Лучший педагог года

Поликультурное образование в работе с дошкольниками (3 фото)

Светлана Гузяева
Поликультурное образование в работе с дошкольниками

ОТЧЁТ

О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЫ ВМЕСТЕ»

НДОУ «Детский сад № 208» ОАО «Р

Поликультурное образование в работе с дошкольниками

Д»

В соответствии с Концепцией развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» поликультурное образование рассматривается педагогическим коллективом детского сада, как одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию - пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас.

Публикация «Поликультурное образование в работе с дошкольниками» размещена в разделах

В нашем детском саду была внедрена программа поликультурного образования детей от 3 до 7 лет «Мы вместе», разработанная рабочей группой педагогов НДОУ ОАО «РЖД». В соответствии с этой программой проводилась работа с детьми возрастных групп, с педагогами и родителями. Принимая во внимание актуальность данной темы, педагогический коллектив в прошлом учебном году провёл работу по выявлению уровня поликультурного образования у детей 5-7 лет. По результатам выполненного анализа педагогическим коллективом было принято решение реализовать в качестве одной из годовых задач работы НДОУ формирование у детей основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам через использование проектной деятельности.

Выбор такой формы работы с детьми дошкольного возраста был неслучайным. Использование метода проектов способствует развитию у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, креативность, инициативность, лидерство, которые составляют основу социальной компетенции ребёнка-дошкольника.

Поликультурное образование включено в тематическое планирование каждой возрастной группы, т. к. темы модулей в программе «Мы вместе» располагают включать их в тематические недели. Программные задачи решаются через непосредственно образовательную деятельность, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей, а также при взаимодействии с семьями.

В процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми : интегрированная непосредственно образовательная деятельность, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, продуктивную, музыкальную, игровую и др.).

Музыкальная деятельность:

• китайский зимний праздник «Дунгжи», праздник «Halloween», «Зимние малые Олимпийские игры – 2014», праздник «Масленица»;

развлечения: «Рождественские посиделки» традиции празднования Рождества в Англии, «Раз в крещенский вечерок…», «Путешествие на родину Олимпиады – в Грецию», «Ярмарка ремёсел»;

• встреча с интересным человеком другой национальности лаосцем Лампхетом Чампакхам (оператором студии телевидения нашего города);

В течение учебного года каждая возрастная группа разрабатывала и реализовывала краткосрочные и долгосрочные проекты по поликультурному образованию.

Особое место в педагогическом процессе мы уделяем организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В центры развития, в соответствии с тематической неделей, вносим различные дидактические, настольные игры, атрибуты ("Ателье для сибиряков", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Назови три предмета" (одежда народов Сибири, "Укрась комнату ковром", которые позволяют детям расширять представления о быте, традициях и культуре коренных жителей. Технологические карты стимулируют творчество детей при создании построек жилищ народов Сибири, при изготовлении и украшении предметов быта, игрушек и т. д. (лепка "Сибирские народные промыслы", рисование "Укрась одежду деталями", "Роспись глиняной посуды", аппликация "Украшение русской избы (бурятской юрты)", "Сибирское кружево").

В НДОУ был составлен план мероприятий по поликультурному образованию. Поэтому, в соответствии с планом, в детском саду была организована методическая работа по сопровождению педагогов, включающая теоретический и практический этапы.

В ходе мероприятий, организованных на теоретическом этапе, решались задачи по подготовке педагогов к ведению воспитательно-образовательной работы с детьми. Практический этап предусматривал разные формы организации методической работы с применением активных средств обучения. Так, в течение года были спланированы и проведены следующие мероприятия:

• семинар «Поликультурное образование дошкольников», создание базы педагогических проектов (сентябрь);

• мастер-класс «Как входят детские подвижные игры разных народов в жизнь современных детей» (октябрь);

• тренинг «Учимся быть толерантными», тестирование «Толерантны ли Вы?» (ноябрь);

