наталья ценарёва
Предметно-развивающая среда в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития личности ребёнка необходима предметно-развивающая среда, как один из важнейших факторов, при этом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
— она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
— необходимо гибкое и вариативное использование пространства;
Публикация «Предметно-развивающая среда в ДОО» размещена в разделах
— дизайн детского сада должен быть ориентирован на безопасность и возраст детей;
— элементы декора должны быть легко сменяемыми;
—в каждой группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности;
— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
— пространство группового помещения должно быть полифункционально;
— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
— при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возраста детей.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Соответствие возрасту ребенка — одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка.
При организации деятельности учреждения особое внимание необходимо уделять формированию предметно-развивающей среды, исходить из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Нужно обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда, организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по интересам.
Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Необходим уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Мебель и оборудование в группе устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью должна использоваться различная мебель, в том числе и разноуровневая. Такая организация пространства — одно из условий среды, дающее возможность воспитателю приблизиться к позиции ребенка.
В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. В группах дети наблюдая за растениями учатся рассматривать, ухаживать за ними, обобщая результаты своих наблюдений, ведя календаря, делая зарисовки.
В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной.
Предметно-развивающая среда группы должна меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, а так же отвечать гендерной специфике.
Таким образом, направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.