Тарасенко Надежда Олеговна
Кружок детского творчества для дошкольников «Мастерская чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество один из основных источников радости.
Программа кружка «Мастерская чудес» имеет художественно- эстетическую направленность.
Программа не имеет аналогов, т. к. не только прививает умения и навыки работы с различными текстильными и поделочными материалами, но и способствует формированию экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка. Отличительной особенностью ее является использование нестандартных техник и материалов, такие как: рисование (ладошками, пальцами, штампами, тычками, множество видов аппликации, лепка из пластилина, глины и теста, использование разнообразного природного и бросового материала (шишки, ракушки, желуди, веточки, мох, камешки, пуговицы, нитки, крупы, ватные палочки и диски, одноразовая посуда, пластмассовый бросовый материал и др.)
Публикация «Кружок детского творчества для дошкольников „Мастерская чудес“» размещена в разделах
Актуальность.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Педагогическая целесообразность.
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек педагог активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира. Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Цель программы:
Воспитывать по средствам художественно творческой деятельности гармоничное, разностороннее образование детей, ориентируя их на творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи программы:
•Развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно.
•Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
•Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
Для реализации задач используются следующие методы и приемы:
• Использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы).
• Применение нетрадиционных техник и материалов.
• Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики.
• Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей.
• Рассматривание видео, иллюстраций, игрушек, предметов быта.
Данная программа включает системное тематическое планирование из (Кол-во) занятий для реализации задач художественно-творческого развития детей 3-7лет.
Тематический план:
Месяц Тема
Октябрь «Щедрая осень»
Ноябрь «Мой дом. Моя улица»
Декабрь «Зима. Новый год»
Январь «Братья наши меньшие»
Февраль «Зоопарк. 23 февраля»
Март «Весна. 8 марта»
Апрель «Планета Земля. Пасха»
Май «Цветы и насекомые»
Все занятия взаимосвязаны, содержательны, на близкой и любимой детьми тематике. Рисование «вооружает» графическими и живописными техниками для передачи своих впечатлений об окружающем мире.
Лепка позволяет моделировать объемные предметы («как настоящие»).
Аппликация через силуэты позволят увидеть обобщенную форму предметов в их разнообразии.
Метод сотворчества способствует организации обучения в игровой форме и получению эффективного радующего результата.
Ручной труд (художественная деятельность «нетрадиционные техники») развивает умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Формирует интерес к работе, готовность взяться за нее.
Работая с различным материалом, педагог знакомит с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью и т. д. Ребенок творит, фантазирует, создает образы, используя в своих работах соленое тесто, пластилин цветную бумагу. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
План чаще всего предлагается педагогом, так как основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Количество занятий рассчитано на учебный год по два раза в неделю. По времени занятия длится не более 45 минут (подготовка к занятию, теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, физкультурные минутки или пальчиковые игры, анализ результатов, уборка рабочего места). Занятие проводится во второй половине дня.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Дошкольник будет знать :
•«Нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации (согласно разделу программы, способы создания изображения.
•Явления и объекты природы, произведения искусства.
•Основные цвета и некоторые оттенки, формы, проявления величины, пространственные отношения.
•О некоторых предметах народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы из которых изготовлены некоторые предметы.
•Некоторые элементы росписи; различают скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления.
Дошкольник будет уметь :
•Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы.
•Создавать изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм.
•Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы) способы создания изображения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.
В течение года проводятся тематические выставки.