Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Правовая консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Болотова: правовая консультация родителям будущих первоклассников
1) Что нужно знать родителям первоклассников?
Родителям следует знать, что право на обучение является конституционным правом личности. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст. 43 Конституции РФ и законом РФ «Об образовании». Рекомендуем родителям ознакомиться с содержанием этого документа, поскольку именно в нем представлены права родителей обучающегося, права образовательного учреждения, права самого ученика и гарантии по их реализации.
Публикация «Правовая консультация для родителей» размещена в разделах
Родителям следует знать, что когда ребенок становится учеником школы, то они становятся участниками образовательного процесса. Основные нюансы их участия в образовательной деятельности конкретного образовательного учреждения определяются уставом этого учреждения и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 18.08.2008).
Напомним, что поступление ребенка в школу не освобождает родителей от обязанности обеспечивать условия его обучения и воспитания, поэтому со стороны родителей должны быть подготовлены необходимые средства обучения (рабочее место ученика дома (стол, стул, письменные принадлежности, школьная форма (если такое требование указано в уставе школы, форма для занятий физической культуры и др.). Учебники и учебные пособия обязана предоставить школа. Причем такая школьная литература должна соответствовать ежегодно утверждаемым Министерством образования и науки РФ перечням учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных для учебного процесса.
Обращаем внимание, что решение такой комиссии является рекомендацией, окончательное решение по поводу выбора вида образовательного учреждения, формы обучения (очная, очно-заочная, экстернат, обучение на дому) зависит от воли родителей.
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с согласия родителей при наличии направления психолого-медико-педагогической комиссии, которая организуется при органах управления образованием. Заметим, что в общеобразовательных школах в настоящее время могут организовываться классы коррекционного обучения. Это позволяет ученикам, имеющим, например, логопедические проблемы в щадящем режиме освоить программы начальной школы и уже при переходе в основную школу учиться на равных со своими ровесниками.
Особенности режима обучения учащихся в начальной школе определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02). Так в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Обучение детей в 1-м классе должно проводиться с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков - не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется, как правило, посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения, в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в учебные планы для обучающихся начальной школы включают предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
Родителям необходимо помнить, что первоклассники учатся только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.
Согласно п. 2 ст. 16 закона РФ «ОБ образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
2) Какие документы нужно подавать при поступлении в школу?
Перечень документов, для поступления в первый класс определяются уставом школы. Если исходить из общих требований, то родители обязаны написать на имя директора школы заявление о приеме их ребенка в первый класс, в нем указать адрес постоянного проживания ребенка, предъявить медицинскую карту ребенка, которая оформляется в поликлинике по месту жительства (к этому документу следует отнестись весьма внимательно, поскольку это вопрос безопасности здоровья всех детей, которые обучаются в школе, свидетельство о рождении ребенка, копию медицинского полиса ребенка.
При поступлении в школу ребенка во второй и другие классы, помимо указанных документов необходимо предъявить табель успеваемости, выданный школой (это может быть дневник ученика, заверенный печатью школы либо специальная выписка об успеваемости из классного журнала, либо документ об основном общем образовании, а также личное дело учащегося, которое может быть выдано родителю по запросу из той школы, куда поступает ребенок.
Заметим, что точный набор документов может устанавливать и учредитель образовательного учреждения. Для муниципальных образовательных учреждений это органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
3) Законны ли собеседования при приеме в школы?
В соответствии с п. 3 ст5 закона РФ «Об образовании» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях законами Российской Федерации не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т. е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Тем, не менее, в ряде регионов сложилась незаконная практика проведения специализированных собеседований учащихся при приеме в первый класс, особенно в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях и лицеях. В настоящее время в Государственной Думе РФ готовится проект закона о внесении поправок в закон РФ «Об образовании» о запрете проведения любых испытаний и собеседований при приеме детей в первый класс.
Задача школы научить всех детей по тем программ, которые реализуются в их стенах, независимо от стартовых возможностей и способностей ребенка. Практика показывает, что даже плохо читающие дети к окончанию начальной школы показывают результаты обучения равные тем, что проявляют ученики, которые поступали в первый класс уже владеющие основами начального образования.
