Валентина Кожуховская
Познавательно-исследовательское занятие «Здравствуй, ёлочка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательское занятие
«Здравствуй, ёлочка!»
Цели деятельности педагога:
- Уточнить представление детей о строении ели;
- Показать особенности живого дерева; жизни елового леса;
- Развивать любознательность, наблюдательность, желание охранять ёлочку.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие „Здравствуй, ёлочка!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Способен самостоятельно действовать; проявляет интерес к информации; знает правила поведения в природе; может различать деревья по внешнему виду; последовательно излагает свои мысли; способен осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность; умеет делиться своим опытом со сверстниками.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Интеграция познавательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Предварительная работа: посещение парка для знакомства с елью, чтение произведений о ёлочке, рисование плакатов, картин, заучивание загадок, выставка ёлочек сделанных родителями, слушание музыкальных произведений.
Материалы и оборудование: ёлочки из бросового материала, шишки для деления на команды, картинки для рассматривания, плакаты с изображением правил поведения в лесу и бережном отношении к ели, викторина.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и передайте хорошее настроение всем. Сделайте глубокий вдох – выдох и присаживайтесь.
Много мы с вами говорили о деревьях.
- Для чего нужны деревья?
- Чтобы был чистый воздух, для строительства домов, изготовления мебели и бумаги.
- Какую пользу приносят деревья?
• Они являются жилищем для животных;
• Семенами питаются птицы и животные;
• Некоторые деревья дают нам вкусные плоды;
• Из некоторых можно делать лекарства от многих болезней.
- Молодцы, огромную пользу приносят деревья. А чес же они друг от друга отличаются, чем похожи?
• Ветками, стволами, листьями.
- Молодец, Рома,
• А похожи они тем, что все имеют корень, ствол, ветки.
- Молодцы.
- Сегодня мы остановимся на одном из самых главных деревьев. Люди очень любят это дерево. Оно в Новый год доставляет много радости особенно детям.
- Послушайте Алё шину загадку:
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица стройна
А на Новый год важна!
- Молодцы, конечно - это ёлочка.
- А что такое Новый год нам расскажет Полина.
- Новый год – это снег, санки, коньки. Это когда люди украшают свой дом, ставят ёлку, наряжают её. Приходит Дед Мороз со Снегурочкой и приносят подарки. Дети рассказывают стихи, вместе со взрослыми поют песни про ёлочку и водят хоровод.
- Хорошо, я тоже знаю одну историю, которая приключилась с ёлочкой накануне Нового года. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Что же с ней произошло?»
Читаю рассказ С. Михалкова «Ёлочка». (С. Н. Николаева, «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва, «Просвещение», 2002г., стр. 197.)
- Молодцы, её не срубили, а нарядили прямо в лесу.
- Ребята, а вы знаете, что у нас много ёлочек?
- Нет.
- Послушаем Дашу.
- Ель является основной древесной породой в России, существует 45 видов елей, но самые редкие это обыкновенная, канадская, сербская, колючая, подушковидная, восточная, голубая. Ель до 10 – 15 лет растёт медленно, но затем рост её ускоряется. Живёт до 300 лет, а некоторые до 600. Она очень теневынослива и морозоустойчива, имеет мягкую, лёгкую, не очень прочную древесину. Ель высотой бывает до 90 метров. Все виды ели имеют густые жёсткие четырёхгранные хвоинки. Корневая система поверхностная, поэтому пересадка её не желательна.
- Вот сколько нового мы узнали о ёлочке.
- Ребята, что должна иметь ёлочка, чтобы ей расти? (Ответы детей).
- Проводим игру «Составь ёлочку» (2 ребёнка составляют ёлочку – корень, ствол, ветки).
- Посмотрите, правильно собрана ёлочка? (если есть ошибки – исправить).
- Что без чего не бывает?
Ответы детей:
• Корня без земли,
• Ствола без корня,
• Веток без ствола,
• Цветка без веток,
• Шишек без цветка.
- Молодцы, всё знаете.
- Как вы думаете: какие условия выращивания необходимы ёлочке?
- Свет, тепло, земля, полив, рыхление.
- Молодцы, ребята, но лучше об этом знает Карина. Она расскажет нам, как можно вырастить ёлочку в домашних условиях.
Выращивать ель можно тремя способами: из семян, саженцев, черенков. Но лучше всего выращивать из семян. Семена собирают осенью, в октябре – ноябре. Собираем с дерева шишечки, приносим домой, раскладываем на газету в тёплом месте, чтобы они подсохли и выпустили семена. Затем семена помещаем в горшок с хорошо прогретым песком на глубину 1,5 см. и убираем в холодильник. Через 3 месяца, в марте, достаём горшок и ставим в тёплое, светлое место и хорошо поливаем. Через 10 – 15 дней семена должны взойти. Высаживаем в землю, когда потеплеет, где-то в конце мая. Копаем ямку, ставим туда саженец и засыпаем землёй. Затем поливаем и накрываем срезанной пластиковой бутылкой, чтобы создать парниковый эффект. Через 6 – 8 дней бутылку убираем и не забываем поливать. И тогда вырастет красивая и пушистая ёлка.
