лариса кочемирова
Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
1 слайд: Тема: «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности».
2. Актуальность:
Игра дает возможность моделировать разные ситуации, искать выход из конфликтов, обогащать социальный опыт. Социализация- это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и правил. Игра, являясь любимой естественной деятельностью ребенка, помогает ему адаптироваться в сложном мире социальных отношений.
Публикация «Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности» размещена в разделах
Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребенок, и взрослый конструирует самих себя, стараются быть лучше.
3слайд: На сегодняшний день можно констатировать, что детская игра стала другой, изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших к младшим, теперь редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов. В настоящее время игры можно разделить на три основные группы: сюжетные, игры с готовым содержанием и правилами и социально-ориентированные игры.
4 слайд: К сюжетным играм относятся:
- театрализованные (игры-имитации, игры-драматизации);
- сюжетно-ролевые;
-режиссерские.
В сюжетных играх решается основная проблема детства - поиск своего места среди взрослых людей. Через сюжетную игру ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру, ищет для себя новые возможности. В ней отражаются представления ребенка об окружающем мире: мире вещей, людей и человеческих отношений. Развивается творческая активность: выдвижение творческих идей; придумывание разнообразных сюжетов игр, оригинальных замыслов.
5 слайд: К играм с готовым содержанием и правилами относятся:
- дидактические («Чего не стало», «Что лишнее», «Найди отличие»)
- настольно-печатные («Лото», «Домино», «Пазлы», «Шашки»)
- подвижные («Третий лишний», «Волк-волчок», «Жмурки»)
- речевые («Добавь словечко», «Придумай слово», «Скажи наоборот», «Назови ласково»)
-сферу социального развития детей обогащают игры региональной направленности - «Дома бывают разные», «Наш детский сад», «Моя семья», «Кто на Севере живет», «Тетера», «Мой мачтовый город», «Улицы нашего города»). Систематическое использование этих игр помогает мне развивать у детей мышление, внимание, память, связную речь. Подвижные игры использую для развития быстроты реакции, выносливости, ловкости, координации движений.
6 слайд: В наше время наиболее актуальными являются социально-ориентированные игры. В этих играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение Тем самым у ребенка формируется ориентировка в пространстве, интеллектуальные способности и эмоциональная сфера. Эти игры можно разделить на пять групп:
1. Игры- упражнения для рабочего настроя. Они вводятся в ходе какой-либо совместной деятельности для ликвидации споров и враждебности. Это такие игры, как «Поймай мышку», «Колокольчик», «Руки-ноги», «Замри».
2. Игры-упражнения для игрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (счет, ассоциации и другие). Такие игры, как «Волшебная палочка», «Назови предмет на заданный звук», «Перешагни через веревочку»
3. Упражнения для разминки – разрядки. Они помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях при переключении с одного вида деятельности на другой («Гусеница», «Прогулка с компасом», «Магазин вежливых слов»)
4. Игры-упражнения для творческого самоутверждения. Они оказывают стимул для развития индивидуальности каждого ребенка. («Разрезные открытки», «Кузовок», «Соберемся вместе»)
5. Вольные игры (на прогулке). Их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижения. («Разведчики», «Следопыты»)
7 слайд: Социально-ориентированные игры условно называют «взрослыми играми для детей». Эти игры имеют ряд особенностей:
- коллективный характер деятельности (включение в игру, как исполнителей, так и зрителей, это способствует развитию интеллекта детей.
- актуальность содержания (игра должна носить острый наступательный характер, это позволяет создать основу для интеллектуального, культурного и нравственного развития ребенка.
- педагогический подход к распределению ролей (прием «статусной терапии», когда дошкольника с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственно-одаренным ребенком, это помогает быстрее, чем обычно решать проблемы)
- такая игра не спектакль, ее нельзя репетировать, эта игра «одноразовая», зависит от творчества и импровизации участников.
В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.
8 слайд: Следует придерживаться следующих правил при проведении социально-ориентированный игр :
1. Будьте партнером в детской игре. Воспитатель нужен для организации новой интересной деятельности. Дети любят воспиателя-выдумщика.
2. Станьте равноправным участником игры, умеющим ошибаться и выбывать из нее наравне с другими.
3. Искренне увлекайтесь игрой, смейтесь, огорчайтесь, волнуйтесь вместе со всеми.
4. Порадуйтесь любому ответу ребенка – правильному или неправильному, неправильный попробуйте перевести в другое русло.
5. Умейте радоваться шуму. Он является результатом активности и будущих удач.
9 слайд: Социальный опыт приобретается ребенком постоянно, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Условием успешного социального развития дошкольника является разнообразное общение с взрослыми и сверстниками. Ребенка привлекает мир людей, человеческих чувств и отношений. Он пытается осмыслить свои впечатления, понять причины, высказать свое мнение. Не случайно дети рассказывают воспитателю о своей семье, о просмотренных фильмах и передачах. Ему хочется получить ответы на волнующие его вопросы, утвердится в правильности своих предположений, выводов. В старшем дошкольном возрасте продолжаю обогащать игровой опыт детей, обеспечиваю дальнейшее развитие самостоятельности в играх, интерес к новым видам игр, развиваю игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумываю сюжеты, ролевые диалоги.
Обращаю внимание на коммуникативную активность детей, этому способствует:
- общение;
- беседы;
- несложные, интересные роли, требующие вступления в диалог,
- игровые ситуации.
10 слайд: В нашей группе имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Дети с удовольствием используют их по своему желанию, объединяясь в свободное от занятий время. Различные виды театра помогают детям общаться, развивают интонационную выразительность, мимику и жесты.
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дают детям возможность разнообразить игру знакомыми сюжетами из жизни, темами из прочитанных произведений писателей и поэтов. Очень радует, когда в процессе игры ребята просят друг у друга прощения, здороваются, благодарят.
11 слайд: Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям. Через игру стараюсь добиваться следующих результатов от детей:
- контролировать свое поведение;
- договариваться в процессе игры;
- выполнять простые правила;
- устанавливать контакты;
- поддерживать разговор;
- сотрудничать с взрослыми.
12 слайд: Свое выступление хочу закончить словами известного педагога Владимира Георгиевича Марца:
«Игры для ребенка – это все. В играх он упражняет свое тело, игры затрагивают его духовную деятельность. Ребенок играет во все минуты жизни, даже тяжелые условия не мешают ему играть. Платон назвал игру радостью богов».
13слайд: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.