Светлана Гузяева
Поликультурное образование в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЁТ
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЫ ВМЕСТЕ»
НДОУ «Детский сад № 208» ОАО «Р
Д»
В соответствии с Концепцией развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» поликультурное образование рассматривается педагогическим коллективом детского сада, как одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности учреждения по поликультурному образованию - пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас.
Публикация «Поликультурное образование в работе с дошкольниками» размещена в разделах
В нашем детском саду была внедрена программа поликультурного образования детей от 3 до 7 лет «Мы вместе», разработанная рабочей группой педагогов НДОУ ОАО «РЖД». В соответствии с этой программой проводилась работа с детьми возрастных групп, с педагогами и родителями. Принимая во внимание актуальность данной темы, педагогический коллектив в прошлом учебном году провёл работу по выявлению уровня поликультурного образования у детей 5-7 лет. По результатам выполненного анализа педагогическим коллективом было принято решение реализовать в качестве одной из годовых задач работы НДОУ формирование у детей основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам через использование проектной деятельности.
Выбор такой формы работы с детьми дошкольного возраста был неслучайным. Использование метода проектов способствует развитию у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, креативность, инициативность, лидерство, которые составляют основу социальной компетенции ребёнка-дошкольника.
Поликультурное образование включено в тематическое планирование каждой возрастной группы, т. к. темы модулей в программе «Мы вместе» располагают включать их в тематические недели. Программные задачи решаются через непосредственно образовательную деятельность, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей, а также при взаимодействии с семьями.
В процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми : интегрированная непосредственно образовательная деятельность, объединяющие различные виды деятельности (познавательную, продуктивную, музыкальную, игровую и др.).
Музыкальная деятельность:
• китайский зимний праздник «Дунгжи», праздник «Halloween», «Зимние малые Олимпийские игры – 2014», праздник «Масленица»;
• развлечения: «Рождественские посиделки» традиции празднования Рождества в Англии, «Раз в крещенский вечерок…», «Путешествие на родину Олимпиады – в Грецию», «Ярмарка ремёсел»;
• встреча с интересным человеком другой национальности лаосцем Лампхетом Чампакхам (оператором студии телевидения нашего города);
В течение учебного года каждая возрастная группа разрабатывала и реализовывала краткосрочные и долгосрочные проекты по поликультурному образованию.
Особое место в педагогическом процессе мы уделяем организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В центры развития, в соответствии с тематической неделей, вносим различные дидактические, настольные игры, атрибуты ("Ателье для сибиряков", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Назови три предмета" (одежда народов Сибири, "Укрась комнату ковром", которые позволяют детям расширять представления о быте, традициях и культуре коренных жителей. Технологические карты стимулируют творчество детей при создании построек жилищ народов Сибири, при изготовлении и украшении предметов быта, игрушек и т. д. (лепка "Сибирские народные промыслы", рисование "Укрась одежду деталями", "Роспись глиняной посуды", аппликация "Украшение русской избы (бурятской юрты)", "Сибирское кружево").
В НДОУ был составлен план мероприятий по поликультурному образованию. Поэтому, в соответствии с планом, в детском саду была организована методическая работа по сопровождению педагогов, включающая теоретический и практический этапы.
В ходе мероприятий, организованных на теоретическом этапе, решались задачи по подготовке педагогов к ведению воспитательно-образовательной работы с детьми. Практический этап предусматривал разные формы организации методической работы с применением активных средств обучения. Так, в течение года были спланированы и проведены следующие мероприятия:
• семинар «Поликультурное образование дошкольников», создание базы педагогических проектов (сентябрь);
• мастер-класс «Как входят детские подвижные игры разных народов в жизнь современных детей» (октябрь);
• тренинг «Учимся быть толерантными», тестирование «Толерантны ли Вы?» (ноябрь);
• мастер-класс «Развитие творческих способностей детей средствами национального искусства народов мира» (декабрь);
• открытый просмотр совместной деятельности педагогов и детей по поликультурному образованию : непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, познавательно-исследовательская деятельность (январь);
• тематический контроль «Осуществление поликультурного образования в подготовительных к школе группах», который преследовал цель выявить педагогические проблемы в процессе поликультурного образования детей, помог определить уровень готовности педагогов к работе с воспитанниками родителями в данном направлении. Были проведены анкетирование с педагогами и родителями, посвящённые развитию поликультурной личности (февраль);
• педагогический совет в нетрадиционной форме «Поликультурное образование в детском саду» (март);
• участие в методическом объединении на тему: «Формирование основ поликультурного образования у дошкольников в процессе НОД» в НДОУ «Детский сад № 207 ОАО «РЖД» с опытом работы воспитателей по реализации проектов «Приобщение детей к культуре и традициям народов России», «Байкал – жемчужина Сибири» (март);
• методическое объединение в НДОУ по теме: «Поликультурное образование в работе с детьми дошкольного возраста» (апрель);
Воспитатель Прудникова Г. А. опубликовала заметку: «Как мы учим детей уважать традиции других народов» в районной газете «Тракт», которая вышла в печати 15 января 2014 г.
В НДОУ создана творческая группа из педагогов, деятельность которой направлена на реализацию поликультурного образования дошкольников.
Педагогами оформляются тематические выставки в холлах НДОУ: «Здравствуй, мир! Здравствуй, дружба!», «Путешествуем по миру», «Как прекрасен этот мир, посмотри!», «Мы – земляне, но мы все разные» и т. д., а также транслируются презентации в холле административного центра для родителей и гостей детского сада.
Пополнялась материально-техническая база, осуществлялось предметное насыщение детской среды по поликультурному образованию в течение года.
Таким образом, организованное методическое сопровождение, направленное на решение задач по формированию у воспитанников основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам посредством проектной деятельности, позволило охватить всех педагогов, способствовало повышению их профессионального уровня и, как следствие, расширению кругозора детей в поликультурном отношении.
Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Педагогическим коллективом активно внедряются инновационные формы работы с семьёй, которые направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели работы НДОУ с семьями воспитанников по поликультурному образованию следующие :
осознание важности и необходимости поликультурного образования дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
осуществление единства воспитательного воздействия семьи и НДОУ на дошкольников;
формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному образованию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
• силами родителей оформляются стенгазеты «Где мы отдыхали», «Мои путешествия», приносят сувениры, фотографии.
• проводились русско-армянский праздник «Мы в мире, дружбе будем жить», развлечение «Путешествие на поезде «Дружба народов» с участием детей и родителей;
• экскурсионные презентации родителей «Мы это видели!»;
• проведение родителями мастер-класса с детьми по изготовлению куклы-лихоманки, тряпичных кукол, макетов «7 чудес света», оригами «Голубь – птица мира, символ мира», из солёного теста «Животные жарких стран»;
• участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по поликультурному образованию.
• детско-родительский клуб «Английский всей семьёй»;
• участие родителей в непосредственно образовательной деятельности;
• выставки совместных поделок родителей и детей по тематическим неделям.
• активизация данной проблемы на сайте детского сада;
• семейный клуб выходного дня (это новая форма работы с родителями, которая проходит ежемесячно) :
- посещение культурно-музейного центра по темам: «Осенний салон» (выставка картин художников города Нижнеудинска, «Посидим за русским самоваром» (история русского чаепития, выставка картин нижнеудинского мастера Оксаны Першиковой «Соломенное узорочье»;
- литературно-семейный салон «Гармония» в центральной детской библиотеке, который работает специально с семьями нашего д/с.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).