- Карина рассказала что нужно, чтобы ёлочка росла. А нужно ли за ней ухаживать?
- Да.
- Катюша нам об это поведает и расскажет как ухаживать за новогодней елью дома.
- За ёлкой нужен особый уход, так как она растёт очень медленно и в 5-летнем возрасте её можно не заметить. Ёлочку нужно поливать 1 раз в неделю, удобрять при посадке и оберегать. Новогоднюю ёлочку не ставят близко к батарее, помещают её либо в мокрый песок или в ведро с водой. Можно каждый день опрыскивать водой. - Немного отдохнём. Физминутка «В лесу родилась ёлочка».
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла,
(присели, руки над головой)
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
(встали, руки внизу, повороты)
Метель ей пела песенки
(покачивание из стороны в сторону)
-Спи, ёлочка, бай-бай,
(руки под щекой)
Мороз снежком укутывал.
(обхват руками)
-Смотри, не замерзай.
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал,
(прыжки)
Порою волк сердитый волк
Рысцою пробегал.
(бег на месте)
- Соня нам расскажет, как ёлочка цветёт. Цветущая ель всегда очаровательна.
- В конце весны на кончиках ветвей ели появляются красные шишечки, торчащие вверх. Это женские шишечки. Осенью они превратятся в настоящие коричневые еловые шишки. Мужские шишки – тычиночные, помельче, жёлто-красные или просто жёлтые. Они то и пылят весной жёлтой еловой пыльцой. Женские шишки образуются на верхних ветвях, мужские же предпочитают боковые ветки.
-Ребята, мы с вами на прошлой неделе, после ветра, нашли сломанные ветки и принесли в группу, чтобы провести эксперимент. Одну веточку поставили в вазу с водой, а вторую положили на поднос. Они в таком положении у нас находились 5 дней. Теперь посмотрим, что же с ними произошло?
- Веточка, которая находилась в вазе, осталась зелёной, и иголочки у неё не
осыпались, а та, что лежала на подносе – осыпалась.
- Теперь мы с вами делаем вывод, что ёлочка нуждается в поливе.
- Дома вы с родителями ставили ёлки. Что с ними сделали, когда прошёл праздник?
- Выбросили. Мы дома ёлку держали в воде, но она всё равно пожелтела, и с неё стали осыпаться иголки.
- Жалко ёлочки? Так можно не срубать ёлку, а купить искусственную, или сделать своими руками. Посмотрите, какие ёлочки у нас на выставке. Можно такими ёлочками украшать дом?
- Да.
- Посмотрите на картинки и скажите «Так бывает или нет?»
- Конечно, не бывает. Наша ёлка всегда зелёная, в любое время года.
- Катя прочитает нам стихотворение О. Высотской «Ёлочка»
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад,
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена,
Видно ей мороз не страшен,
Видно смелая она.
- Ребята, как вы думаете кто живёт к еловом лесу?
- Живут зайцы, белки, волки, лисы, ежи, мышки, муравьи, дятлы, клесты, совы.
- Как вы считаете, растут ли там грибы?
- Нет, потому что почва в еловом лесу кислая и мало пригодная для растений.
Гимнастика для глаз:
Немного отдохнут наши глаза.
Закройте глаза.
Откройте и скажите, что у меня в руке (шишка)
Шишка поднимается вверх, опускается вниз, влево, вправо.
Подул ветер и шишка наша стала раскачиваться вверх, вниз, влево, вправо.
Закройте глаза, откройте.
(На доске картинки)
- Что не правильно изобразил художник?
- Молодцы, на ёлке всё это не растёт. На ней растут шишки.
- Сколько у меня много шишек. Подойдите и возьмите по одной (деление на команды)
У кого красные шишки – подходят к столу слева.
У кого жёлтые – к столу справа.
Задание:
На столах картинки, внимательно рассмотрите их, и один из вашей команды расскажет: «Где кто находится по отношению к ёлке?»
- Ребята, мы с вами много узнали о ёлочке. А какую она приносит пользу. Иди, Милена, расскажи.
- Ель используют в разных областях:
В строительстве;
Для изготовления музыкальных инструментов (скрипка Страдивари);
Изготовление кормовой добавки для животных;
Семена служат кормом лесным птицам (дятел) и грызунам (белка, мышь);
Украшают на рождество со времён Петра I.
