Елена Игнатова
Предметно-развивающая среда в группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационный подход к созданию
предметно-развивающей среды
в ДОУ»
В группе «Солнышко» осуществляется работа по созданию предметно-развивающей среды, так как идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.
Публикация «Предметно-развивающая среда в группе» размещена в разделах
В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Для оформления стен используются светлые пастельные тона, подобрана мебель естественных оттенков, предметы которой гармонируют друг с другом, все оформление в группах исполнено в едином стиле. Предметно-пространственная среда ориентируется на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде отводится ее наполнению. Практические материалы, игры, разрезные картинки по классификации помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы Детство. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.
Например, центры экологического воспитания сочетаются с уголками уединения и отдыха детей.
Зонирование четко продумано, и создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «мини-лаборатория»- подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов-игр и так далее. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Для конструирования выделили отдельное место - мастерскую, где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве.
— «Центры социально-эмоционального развития» вместе с декорациями, масками, костюмами разрешают быстро создать театральную сцену, сказочный замок и т. д. Также в центре представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.
Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагается недалеко друг от друга. Ширмы помогают в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими воспитателями и родителями. Здесь же располагаются полка с книгами. Все материалы периодически обновляются. Выделен «Центр детского творчества» Детские работы присутствуют в оформлении, как групповых комнат, так и на выставочных стендах. Имеется широкий спектр изобразительных материалов для свободного пользования детьми.
Одним из важнейших условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды. Организация развивающей среды играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе.
Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе созданы «иследовательские центры», состоящие из уголка природы и места для детского экспериментирования и опытов с оборудованием и материалами. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.
Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия.
«Центры познавательного развития» сформированы с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа. Подобранный наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов.
«Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций игровую и, в какой-то степени, театрализованную деятельность, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.
Очень нравиться малышам дидактический стол, где они могут выбрать себе игру по желанию. Особенность нашего центра состоит в том, что игровые занятия проходят на самом современном уровне, с применением призентаций, направлены на развитие познавательных, музыкальных и математических способностей малышей.