Согласно письму Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях (на основании Закона Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П «О вынужденных переселенцах»; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ «О беженцах»).
Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе (п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
4) Что нужно знать родителям, отдающим ребенка в негосударственную школу?
При поступлении ребенка в негосударственную школу следует убедиться, что данная школа является юридическим лицом, т. е. имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также свидетельство о государственной аккредитации предоставляющее право данному учреждению выдавать документы об образовании государственного образца. Срок действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации не превышает 5 лет.
Родителям необходимо ознакомиться с уставом образовательного учреждения. правилами внутреннего распорядка для учащихся и договором, который обеспечивает им возможность влиять на учебный процесс в образовательном учреждении.
В случае какого-либо спора между заказчиком (родителями, потребителем образовательной услуги (учащимся) и исполнителем (образовательное учреждение) договора возмездного оказания образовательной услуги проблемы решаются на основании вышеуказанных документов.
Родителям рекомендуем посетить учреждения в день открытых дверей, чтобы убедиться в условиях обучения, ознакомиться с традициями данного учреждения, педагогическим коллективом (квалификация, творческий потенциал и др.).
Родителям следует помнить, что негосударственное образовательное учреждение на основании устава, утвержденного учредителем, имеет право проводить отбор учащихся.
7) Какой аттестат выдадут ребенку, окончившему негосударственную школу?
Если негосударственное образовательное учреждение имеет свидетельство о государственной аккредитации, т. е. документ подтверждающий, что данное образовательное учреждение реализует образовательную программу соответствующую требованиям государственного образовательного стандарта общего образования, то оно выдаст документ государственного образца. Если образовательное учреждение не имеет такого свидетельства, то оно выдаст документ об образовании, который не является документом государственного образца, что осложняет возможность получение последующих уровней образования.
8) В каком случае школа может отказать в приеме? Кто пользуется преимущественным правом зачисления?
Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Отказ в приеме ребенка в школу может быть связан только с превышением лицензионных показателей набора учащихся. В лицензии каждого образовательного учреждения указано предельное количество учащихся, которые могут обучаться в данной школе. Согласно законодательству РФ об образовании в одном классе городской школы может обучаться 25 учащихся, сельской школы до 20 учащихся.
Как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей. Документы, представленные родителями (законными представителями, регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в общеобразовательное учреждение; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.
После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей).
9) Что делать родителям, если им говорят, что классы уже укомплектованы?
Если родителям отказывают в приеме ребенка в первый класс, то такой отказ должен быть указан на их заявлении с указанием причины отказа. Родители при получении письменного отказа могут обратиться в муниципальный орган управления образованием, который предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.
10) Что делать родителям, у которых так или иначе пытаются вымогать деньги в школе?
В этом случае следует обратиться в правоохранительные органы, а также в муниципальный орган управления образованием, которому подчиняется образовательное учреждение.
11) Имеет ли право школа взимать с родителей денежные средства на что-либо (охрана, ремонт, заработная плата и т. д. ?
Нет, не имеет. Данные расходы относятся к компетенции учредителя. Согласно п. 1.4. ст. 31 закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий являются обязанностью органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В некоторых образовательных учреждениях вопросы охраны образовательного учреждения решаются коллегиальными органами внутреннего самоуправления, например, родительскими комитетами школ. В этом случае на родительских собраниях в классах должны обсуждаться вопросы и приниматься по ним решения родителями самостоятельно либо при участии непосредственно администрации (а не классных руководителей) школы.
Если родительское собрание примет решение оказать образовательному учреждению целевую помощь, то она оформляется в виде договора пожертвования либо договора дарения, которые предусматривают, в том числе, безналичное перечисление денежных средств на расчетный счет образовательного учреждения.
12) Все ли школы должны иметь лицензию? Что она подтверждает?
Согласно п. 6. ст. 33 закона РФ «Об образовании» ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Образовательное учреждение является юридическим лицом. Согласно ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Российский общеобразовательный портал