• мастер-класс «Развитие творческих способностей детей средствами национального искусства народов мира» (декабрь);

• открытый просмотр совместной деятельности педагогов и детей по поликультурному образованию : непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, познавательно-исследовательская деятельность (январь);

• тематический контроль «Осуществление поликультурного образования в подготовительных к школе группах», который преследовал цель выявить педагогические проблемы в процессе поликультурного образования детей, помог определить уровень готовности педагогов к работе с воспитанниками родителями в данном направлении. Были проведены анкетирование с педагогами и родителями, посвящённые развитию поликультурной личности (февраль);

• педагогический совет в нетрадиционной форме «Поликультурное образование в детском саду» (март);

участие в методическом объединении на тему: «Формирование основ поликультурного образования у дошкольников в процессе НОД» в НДОУ «Детский сад № 207 ОАО «РЖД» с опытом работы воспитателей по реализации проектов «Приобщение детей к культуре и традициям народов России», «Байкал – жемчужина Сибири» (март);

методическое объединение в НДОУ по теме: «Поликультурное образование в работе с детьми дошкольного возраста» (апрель);

Воспитатель Прудникова Г. А. опубликовала заметку: «Как мы учим детей уважать традиции других народов» в районной газете «Тракт», которая вышла в печати 15 января 2014 г.

В НДОУ создана творческая группа из педагогов, деятельность которой направлена на реализацию поликультурного образования дошкольников.

Педагогами оформляются тематические выставки в холлах НДОУ: «Здравствуй, мир! Здравствуй, дружба!», «Путешествуем по миру», «Как прекрасен этот мир, посмотри!», «Мы – земляне, но мы все разные» и т. д., а также транслируются презентации в холле административного центра для родителей и гостей детского сада.

Пополнялась материально-техническая база, осуществлялось предметное насыщение детской среды по поликультурному образованию в течение года.

Таким образом, организованное методическое сопровождение, направленное на решение задач по формированию у воспитанников основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам посредством проектной деятельности, позволило охватить всех педагогов, способствовало повышению их профессионального уровня и, как следствие, расширению кругозора детей в поликультурном отношении.

Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Педагогическим коллективом активно внедряются инновационные формы работы с семьёй, которые направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цели работы НДОУ с семьями воспитанников по поликультурному образованию следующие :

осознание важности и необходимости поликультурного образования дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

осуществление единства воспитательного воздействия семьи и НДОУ на дошкольников;

формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

• силами родителей оформляются стенгазеты «Где мы отдыхали», «Мои путешествия», приносят сувениры, фотографии.

• проводились русско-армянский праздник «Мы в мире, дружбе будем жить», развлечение «Путешествие на поезде «Дружба народов» с участием детей и родителей;

• экскурсионные презентации родителей «Мы это видели!»;

• проведение родителями мастер-класса с детьми по изготовлению куклы-лихоманки, тряпичных кукол, макетов «7 чудес света», оригами «Голубь – птица мира, символ мира», из солёного теста «Животные жарких стран»;

• участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по поликультурному образованию.

• детско-родительский клуб «Английский всей семьёй»;

• участие родителей в непосредственно образовательной деятельности;

• выставки совместных поделок родителей и детей по тематическим неделям.

• активизация данной проблемы на сайте детского сада;

• семейный клуб выходного дня (это новая форма работы с родителями, которая проходит ежемесячно) :

- посещение культурно-музейного центра по темам: «Осенний салон» (выставка картин художников города Нижнеудинска, «Посидим за русским самоваром» (история русского чаепития, выставка картин нижнеудинского мастера Оксаны Першиковой «Соломенное узорочье»;

- литературно-семейный салон «Гармония» в центральной детской библиотеке, который работает специально с семьями нашего д/с.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Фото №1 ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЫ ВМЕСТЕ НДОУ Детский сад ОАО Р Фото №2 Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас
Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Автор публикации:
Поликультурное образование в работе с дошкольниками
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 07:03
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное образование в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гузяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД