууу – громко, в одной тональности, не меняя звучания.
2. «Плач ребенка»
А – громко;
ааа – без паузы;
а – тихо.
3. «Укачивание куклы»
ААА – громко, в одной тональности;
ааа - тихо, в одной тональности.
4. «Мычание коровы»
МУ – большая корова;
му – теленок.
5. «Рычание собаки»
РРРР – большая собака, громко;
Рррр – маленький щенок, тихо.
6. «Эхо»
АУ – громко;
ау – средне;
ау – тихо.
Работа над высотой и тембром голоса (И Г Р О В Ы Е У П Р А Ж Н Е Н И Я)
1. «Самолет» у у
у у
у у
2. «Лай» ав ав
ав ав ав
3. «Мычание» му
му му
4. «Стон» м м ой
м м м ой ой
ой ой
ой ой
5. «Плач» а а
а а а
6. «Гудок» ууу у у
ууу ууу у у у
7. «Жук» ж ж ж
8. «Комар» з з
з з з
9. «Укачаем куклу» а а а а
а а а
10. «Кукушка» куку куку
куку куку куку
11. «Мяуканье» мяу мяу
мяу мяу мяу
12. «Часы» так так
тик тик
13. «Петух» ку ….ка… ре… ку
В нашем театре существуют следующие разновидности:
1. Перчаточный театр.
2. Пальчиковый театр.
3. Кистевой театр.
4. Настольный театр.
5. Кукольный театр.
Прежде чем приступить непосредственно к работе над текстом, очень важно разобрать и поговорить о сюжете, героях. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев рук, кисти. Некоторые упражнения осуществляются с куклой, или пальчиковыми куклами (повороты, движения различные и т. д.)
Литература:
1Алмазова Е. С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей». М., «Просвещение»,1973год
2. Горбушина, Николаичева. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста» М. «Просвещение» - 1983.
3. Стрельникова «Методика дыхательной гимнастики».
4. Хватцев М. Е. «Работа с дошкольниками». «Дельта» С. Петербург. «Аквариум», М. 1996.
5. Нищева Н. В. «Коррекция речи у детей с ОНР». С. Петербург «Детство-пресс» 2001.
6. Лопухина И. «Речь. Ритм. Движения». «Дельта». – С. Петербург. 1997.
7 Сметанкин А. «Учитель здоровья». Дыхание по Сметанкину. СПб.
8. Сергеенко Г. Н. «Учимся, говорим. Играем». Воронеж. – 2006.
9. Кондрыкинская Л. А,. Вострухина Т. Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. М. ,2006год.
10. Иванова К. В. и др. Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Сценарии спектаклей. М., 2008год.
11. Танникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников».
12. Аксенов Р. И. «Искусство художественного слова». М. 2001.
13. Алябьева Е. М. «Развитие воображения и речи». М. 2005.
14. Боголюбская М. К. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М. 1998.
15. Речевой материал.
Русские народные сказки для инсценировки «Теремок»,»Колобок», «Бычок-смоляной бочок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», и др., Сказки А. С. Пушкина. ,сказки К. Чуковского««Муха-Цокотуха» и др.
Стихи поэтов Адыгеи (Чуяко, Машбаша и др., потешки русского народа, стихи русских поэтов : С. Есенина, Сурикова и др.