Елена Никитаева
Повышение двигательного статуса детей в процессе НОД как средство повышения эффективности образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Нам очень повезло: мы работаем с детьми самого чистого, отзывчивого, искреннего возраста. Именно в этот период закладываются основы их будущей успешности и жизненной позиции и роль воспитателей и педагогов ДОУ трудно переоценить. Именно поэтому так много внимания развитию детей в процессе образовательной деятельности уделено во ФГОС-ах. Ребенок должен стать активным, полноправным участником НОД, а не просто объектом обучения для получения порции знаний, умений и навыков. Собственно, ЗУН теперь- не самоцель, а средство развития ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями.
Публикация «Повышение двигательного статуса детей в процессе НОД как средство повышения эффективности образовательного процесса» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Многие сталкивались с тем, что у детей дошкольного возраста очень маленький период устойчивого внимания, высокая утомляемость, поэтому эффективность "традиционного" занятия-урока очень низка. При этом они по своей природе- врожденные исследователи, первооткрыватели, которым интересно все, или почти все. Помните историю Тома Сойера, который неинтересное, возможно, даже скучное занятие- покраску забора вдруг сделал в глазах сверстников самым желанным? Спасибо Марку Твену! Вот и нам приходится изо дня в день искать способы будить интерес детей. Если интерес разбужен, то порог утомляемости сразу отодвигается. А если разнообразить виды деятельности, а самое главное- повысить двигательный статус детей в процессе НОД, то можно существенно повысить эффективность образовательного процесса, а так же помочь в решении еще одной проблемы. Сегодня в связи с влиянием многих факторов: социально – экономических, демографических, экологических одной из главных проблем системы образования, а значит и каждого педагога является вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, использование здоровьсберегающих технологий в работе ДОУ.
Какие же приемы и методы можно использовать для решения этих задач? Поделюсь своим опытом, т. к. это направление я взяла как тему самообразования и обнаружила явный недостаток конкретных материалов в литературе и интернете, если не считать советов по физкультминуткам, прогулкам и занятий по физической культуре.
1. Каждое занятие НОД начинаю с музыкально-ритмической разминки под музыку, куда включаю упражнения на развитие произвольного внимания, элементы психогимнастики.
2. Чередование коллективных, индивидуальных и групповых форм, элементов соревнования, позволяющих перемещаться в пространстве учебной зоны, например, для проведения опыта, наблюдения, или на занятии- КВН, когда мы разбиваемся на команды и каждая получает свое задание и время на ее обсуждение.
3. Использование на Физкультминутках- игр на подражание (например, при изучении темы животные крайнего Севера- изображаем, как перемещаются по суше моржи,как "танцуют" птицы в период ухаживания, при изучении млекопитающих- как прыгает заяц, сворачивается клубочком еж, бегает хомяк, собирая за щеки зерна (это еще и артикуляционная гимнастика отличная,и т. д. -тема подсказывает направление для фантазий.
4. Элементы театрализации. Например, когда материал преподносится в виде сказочных приключений какого-то героя, часть действий или сюжета детям предлагается изобразить. Они очень любят такие задания.
5. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, осанки, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика. Их тоже можно увязать по сюжету.
6. Подвижные дидактические игры «Будь внимателен», «Поймай ошибку», когда дети должны выполнить определенные движения, услышав правильные или неверное суждения.
7. Чередование разных зон в процессе НОД, подвижные игровые переходы между ними.
8. Использование раздаточного материала для практических действий. Чередование устных видов работ с практической деятельностью.
Ну, а самое главное- хорошее настроение, которое передается детям. И приятно, и полезно, т. к. тоже повышает работоспособность и познавательный интерес!
Надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезен. Удачи вам и творческих успехов, коллеги!