Ирина Тормозова
Предметно-развивающая среда в педагогике по Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, к которыми ребенок действует по подготовленной учителем программе. Педагог не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном коврике или столике, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.
Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, который учитель создает, исходя из психологических потребностей ребенка. Эта среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА
Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки, ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ
Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо с вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям. Мы поможем организовать Вам пространство для жизни вашего малыша с наибольшей пользой.
Для этого, мы предлагаем вам ознакомиться с перечнем (номенклатурой) материалов, которые помогут вам создать домашнюю развивающую среду в духе педагогики Марии Монтессори.
Предметы для развития движений и умения владеть своим телом:
1. Деревянная кроватка с 'заборчиком'
2. Высокий детский стульчик с низенькой табуреткой
3. Детский столик и два стульчика
4. Машинка-бегунок
5. Деревянный детский велосипед без педалей
6. Домашний маленький трехколесный велосипед
7. Качели без спинки
8. Спортивные детские кольца
9. Спортивный канат с узлами
10. Лесенка с 5-8 ступеньками
11. Горка
12. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке
13 Мячи большие и маленькие
14. Детские деревянные брусья для первых самостоятельных шагов
15. Деревянная лесенка с широкими ступеньками с двух сторон
16. Большая ванна или надувной бассейн для плавания и игр в воде
17. Жесткие и мягкие коврики для ползанья
18 Тактильная дорожка
19. 'Линия' на полу для координированного движения
20. Низкие мягкие кресла 'мешки'
21. Подушки, перинки и маты для кувыркания
Предметы для развития умений практической жизни:
1. Детская вешалка для одежды
2. Детская полка для обуви
3. Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок
4. Детские совки для обуви
5. Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)
6. Зеркало и расческа
7. Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста
8. Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук
9. Предметы для пересыпания зерна ложкой
10. Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд
11. Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд
12. Губка в тазике для выжимания
13. Предметы для открывания и закрывания крышек
14. Предметы с застежками : с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками
15. Предметы для уборки стола
16. Предметы для подметания мусора на полу
17. Детские чашка, кружка, стакан, пиала
18. Детские вилка, ложка, нож
19. Нож для резанья банана
20. Нож для чистки огурца
21. Предметы для мытья посуды
22. Лейка для полива комнатных растений
23. Предметы для посадки семян
Специальные материалы для развития мелкой моторики:
1. Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т. д.)
2. Крупные натяжные деревянные бусы: некрашеное дерево и деревянные формы основных цветов (шары, призмы, пирамиды, кубы, овоиды)
3. Прищепки в корзинке
4. Деревянные формы для нанизывания на шнурок
5. Большие и маленькие стаканчики-вкладки
6. Деревянные 'гвоздики' с молотком
7. Простейший пластмассовый конструктор 'Lego'
8. Пирамидки разных форм и размеров
Предметы, помогающие развитию сенсорики (зрения, слуха, тактильного и стереогнотического чувства) :
1. Блоки цилиндров
2. Розовая башня
3. Деревянные кубики
4. Дощечка с тремя вкладками
5. Деревянные пазлы с картинками и геометрическими формами
6. Кубики Никитина 'сложи узор'
7. Игра в 4 шарика
8. Карандаши в цветных стаканчиках
9. Деревянный ящик с фигурными вкладками
10. Натяжные бусы из деревянных форм
11. Натяжные бусы из тактильных мешочков
12. Корзинка с лоскутками
13. Объемные формы и их проекции
14. Колокольчики и бубенцы
15. Бубны и ксилофоны
16. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм и пр.
Специальные предметы для развития языка :
1. Материал 'предмет-картинка' (домашние и дикие животные)
2. 'Говорящие' зверушки
3. Шершавые буквы и слоги (некоторые)
4. Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)
5. Рулон бумаги и мелки для рисования
6. Книжки-картинки
Вальдорфская педагогика
Цели и задачи:
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.
Основой Вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.
В первые 3 года своей жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т. е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра, ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Задача вальдорфского образования – разностороннее обучение малыша. Такое обучение, когда затронуты и голова, и сердце, и руки. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Таким образом, в учениках формируется внутренняя потребность к познанию, что позволяет отказаться от системы соревновательных оценок и показателей.