Елена Никитаева
Повышение двигательного статуса детей в процессе НОД как средство повышения эффективности образовательного процесса
Нам очень повезло: мы работаем с детьми самого чистого, отзывчивого, искреннего возраста. Именно в этот период закладываются основы их будущей успешности и жизненной позиции и роль воспитателей и педагогов ДОУ трудно переоценить. Именно поэтому так много внимания развитию детей в процессе образовательной деятельности уделено во ФГОС-ах. Ребенок должен стать активным, полноправным участником НОД, а не просто объектом обучения для получения порции знаний, умений и навыков. Собственно, ЗУН теперь- не самоцель, а средство развития ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями.
Публикация «Повышение двигательного статуса детей в процессе НОД как средство повышения эффективности образовательного процесса» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Многие сталкивались с тем, что у детей дошкольного возраста очень маленький период устойчивого внимания, высокая утомляемость, поэтому эффективность "традиционного" занятия-урока очень низка. При этом они по своей природе- врожденные исследователи, первооткрыватели, которым интересно все, или почти все. Помните историю Тома Сойера, который неинтересное, возможно, даже скучное занятие- покраску забора вдруг сделал в глазах сверстников самым желанным? Спасибо Марку Твену! Вот и нам приходится изо дня в день искать способы будить интерес детей. Если интерес разбужен, то порог утомляемости сразу отодвигается. А если разнообразить виды деятельности, а самое главное- повысить двигательный статус детей в процессе НОД, то можно существенно повысить эффективность образовательного процесса, а так же помочь в решении еще одной проблемы. Сегодня в связи с влиянием многих факторов: социально – экономических, демографических, экологических одной из главных проблем системы образования, а значит и каждого педагога является вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, использование здоровьсберегающих технологий в работе ДОУ.
Какие же приемы и методы можно использовать для решения этих задач? Поделюсь своим опытом, т. к. это направление я взяла как тему самообразования и обнаружила явный недостаток конкретных материалов в литературе и интернете, если не считать советов по физкультминуткам, прогулкам и занятий по физической культуре.
1. Каждое занятие НОД начинаю с музыкально-ритмической разминки под музыку, куда включаю упражнения на развитие произвольного внимания, элементы психогимнастики.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Нам очень повезло мы работаем с детьми самого чистого отзывчивого искреннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404504463.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Именно в этот период закладываются основы их будущей успешности и жизненной позиции и роль воспитателей и педагогов ДОУ трудно переоценить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404505109.jpg)
2. Чередование коллективных, индивидуальных и групповых форм, элементов соревнования, позволяющих перемещаться в пространстве учебной зоны, например, для проведения опыта, наблюдения, или на занятии- КВН, когда мы разбиваемся на команды и каждая получает свое задание и время на ее обсуждение.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Именно поэтому так много внимания развитию детей в процессе образовательной деятельности уделено во ФГОС ах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404500001.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Ребенок должен стать активным полноправным участником НОД а не просто объектом обучения для получения порции знаний умений и навыков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404500920.jpg)
3. Использование на Физкультминутках- игр на подражание (например, при изучении темы животные крайнего Севера- изображаем, как перемещаются по суше моржи,как "танцуют" птицы в период ухаживания, при изучении млекопитающих- как прыгает заяц, сворачивается клубочком еж, бегает хомяк, собирая за щеки зерна (это еще и артикуляционная гимнастика отличная,и т. д. -тема подсказывает направление для фантазий.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Собственно ЗУН теперь не самоцель а средство развития ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404501558.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Повышение двигательного статуса детей в процессе НОД как средство повышения эффективности образовательного процесса размещена в разделах Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404501657.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 При этом они по своей природе врожденные исследователи первооткрыватели которым интересно все или почти все](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404505184.jpg)
4. Элементы театрализации. Например, когда материал преподносится в виде сказочных приключений какого-то героя, часть действий или сюжета детям предлагается изобразить. Они очень любят такие задания.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Если интерес разбужен то порог утомляемости сразу отодвигается](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404501737.jpg)
5. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, осанки, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика. Их тоже можно увязать по сюжету.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Какие же приемы и методы можно использовать для решения этих задач Поделюсь своим опытом т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404501869.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Каждое занятие НОД начинаю с музыкально ритмической разминки под музыку куда включаю упражнения на развитие произвольного внимания элементы психогимнастики](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404501930.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 тема подсказывает направление для фантазий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404505297.jpg)
6. Подвижные дидактические игры «Будь внимателен», «Поймай ошибку», когда дети должны выполнить определенные движения, услышав правильные или неверное суждения.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Элементы театрализации](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404502186.jpg)
7. Чередование разных зон в процессе НОД, подвижные игровые переходы между ними.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Например когда материал преподносится в виде сказочных приключений какого то героя часть действий или сюжета детям предлагается изобразить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404502390.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Они очень любят такие задания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404502465.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Артикуляционная и дыхательная гимнастика упражнения для глаз осанки элементы самомассажа пальчиковая гимнастика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404502513.jpg)
8. Использование раздаточного материала для практических действий. Чередование устных видов работ с практической деятельностью.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Их тоже можно увязать по сюжету](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404502631.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Подвижные дидактические игры Будь внимателен Поймай ошибку когда дети должны выполнить определенные движения услышав правильные или неверное суждения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404503099.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Чередование разных зон в процессе НОД подвижные игровые переходы между ними](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-159189-1404503151.jpg)
Ну, а самое главное- хорошее настроение, которое передается детям. И приятно, и полезно, т. к. тоже повышает работоспособность и познавательный интерес!
Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен. Удачи вам и творческих успехов, коллеги!