Людмила Долгих
Портфолио будущего первоклассника-одна из форм становления самооценки ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики. Портфолио (итал. portfolio портфель, папка для документов) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации.
Если говорить о системе образования, то портфолио дошкольника – это не кий способ накопления и последующей оценки достижений ребенка. Чаще всего данный документ представляет собой подборку работ и результатов будущего первоклассника, которая демонстрирует его стремление, потенциал и результаты, достигнутые в различных областях. Это - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения детей.
Публикация «Портфолио будущего первоклассника-одна из форм становления самооценки ребёнка» размещена в разделах
Зачем нужно и нужно ли портфолио дошкольника? До недавнего времени наличие портфолио у ребенка зависело от желания педагога или родителя. Но с приходом в нашу жизнь новых образовательных стандартов фор-мирование портфолио становится обязательным условием. Это один из способов оценки достижений. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс ребенка. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ре-бенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Но, несмотря на новое требование, тема портфолио всё ещё вызывает много вопросов. Единой версии портфолио пока не существует, есть лишь рекомендации, одобренные Минобрнауки.
По моему личному убеждению, портфолио ребёнка необходимо было бы создавать, даже если бы оно не имело никакой официальной силы. Прежде всего, потому, что оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики его достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа.
Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка вос- поминаний о дошкольном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения. Таким образом, исходя из выше сказанного, портфолио являет-ся современной эффективной формой оценивания и повышения самооценки, и помогает решать важные педагогические задачи:
•Формирование установки на творческую деятельность и умений творчес- кой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста
•Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
• Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию
Как выглядит портфолио старшего дошкольника? Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Важно помнить, что, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
Структура портфолио.
Хочется обратить внимание, что разделы формируются по решению воспитателя, детей и их родителей, исходя из имеющихся материалов и результатов деятельности.
Первый раздел – ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. Первый лист раздела – это красиво оформленный титульный лист с указа-нием ФИО ребёнка и его даты рождения, следующая страница «Здравствуйте – это я» с фотографией ребенка. В следующий файл вкладываются всевозможные открытки и поздравления. На следующем листе подраздела «Наша дружная семья» – если есть фотографии, то прикладывает их и записывается любимые занятии семьи, которые проходят с участием ребенка, рассказ о семье, семейных традициях и праздниках.
Второй раздел Портфолио – «Мое творчество» заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами, докладами и т. д.
Третий раздел Портфолио – «Копилка достижений» включает в себя дос-тижения и успехи ребенка, заполняется постепенно по мере накопления материала. Могут быть вложены: грамоты и сертификаты за победу или участие в творческих конкурсах (рисунки, поделки, плакаты, фото- работы, конкурсы чтецов, игры и соревнования, викторины, конкурсы проектов.
Четвертый раздел Портфолио –«Благодарности родителям» Таким образом, исходя из выше сказанного, одной из основных целей составления портфолио ребенка является установка тесного сотрудничества между родителями, воспитателем и ребенком. Ребенок сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели. Роль воспитателя в работе с портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи воспитателей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят детям проявить себя. Они помогают им принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Важно помнить, что основные усилия в образовательном процессе на-правляются на развитие у детей способностей, которые помогут ему пол-ностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.