Наталия Курабцева
Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств, он готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать и т. п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. Формирование полноценного восприятия окружающего мира - сенсорное воспитание. Его задача - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов.
Публикация «Представляю свой обобщенный опыт по формированию понятия величина у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
У детей с отклонениями в развитии сенсорика отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Это объясняется некоторыми особенностями: у проблемных детей чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. У таких детей потребность в общении развивается очень медленно, иногда не возникает совсем. Характеризуется большими трудностями в поведении, отсутствием внимания, слабой и не координированной моторикой. Из-за нарушений коммуникативной функции такие дети испытывают трудности в общении друг с другом. Часто не воспринимают словесные инструкции, не могут действовать по подражанию и образцу, поэтому действия с предметами выполняются совмещено, т. е. взрослый действует с предметами руками ребенка.
Основной целью воспитательной работы в таких группах является коррекция психофизических дефектов, подготовка детей к школьному и трудовому обучению и к адекватному включению в окружающую социальную сферу. Чтобы помочь таким детям полнее воспринимать окружающий их предметный мир и тем самым реализовать программу социальной адаптации, очень важно на протяжении всего учебного года уделять внимание развитию у детей умения различать предметы по их основным признакам, с учетом возможностей каждого ребенка.
Большой трудностью в обучении является то, что таких детей трудно побудить к действиям и привлечь их внимание, поэтому большое значение необходимо уделять воспитанию внимания детей к предметам и действиям с ними путем игровых и эмоциональных приемов.
После того, как ребенок научился видеть предмет - учить фиксировать его внимание на одном изучаемом признаке — например, на величине. Величину ребенок учится различать практически. Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. В процессе действий с игрушками проблемный ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным.
Зная особенности детей моей группы - отсутствие интереса к каким - либо действиям, нежелание принимать игры, предлагаемые другими и т. п., надо стараться вызвать у детей непроизвольный интерес, либо яркой игрушкой, либо звуком колокольчика, погремушки, музыкальной игрушки и т. п., чтобы можно было начать действие с предметом. Очень важно заинтересовать ребенка, вызвать желание играть с дидактическим материалом, создать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
При действиях с предметами используются разнообразные приемы руководства: вначале утвердительные формы предложений : «Это большой мяч», «Это маленький мячик» и т. п. Затем содержание в вопросе утвердительного ответа: «Это большой мяч?» (показывая на большой мяч)
«А это маленький?» ( при ошибке используется прием отрицания: «Это не большой, а маленький» и т. п.). Выбор предметов из двух контрастных величин.
Цель этих упражнений - фиксировать внимание детей на величине предметов.
Из-за ограниченных возможностях детей, восприятие нового, подборка пособий на первый период работы была сделана так, чтобы в них был выделен только один признак - величина. Дети с отклонением в развитии часто не видят сходства или различия одного и того же предмета, поэтому приходится довольно долго работать в этом направлении. После того, как ребенок научился правильно выделять величину (это большой, это маленький, используются игры и упражнения с усложнениями.
Чтобы детям не надоедали однообразные упражнения, на одно задание используются разные пособия. К следующим упражнениям переходить тогда, когда ребенок полностью усвоит предыдущие упражнения. Самое важное, чтобы у детей возникали положительные эмоции при восприятии материала.