Никитаева Галина
Познавательно-исследовательский проект «Зеленый лучок на окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
- по методу – познавательно - исследовательский;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, их родители;
- по продолжительности – краткосрочный
1 этап - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Проблема
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Зеленый лучок на окошке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Чтобы удовлетворить любознательность детей 3-4 лет, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для их поисково-исследовательской деятельности, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Зеленый лучок на окошке», который направлен на формирование способностей детей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе экспериментирования, наблюдения, организации опытов и исследований.
Проектная идея - создать в группе детского сада маленький огород на подоконнике, вырастить зеленый лук для витаминного салата.
Цель проекта – создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
Задачи проекта :
вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию лука на окне;
формировать представление детей о необходимости света, тепла, воды для роста луковиц;
привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
развивать интерес к опытнической и исследовательской работе;
развивать познавательные и творческие способности
Предполагаемый результат
1. Дети совместно со взрослыми примут активное участие в познавательно – исследовательский деятельности.
2. У детей сформируются знания и представления: о строении луковицы, о росте зеленого лука в разных комнатных условиях, об условиях, необходимых для роста, о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растения, о пользе и красоте зеленого лука зимой.
3. Дети научатся фиксировать изменения роста луковиц в баночке.
4. Обогатится активный и пассивный словарь детей (корень, луковица, перо, стрелка).
5. Дети научится видеть результат своего труда.
6. Проект будет содействовать укреплению связей ДОУ и семьи
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса». Воспитатели задавали детям вопросы: что мы знаем о луке, что хотим узнать еще, где можем это узнать, тем самым привлекая детей к проекту.
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем?
Лук – это овощ
Лук – очень полезен для нашего организма
Лук нужен для приготовления пищи
Лук растет в земле, на грядке
Что хотим узнать?
Где взять витамины зимой?
Почему лук очень полезен для человека?
Где можно вырастить лук?
Что необходимо луку для роста?
Что можно приготовить из лука?
Где можем это узнать?
Спросить у взрослых
В интернете
Прослушать по радио, посмотреть по телевизору
В художественной литературе
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Доведение до всех участников важности этого проекта.
2. Подбор методической, научно – популярной, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме, оформление фотоальбома.
3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
4. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
5 Разработка тематического и перспективного плана мероприятий
На втором этапе педагоги подобрали иллюстративный материал, дидактические игры, разработали конспекты занятий, продумали тематику бесед с детьми и родителями, подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах
Для решения педагогических задач - образовательных, экологических, экспериментальных и игровых нам подошел обыкновенный подоконник. «Работа» здесь началась в конце зимы. Этот крошку- огородик мы устроили с целью получения знаний о природе, о выращивании лука во время экспериментирования. Это место стало самым «волшебным» в группе, и от него просто невозможно было отвести глаз.
3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов.
14 февраля был особенный день. Дети принесли в детский сад баночки и репчатый лук, чтобы посадить его на окошке. В этот день дети вместе с воспитателем внимательно рассмотрели каждую луковицу, обратили внимание на форму, цвет, величину. После беседы каждый налил в баночку воды, посадил луковицу в баночку, поставил на подоконник. После этого дети нарисовали луковицу, т. е. зафиксировали начало эксперимента и стали вести наблюдение. Для этого была сделана специальная табличка, в которой потом был отмечен день посадки, день, когда появилась первая зелёная стрелка лука.
В течение эксперимента дети делали несколько зарисовок лука, изменения в его росте: появление первых маленьких зеленых перышек, нескольких пёрышек на луковице, зеленые перышки перед срезанием. Так первые наблюдения стали опытом исследовательской деятельности.
Отдельно в банки посадили луковицы, создав для них разные условия: для одной - тепло, воду, свет; для другой - тепло, воду, темноту; для третьей - холод, воду, свет, для четвертой – свет, тепло.
4 этап – презентация проекта
Содержание этого этапа заключалось в следующем:
использование лука в пищу;
приготовление салата «Зелёные витамины для детей»;
вечер развлечений «Бабушка-загадушка» :
оформление фотоальбома
Овощи нужны для еды, для приготовления пищи. Вот и решили в детском саду, что урожай зелёного лука пойдёт в борщ, суп и салат. Салат «Зелёные витамины для детей»
дети ели с удовольствием. На вечере развлечений дети читали стихотворения, пели песни про овощи. Бабушка – загадушка загадала загадки про лук, а дети старались их отгадать.
После всех проведенных мероприятий воспитатели группы оформили фотоальбом «Зеленый лучок на окошке»
В конце проекта воспитатели вместе с детьми высадили лук в землю на огороде. Это создало новую тему для нового проекта.