Широко используется в медицине:
Хвою – в ней много витамина С;
Почки – при ангине, бронхите;
Смола – в качестве клея и свечи, при лечении порезов и ссадин;
Отвар молодых побегов – при простуде.
- Вспомните правила поведения в лесу.
- Не кричать, не разводить костёр, не разорять гнёзда, не ломать ветки, не рубить деревья.
- Молодцы. И так мы пришли с вами к выводу, что деревья надо охранять и беречь. И ёлочку можно нарядить на Новый год искусственную. Ведь в некоторых странах правительство приняло закон о защите деревьев и призывает сажать новые леса. Если не будет деревьев, то что произойдёт?
- Исчезнут животные, насекомые, птицы, станет грязным воздух.
- Ребята, загадайте загадки про ёлочку (см. в приложении).
- Проведём викторину (см. в приложении).
-Пальчиковую гимнастику проведёт Саша. И мы закончим плакаты которые рисовали на прошлых занятиях. (см. в приложении).
Приложение 1.
Викторина.
1. Сколько лет живёт ель? (10, 300, 600)
2. Сколько метров в высоту? 60, 90)
3. Какого цвета древесина? (Белая)
4. Древесина ели мягкая или твёрдая? (мягкая)
5. Древесина ели прочная или не очень прочная? (не очень прочная)
6. Древесина ели лёгкая или тяжёлая? (лёгкая)
7. Какие музыкальные инструменты делают из ели? (скрипки)
8. Любит ли ель пересадку? (нет)
9. Морозоустойчивы ли ели? (морозоустойчивы)
10. Ель любит свет? (нет, может расти в тени)
11. В еловом лесу бывает ветер? (нет)
12. Какие цветы у ели? (красные и жёлтые шишки)
13. Какого цвета женские? (красноватые)
14. Какого цвета мужские? (жёлтые)
15. Как определить возраст ели? (посчитать количество ярусов ветвей, они растут кольцами, мутовками)
16. Сколько лет живёт хвоя? (6-10 лет)
17. С каким деревом по соседству любит жить ель? (с берёзой)
Приложение 2.
«Ёлочки».
Приложение 3.
Пальчиковая гимнастика: «Две сосны и ёлочка».
Две больших сосны стояли рядом,
(руки вверх, пальцы максимально разведены в стороны)
А меж ними ёлочка росла.
(руки вниз, пальцы разведены максимально в стороны)
Две сосны подружку укрывали,
(руки вверх, пальцы плотно прижаты друг к другу, покачивание в стороны)
Чтоб вершинку ветры не сломали,
(руки домиком над головой)
Чтоб красивой ёлочка росла!
(руки на пояс, повороты туловища в стороны)
«Ёлочка, ёлочка — зелёная иголочка». Сценарий новогоднего утренника «Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка» Действующие лица: Взрослые : Ведущая, Дед Мороз, Снеговик. Дети : Снеговики, Снежинки. Зал празднично.
Интегрированное занятие: «Ёлочка». (2 младшая группа) Интегрированное занятие: «Ёлочка». (2 младшая группа) Цель: развитие наблюдательности и любознательности. Задачи: учить различать характерные.
Комплексное занятие «В лесу родилась ёлочка» Программные задачи: Закрепить знания детей о деревьях, как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека; формировать.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе по теме: «Здравствуй, осень» Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе Задачи: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Продолжать.
Новогоднее оформление раздевальной комнаты в детском саду «Ёлочка-ёлочка, волшебная иголочка» А началось всё с просьбы дочери сделать поделку в школу. Посмотрела в интернете варианты изготовления новогодних ёлочек и наткнулась на.
Сценарий новогоднего утренника «Здравствуй, здравствуй, Ёлочка!» (младшая группа) «Здравствуй, здравствуй, Ёлочка!» Сценарий Новогоднего утренника младшая група. Герои: Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: Снеговик,стульчик.
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Осень золотая» Познавательно-творческий проект на тему: «Здравствуй, Осень Золотая» Автор проекта: воспитатель Михеева Татьяна Константиновна Название.
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!» Ведущий. Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Сегодня у нас с вами веселый праздник. 1 июня – наступило лето! И теплом июньским.
Сценарий новогоднего праздника для первой младшей группы «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Дети входят в зал. Воспитатель: У новогодней ёлочки Зелёные иголочки. И снизу до верхушки – Красивые игрушки. Висят на ветках шарики, Волшебные.
Сюжетное занятие по физической культуре в средней группе «Нас зимняя Ёлочка в гости позвала» Сюжетное занятие по физической культуре в средней группе"Нас зимняя Ёлочка в гости позвала" Программное содержание: 1. Упражнять в ходьбе.
Валентина Кожуховская | Все публикации
Познавательно-исследовательское занятие «Здравствуй, ёлочка!»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 16:03
|
Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательское занятие «Здравствуй, ёлочка!»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кожуховская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста